«Хип-хоп стал частью меня». Руководитель федерации брейк-данса Юрий Савельев о Ницше, Гагарине и брейк-дансе
13 февраля 2020

Автор – ученица Школы молодого журналиста Дворца детского и юношеского творчества Тольятти Анастасия Труханова

Юрий Савельев – создатель и руководитель Федерации спортивного танца «Брейк Данс». О сложностях, проектах, предыстории и многом другом он рассказал в эксклюзивном интервью. Что интересно, беседа прошла в «Библиотеке Автограда», и позже Юрий пояснил, что это не случайно.

– Кто вы по образованию?

– У меня несколько образований. Первое: я в техникуме отучился на инженера. Второе, можно сказать, по призванию: я пошёл на программиста. Но потом понял, что моё – это педагогика, поэтому третье образование у меня педагогическое. Я могу преподавать как детям, студентам, так и пожилым людям. Сейчас я получаю четвёртое образование – олимпийский тренер, потому что брейк-данс стал олимпийским видом спорта. Поэтому мы занимаемся в Тольятти развитием олимпийского брейка.

– Кем вы хотели стать в детстве?

(Пауза) В детстве я не задумывался об этом. Когда у кого-то спрашивали, кем он хочет стать, все отвечали: «Гагариным», вот и я так отвечал. В космос полечу, буду космонавтом!

– То есть вы шли в техникум, не зная, кем хотите стать?

– В техникум я пошёл из-за того, что мои родители работали и всё ещё работают на заводе. Они меня «продвигали» на завод, где я проходил практику, и я понял, что это не моё.

– Какие предметы вам больше всего нравились в школе?

– Точные науки: алгебра, геометрия, начертательная геометрия. Мне хорошо удавалось считать в уме, что говорит об его технологическом складе. Говорят, «технарь», хотя в детстве я и на балалайке играл в народном ансамбле.

 

Путь в брейк-дансе

– Как вы искали то, чем бы хотели заниматься всю жизнь?

– Я занимался разными видами спорта и творчеством. Когда я приехал в Тольятти, я «перебрал» около 15 секций в поиске «своей». Я до сих пор стараюсь пробовать себя в разных видах деятельности. Например, у нас с женой проект про театр, в котором я отвечаю за звук, оформление и являюсь продюсером.

– Как вы начали заниматься брейк-дансом?

– Очень просто: брейк сам меня нашёл. Я вышел в подъезд, а там танцуют ребята. В то время уже были клипы по MCM, где был час рэп-клипов. Хип-хоп культура едина. В клипе, где присутствует рэпер, есть и брейкеры (би-бой/би-гёрл), и граффити, и ди-джеи. То есть всё это – неотъемлемая часть единой культуры.

– Расскажите про степени развития в брейк-дансе.

– Если понимать брейк-данс с позиции обучения, роста, то нулевой уровень – это когда ты делаешь выбор. Когда ты понял, что это «твоё», ты становишься учеником, занимаешь призовые места. Потом понимаешь, что нужно развивать это дело, и открываешь школу, тем самым становишься тренером. Когда школа уже развилась, ты передаёшь школу своим ученикам. А потом становишься президентом федерации брейк-данса. Следующая иерархия – это обучение на олимпийского тренера, руководишь отделением брейка. Тут на самом деле много степеней, отчасти творческих.

Я тоже не стою на месте, съездил в Европу, в Америку, в Азию. Спектр проектов достаточно широкий. Если человек – руководитель автономной некоммерческой организации, это не значит, что он занимается только этим.

Предыстория

В 2005–2006 годах мы проводили «Стрит Курсинг» от Федерации экстремальных видов спорта. А в 2007 году фестиваль нужно было проводить от другой организации, потому что Федерация экстремальных видов спорта перестала существовать. Поэтому уже в 2007 году фестиваль проводился от Федерации спортивного танца «Брейк Данс».

– Дайте определение термину «федерация».

– Федерация – это многоуровневая система с множеством слоёв: школы, лагеря, брейк-клубы, стратегия... Брейкер может сначала быть учеником, а потом выступать как руководитель своей организации. Назовём это акселератором. Акселератор – это то, что помогает тебе расти. С уверенностью скажу, что тот, кто будет заниматься 5-10 лет, созреет для того, чтобы передавать накопленные знания.

Федерация – это система, в которой человек видит себя. Если ты видишь себя как руководитель, то ты растёшь как руководитель. И тебе готовится место, потому что по мере взросления оно формируется. Если ты хочешь быть тренером, то, пожалуйста, будь тренером! У нас есть человек, который отказался быть тренером, сказал: «Дайте мне только потанцевать! Не хочу я никакие фестивали организовывать, что вы ко мне пристали?» И мы подумали-подумали, и поняли: «Почему мы на него давим?». Ведь у нас только одно правило: уважение. Потому что если ты в деле, то ты уже уважаемый человек.

– Какая была главная цель создания федерации?

– Помимо упомянутой необходимости, она создавалась для многоуровневого развития. То есть это множество вариантов помогать культуре, делать новые вливания.

– Что было самое сложное по началу?

– Самое сложное – это начать. Решиться, понять, что это «твоё». А дальше путь покажет, что нужно делать. Дорогу осилит идущий. Мудрая мысль. То есть, когда ты не сидишь, а идёшь и понимаешь, что нужно идти и делать.

– Был момент, когда хотели всё бросить?

– Нет, не видел смысла.

– Что изменилось за годы существования Федерации спортивного танца «Брейк Данс»?

