«Наш народ потерял путеводную нить». О чём говорил Патриарх Кирилл во время своего визита в Тольятти
1 октября 2019

Автор – студентка Гуманитарного колледжа имени Святителя Алексия Митрополита Московского Ксения Костина

26 сентября в канун праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в Тольятти произошло поистине историческое событие. Автоград посетил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл. Последний раз предстоятель Русской Православной Церкви посещал самарскую землю 20 лет назад – это был Патриарх Алексий II.

В рамках встречи, которая состоялась в атриуме Поволжского православного института, Патриарх Кирилл обратился со словами напутствия к учащимся и преподавателям Православной классической гимназии, Колледжа гуманитарных и социально-педагогических дисциплин имени Святителя Алексия Митрополита Московского, а также собственно Поволжского православного института. Ниже представлена расшифровка его напутствия.

«Когда водолаз опускается вниз, в глубину, он испытывает на себе всё большее и большее давление. Наступает такой момент, когда без специальных средств он дальше опускаться не может. Ему нужны запасы кислорода, скафандр и многое другое. Потому что среда из такой милой и приятной, какой она может быть на поверхности, становится совершенно враждебной и нежизнеспособной на глубине.

Этот образ можно применить и к человеческой жизни, к человеческому опыту. В детстве для человека все добрые, все хорошие – на поверхности. А как только он начинает погружаться в глубину жизни, мировоззрения, человеческих отношений, то всё больше и больше испытывает на себе давление среды. И бывает так, что под давлением среды человек разрушается. И не когда-то там, когда пришли годы старения, а нередко в самом молодом возрасте. И разрушается не только духовно, что, разумеется, является главной проблемой. Физически разрушается. От злоупотребления алкоголем, наркотиками, от распущенного уровня жизни. А повышение уровня комфорта может сопровождаться освобождением энергии для новых и новых свершений.

Опустить руки, плыть по течению – значит, опускаться на ту самую глубину, на которой становится небезопасно для духовного, нравственного, интеллектуального и даже физического состояния человека.

Я бы попросил вас запомнить образ этого водолаза, который опускается под воду. Чем глубже, тем больше надо заботиться о своей безопасности, и в каком-то смысле все мы – как водолазы. Чем более усталыми мы становимся, чем мы увлекаемся всё более серьёзными вещами, тем больше возникает вызовов и безопасности человеческой жизни. И вот чтобы этот слой воды не раздавил, вы должны быть готовы.

А что это означает? Это вовсе не значит, что нужно, стиснув зубы, со злостью, с прищуром злым смотреть на окружающих нас людей. Нет, это значит иметь внутреннюю свободу от таких влияний извне, которые могут нас раздавить подобно толще воды.

В конце концов, тут речь идёт о свободе. По-настоящему свободный человек может так строить отношения с окружающим миром, что никакие вредные влияния его не погубят. Он бережёт свою свободу. Но совершать это в наше время достаточно трудно.

Каждый из вас знает, какое огромное влияние оказывают на нас интернет, средства массовой информации, сколько времени мы проводим у компьютера, какой огромный информационный поток на нас обрушивается. Не будьте безразличны к этому информационному потоку. Для того чтобы этот информационный поток не раздавил нас, как может раздавить физически человека толща воды, нужно непременно иметь соответствующее «оборудование», то есть такой настрой мыслей, такое воспитание воли, которое даёт возможность идти против течения – в том случае, если это течение опасно для умственного, нравственного и духовного состояния человека. Вот это и есть подлинная свобода.

Слово «свобода» бесчестно эксплуатировалась в прошлом. Да и сейчас так же эксплуатируется. У меня мало времени бывает, чтобы читать книги, но в связи с тем, что у меня сейчас короткий отдых, я читаю одну книгу – о предреволюционных годах России, о том, как надвигалась катастрофа, обернувшаяся уничтожением огромного количества людей. И многие не видели, были захвачены терминологией, новыми идеями, совершенно не думая о том, чем всё это может обернуться, если действительно кто-то начнёт реализовать эти проекты. А спохватились все тогда, когда начались убийства, репрессии, раскулачивание, уничтожение людей... Ждали свободы, а оказались в условиях, далёких от неё. И в какой-то момент наш народ потерял путеводную нить. Поддался, если говорить современным языком, пропаганде, если человеческим, церковным – искушению, которое поработило человека.

Вера, христианская вера, христианские убеждения дают нам право оставаться свободными, строить жизнь таким образом, чтобы не потерять самое главное. Быть способными сопротивляться натиску той самой страшной воды, которая на глубине раздавит человеческое естество.

Я бы хотел вас всех призвать к тому, чтобы вы не теряли своей внутренней бдительности, никогда не теряли способности накладывать на то, что происходит вокруг нас – странные слова скажу – Слово Божье. А что в Слове Божьем? В Слове Божьем нравственный закон, заповеди. Как различать думы: где правда, где ложь? Где пророческое слово, а где соблазн? Накладывайте на таких «героев», «выдающихся людей», которые заражают нас разного рода идеями, – накладывайте на них критерии своего нравственного духа и Слово Божье. И тогда – никогда не окажетесь на глубине той воды, которая может раздавить нас. Потому что наша вера – символ нашей свободы. Верующий человек – самый свободный человек. Он способен подняться над всем тем, что порабощает современного человека».

Просмотров: 783
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей