Через тернии к славе. Искусствовед Алина Аксёнова – о том, как картины становятся шедеврами

Что такое шедевр? Почему возле одних картин зрители собираются толпами, а мимо других проходят не останавливаясь? Правда ли, что ценность картины – это то, чем наделяют её люди? Об этом рассуждала историк искусства, писатель Алина Аксёнова на встрече интеллектуального клуба «Химия слова» во Дворце культуры «Тольяттиазот».

Что такое шедевр? Нельзя назвать любую «зацепившую» вас картину шедевральной. Чтобы её можно было считать таковой, картине необходимо соответствовать определённым критериям.

– Во-первых, шедевры узнаваемы. Мы читаем о них в книгах, мы видим их в документальных фильмах, на коробках конфет и упаковках шоколадных наборов. Во-вторых, не каждый художник создаёт шедевры, даже если он абсолютный гений. В-третьих, чтобы стать шедевром, она должна «потрудиться» – пройти через определённые тернии. Если картине посчастливится пережить уйму приключений, мы её в шедевры и запишем, – поясняет Алина Аксёнова.

Даже у самого великого гения лишь несколько работ можно назвать шедеврами. Остальные – просто хороши. Становление картины в качестве всемирного достояния – едва ли не хрестоматийный путь шедеврализации. Каким же образом произведение искусства обретает статус шедевра?

 

1. Непростой путь к известности

Через какие перипетии может пройти картина, прежде чем стать всемирно известной, Алина Аксёнова показала на примере «Моны Лизы» Леонардо да Винчи. После смерти художника картина попала в руки короля Франции Франциска, у которого висела на стене дворцовой бани (затем её перевесили в спальню). Впоследствии «Мона Лиза» принадлежала потомкам французской короны. Лишь в XVIII веке, в эпоху рококо, которая славилась образами розовощёких красавиц, в «Джоконде» перестали видеть эталон красоты. О ней забыли. Спустя некоторое время «Джоконда» попала в Лувр, оттуда – ненадолго оказалась в руках Наполеона, но вскоре вернулась обратно. После этого картину стали замечать и низшие слои общества.

Почему же это произведение собирало возле себя множество людей? Как ранее говорила Алина Аксёнова – из-за его тернистого пути. Уже после описанных выше событий, в XX веке, картину похищали, обливали кислотой и краской. Газеты пестрили статьями о связанных с ней происшествиях. Волей-неволей, но о «Джоконде» узнали практически все. По словам Алины Аксёновой, картина вряд ли стала бы шедевром, не пройдя столь сложный путь.

Ещё один пример непростого становления шедевра – «Ночной дозор» Рембрандта. Это особый «страдалец»: во время Второй мировой войны картину снимали с подрамника и прятали в пещере, затем несколько раз реставрировали – после того как её рубили топором и обливали серной кислотой.

2. Загадочность, допускающая различные толкования

Есть и другие способы стать шедевром: достаточно обладать тайной или загадкой, как, например, картина Яна ван Эйка «Портрет четы Арнольфини» (хранится в Лондонской национальной галерее). Картина попала в галерею в XIX веке и была куплена за умеренные деньги (примерно 600–800 фунтов).

«Портрет четы Арнольфини» вызывает у исследователей споры. Одни говорят, что пара, изображённая на картине, – это сам ван Эйк и его супруга (есть сходство с автопортретом и портретами жены). Другие утверждают, что запечатлено своего рода бракосочетание. А третьи убеждены, что женщина на картине мертва. Это подтверждают детали: свеча над мужем горит, а над женщиной прогорела; зеркало, в котором отражаются герои, обрамляют медальоны со страстями Христовыми, слева – живой Христос, справа – мёртвый (именно так и стоят муж с женой). Эту версию работники галереи считают наиболее верной.

Картина привлекает многочисленных посетителей, желающих составить собственное мнение. По мнению лектора, чем загадочнее картина, тем она интереснее: исследователи и аудитория делают произведения всемирно известными.

 

3. Трагическая судьба художника

Если жизненный путь художника отличается особым драматизмом (он сидел в тюрьме, участвовал в революции или войне), шедевром может стать первая или последняя его картина. Алина Аксёнова объяснила, что зачастую, самыми востребованными и вызывающими интерес являются работы тех, кто жил в нищете или трагически погиб. Пример – картина Карела Фабрициуса «Щегол». Художник стал жертвой катастрофы: он погиб в 1654 году в возрасте 32 лет во время взрыва на расположенном неподалёку от его мастерской пороховом складе в нидерландском городе Делфте, где жил и работал Фабрициус. «Щегол» был обнаружен во время разбора завалов под обломками дома художника. В конце XIX века картина попала в галерею Гааги, где и получила известность. На сегодняшний день произведение является одним из самых дорогих в мире: в 2014 году его оценивали в 300 миллионов долларов.

Статус шедевра – это то, чем люди наделяют произведения искусства. И не всегда дело исключительно в художественных достоинствах, своё значение имеет и ряд других обстоятельств: жизненный путь автора, сложная судьба картины, ореол таинственности, многозначность трактовок... Как подытожила Алина Аксёнова: «Именно мы сами отчасти сделали эти произведения шедеврами».

Просмотров: 942
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей