Автор – ученица Школы молодого журналиста Дворца детского и юношеского творчества Тольятти Ксения Костина
9 ноябряОбъединение детских библиотек Тольятти совместно с ПАО «Тольяттиазот» провели открытый лекторий для подростков «Медленное чтение». Мероприятие проходило в детской библиотеке № 8 имени В. В. Бианки. Лектором выступил известный журналист, публицист, филолог, автор и ведущий литературных радиопередач Леонид Клейн.
Леонид Клейн 20 лет преподавал литературу в школе. Выжил – и теперь с удовольствием преподаёт студентам. После дебюта в эфире Владимира Соловьёва судьба свела его с Дмитрием Савицким, который сказал: «Я слышал ваш разговор с Володей, и мне он понравился. Вы будете у нас работать». С тех пор Леонид Клейн ведёт на радио рубрику о литературе «Библиотека имени Клейна» в утреннем шоу, а в свободное от работы время курирует интеллектуальный клуб «Самое важное» для студентов и старшеклассников.
Лекция Леонида Клейна в детской библиотеке была посвящена литературному анализу рассказа Джерома Сэлинджера «Человек, который смеялся». В результате получилась интереснейшая беседа, которая помогла всем присутствующим лучше прочувствовать этот мир. После лекции Леонид Клейн уделил немного времени для интервью.
– Как вам сегодняшняя аудитория?
– Прекрасная. Более того – прекрасные студенты. Знаете, я вообще везучий человек: на мои мероприятия не приходят плохие люди. Я же не учу там про личностный рост или как заработать миллион, скорее наоборот. Поэтому ко мне ходят хорошие люди.
– Как вам мысли, которые высказывали подростки?
– Хорошие, свободные люди, которые читали рассказ. А те, которые не читали, не ушли никуда. Прекрасное... я ненавижу слово «поколение», но тем не менее.
– Литературные предпочтения в больших городах отличаются от провинциальных?
– Нет. Всё одинаково совершенно.
– На ваш взгляд, в чём секрет успеха Сэлинджера?
– В том то и дело, что секрет успеха заключается в том, что он – хороший писатель. Он не успешный писатель. Успешный писатель писал бы роман за романом в год. У него нет успеха. Он попал в точку, а хотел делать это для себя. Он хотел публиковаться и публиковался. Всё!
– Почему именно рассказ «Человек, который смеялся» вы выбрали для обсуждения?
– Потому что я сам был несчастным образом влюблён. На меня произвела впечатление история с девушкой, в которую я был несчастно влюблён.
– Ваше любимое произведение и любимый писатель?
– Вы знаете, у меня нет такого. У меня профессиональная деформация, я слишком много читаю. Это честный ответ, только если вы не хотите ответа вроде «Евгений Онегин». У меня нет любимого – у меня слишком много любимых.
– Какой ваш любимый литературный герой?
– Ёжик в тумане. Из сказки Сергея Козлова.
– Как вы думаете, почему школьные программы усиленно продвигают классическую литературу, если ясно, что в подростковом возрасте очень редко она вызывает интерес?
– Школьная программа – это одна из самых абсурдных, ужасных и человеконенавидящих вещей в мире. А в советское время было ещё хуже.
– Вы считаете, что классическая литература в большинстве своём строится на страданиях?
– Нет, я считаю, что жизнь строится на страданиях. Я не знаю, откуда большинство взяло это. Никто ничего не думает. Классика или большая литература рассчитана на взрослых людей, а взрослые люди готовы принять, что мир несовершенен.
– Какого автора вы бы посоветовали почитать подросткам?
– Есть такая повесть – «Крестьянин и тинейджер», автор Андрей Дмитриев.
– Что самое главное вы хотели донести до студентов сегодня?
– Что чтение художественной литературы – прекрасное занятие.