– Культура хип-хопа уже стала частью меня. Ты в неё вкладываешь, тем самым развивая её. Делаешь хорошо вокруг себя, а хорошо вокруг тебя, хорошо и тебе. Раньше было всего три человека в городе, а сейчас, допустим, 333.

– Какие дальнейшие планы у организации?

– Одна из целей развивать брейклетикс, развивать олимпийский брейкинг.

– В чём польза фестивалей, которые вы организовываете?

– Устраивать фестивали – это очень грамотная штука. Потому что многие молодые люди «загораются», когда мы привозим из Питера, Чебоксар разных судей, лекторов и организовываем здесь мероприятия. Мы делаем проекты в ММЦ «ШАНС», с мэрией дружим, с культурными, со спортивными структурами в нашем городе.

– Что танец даёт людям?

– Мы даём возможность молодым людям реализовать свой потенциал. Люди приходят в танец для самовыражения. В брейке нет правил, там все стили. И хип-хоп, и русские народные, и акробатика, и гимнастика. [Гимнаст, олимпийский чемпион Алексей] Немов, кстати, взял из брейк-данса один элемент, который потом вошёл в олимпийскую программу. Этот элемент называется «Эйр-Твист».

– Как вы привлекаете спонсоров?

– Пишем проекты. Мы формируем концепцию. То есть нащупываем то, что необходимо городу. Мы знаем необходимые атрибуты развития: какие-то городские батлы, внутри школьные мероприятия, которые сами и организовываем. Знаем, что нужна работа с родителями, чтобы родители были вовлечены в тренировки. Потому что без включения не будет развития. Обязательны выступления, чтобы спортсмен поддерживал себя как танцор, как актёр.

 

Команда

– Расскажите про вашу команду.

– В федерации много команд. Но именно моя называется «Gaws Breakers». Она трансформировалась из моей самой первой команды «Gaws Crew». Мы – друзья и сначала организовали «дворовую» команду. А «Gaws Breakers» – это новый виток, свежая кровь. В эту команду входят около восьми школ. Ребята из неё активно берут призовые места на соревнованиях разного уровня. Это очень радует.

 

– Как проходят собрания с вашим сообществом танцоров?

– Каждое воскресенье мы устраиваем вечера. Это может быть лекция, дискуссия. Это такая сходка танцоров, где мы занимаемся не только танцами, но и придумываем разные фишки по развитию Федерации спортивного танца «Брейк Данс». На первом собрании в сентябре мы сделали стратегию развития и подали её в Думу [г. о. Тольятти]. Решили, что нужно развивать олимпийский брейк, и как раз министр спорта осуществляет это. Из рекомендаций, если кратко, нам нужен свой начальник в департаменте спорта по брейку. У нас формируются тренерские составы, школы.

– Какие у ваших сотрудников цели пребывания в федерации?

– Для каждого цель пребывания в федерации разная. Ведь кто-то может сказать: «Юр, помоги мне от федерации сделать справку от учёбы». Но ему нужна только справка от учёбы и больше ничего. А кто-то находится на уровне: «Юра, дай сертификат, рекомендательное письмо»

 

 

– Чем ваша организация непохожа на другие?

– У нас есть такая фишка, когда мы меняемся тренерами. То есть бац! и новый тренер! Ребята обычно не знают, какой тренер придёт (улыбается). Это, конечно, немного не так происходит. Бывает, тренируем по 2-3 человека. Иногда один тренирует, иногда кто-то заменяет. И это здорово, что меня могут заменить, когда я, например, на переговорах. Это как система эджайл, где каждый может заменить каждого. И тренеры так развиваются. Люди становятся «универсальными». Ведь они могут и шоу поставить, и договориться, и пойти станцевать. Эта система является институтом для молодых людей, которые нашли своё дело.

 

Не только танцы

– Расскажите о вашем проекте «БИБЛ».

– «БИБЛ» – это мой социальный проект, он некоммерческий. В библиотеке я числюсь официально. Иногда я появляюсь здесь (в Библиотеке Автограда) как представитель Федерации «Брейк Данс», а иногда – как руководитель Молодёжного центра «БИБЛ». Бывает, что люди не знают, что я ещё и брейкер. Эти проекты нужно разграничивать. Сейчас в «БИБЛе» шесть действующих клубов, вообще их десять. Все они бесплатные.

 

Я учил немецкий язык и в школе, и в институте. Но потом я понял, что нужен английский, потому что все танцоры разговаривают на английском. Поэтому я сам начал учить этот язык. Я создал «Лингвоклуб». Мне предложили побыть хостом. Два месяца у меня жила чешка Эмили. И буквально через месяц я спокойно с ней разговаривал, философствовал. Это реализация концепции, что можно создать в библиотеке свой клуб, сообщество. Развиваться здесь, взаимодействовать с книжным фондом с помощью проектов.

– Как «БИБЛ» перекликается с федерацией?

– Например, мы в библиотеке делаем книги от лица федерации. Об истории направления брейк-данса, граффити о том, как влияют русские корни на брейк-данс. Потому что у нас танцоры используют русский народный танец в своих программах.

У нас есть целое шоу в русских народных костюмах. Мы делали его с джазовым оркестром. С ним я, кстати, ездил в Америку. Мы читали, лекции, показывали видео, фото. Тема – в России есть свой брейк-данс, своё граффити (например, хохлома), у рэперов частушки, балалайки, народные напевы... Фишка в том, что у всего сообщества брейкеров есть связь вне политики, вне денег. Мы занимались там, можно сказать, благотворительностью, но нам всё оплачивали.

Наш город славиться выдающимися людьми, которые прогрессивно мыслят, прогрессивно действуют.

 

 

Иллюстративный материал подготовлен автором текста

Просмотров: 1508
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей