От конструктивизма до современности. В Тольятти работает уникальная выставка об истории российского дизайна
17 июля 2019

Автор – выпускница одной из тольяттинских школ Ксения Козина, абитуриентка Тольяттинского государственного университета

Как изменился российский дизайн за 100 лет? Об этом можно прочитать в интернете, но, согласитесь, гораздо интереснее увидеть предметы столетней давности своими глазами. Такую возможность тольяттинцам предоставляет Отдел современного искусства Тольяттинского художественного музея. Проследить тенденции дизайна от авангарда до современности можно до 27 июля. Выставка так и называется – «История российского дизайна 1917–2017».

Как и многие современные экспозиции, её можно отнести к интерактивным: посетителям предлагается видеоинформация, можно воспользоваться аудиогидом. По словам организаторов, экспозиция привлекает внимание посетителей, причём не только тольяттинских. За два года она побывала в Тобольске, Нижнем Новгороде, Тюмени, Нижневартовске. Сейчас с ней можно ознакомиться в Самарской области.

Выставка интересна тем, что представлена тремя разделами, каждый из них характеризует определённый этап в истории отечественного дизайна: конструктивизм (1917–1935), советский период (1950–1980) и современный дизайн (1990–2017). Многие экспонаты отличает не только принадлежность к определённому историческому периоду, но и авторство изготовителей. К примеру, к числу редких экспонатов относится «сервиз белый», выполненный по эскизам Казимира Малевича. Можно найти в экспозиции и историческую периодику – журналы, в которых публиковались Владимир Маяковский и Алексей Ган. Ориентироваться в исторических периодах достаточно просто: организаторы расположили все тематические отделения в разных залах.

Так, книги с образцами графического дизайна размещены в зале конструктивизма. На их примере можно проследить характерные черты этого авангардного течения: контрастное сопоставление букв разных размеров, использование шрифтов различной толщины и цвета. Также в отделе конструктивизма тольяттинцы смогут увидеть оригинал афиши к фильму «Удар», ее авторы – братья Стенберги. Лаконичные цвета и геометрические композиции делают плакат стилистически новым.

В экспозиции раздела советского дизайна выставлена, например, швейная машинка 1955 года выпуска «Тула» с корпусом из хромированной стали. Это одна из первых машинок в СССР с электромеханическим приводом и вмонтированным светильником. На базе именно этой машины выпускались известные модели «Ржев», «Волга», «Харьков».

Ольга Дружинина, автор выставки, директор по развитию Московского музея дизайна, отмечает, что выставка задумывалась как образовательный проект, который включит экспозицию и лекционную программу по истории дизайна. Для тольяттинской публики акцент сделан на истории промышленного дизайна, проводится программа при поддержке СИБУРа.

В рамках выставки 11 июля коллекционер и дизайнер Азат Романов прочитал открытую лекцию на тему «Модернизм в советском быту 1950–1960 годов». Он рассказал слушателям об изменениях во внешнем облике вещей после значительных перемен в СССР во время «оттепели», о том, как строились дома нового типа, как в общество внедрялась новая эстетическая программа.

– Я постоянно читаю такие лекции, чтобы люди перестали выбрасывать вещи, которые имеют особую историко-культурную и эстетическую ценность, – рассказывает лектор. – Мне кажется, что эстетика хрущёвской эпохи недооценена, поэтому очень важно сейчас говорить о том, что у нас был дизайн. Уже в 1963 году вышел журнал «Декоративное искусство СССР» – одно из первых изданий, в котором было упомянуто слово «дизайн» в отечественной практике. Про дизайн писали в «Технической эстетике» и в специализированных изданиях. Уже в 1968 году вышел целый альманах, посвящённый советскому дизайну. Он так и назывался – «Дизайн в СССР 1962–1965». То есть мы можем говорить, что у нас был дизайн, была практика и теория. Советские дизайнеры – героические люди, они предлагали очень интересные решения в ограниченных технологических условиях.

Азат Романов отмечает, что бытовые вещи советского периода отличает долговечность – вещи специально выпускались с учётом длительного использования. При этом сохранялся баланс между долговечностью и их стоимостью. Лектор сетует на то, что вещи данного периода не часто привлекают внимание коллекционеров.

Для меня большим открытием стала выставка «Оттепель», которая проходила на Крымском Валу, она была очень крупная. Я бы там остался жить, потому что там было собрано буквально всё, что касалось советского быта, – отметил Азат Романов. – Это говорит о том, что люди, которые знают эту тему, всё же есть. Но их меньше, чем людей, которые занимаются авангардом, их меньше, чем людей, которые ценят сталинский ампир, который выглядит богато, их меньше, чем людей, которые ценят брежневскую эстетику.

– Коллекция представленных экспонатов очень интересная, я увидела множество оригинальных вещей прошлого столетия, – отметила посетительница Екатерина. – Расположение тематических залов очень удобное, не запутаешься. Что касается лекций, то я с удовольствием провела время, слушая заинтересованного своим делом человека – Азата Романова.

18 июля с бесплатной открытой лекцией «Наследие в работе дизайнера» выступит выдающийся историк дизайна Павел Ульянов – основатель проекта Chairmuseum, в котором представлена коллекция стульев и кресел индустриального дизайна XX века. По его мнению, на примере именно этих вещей можно наглядно передать изменения идей в области мебельного дизайна в течение сотен лет.

27 июля пройдёт последнее мероприятие в рамках выставки: показ фильма «Дизайн в СССР» (1979) и дискуссия с основателем и директором Московского музея дизайна Александрой Саньковой – куратором выставки и автором сборника интервью с российскими дизайнерами.

Выставку и включённые в её программу лекции будет интересно посетить как знатокам дизайнерского дела, так и широкой аудитории. Подробную информацию можно узнать в группе Отдела современного искусства Тольяттинского художественного музея «ВКонтакте».

Просмотров: 1187
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей