Ещё раз о любви. В театре «Секрет» состоялась премьера спектакля о вечном конфликте между мужчиной и женщиной

27 сентября на сцене Дворца культуры «Тольятти» прошёл спектакль «О любви» театра «Секрет». В основе постановки – два водевиля Антона Павловича Чехова: «Медведь» и «Предложение». Режиссёр спектакля Татьяна Тимонина объединила две пьесы о любви в одном спектакле: здесь похожи герои, ситуации, в которые они попадают, сюжетные линии и развязки.

Первое действие – водевиль «Медведь». Приглушённый свет, мрачные декорации, на сцене расставлены портреты мужчины. Это имение вдовы Елены Поповой. Вот уже семь месяцев она скорбит по мужу и редко выходит из дома. Однако не забывает припудриваться, делает причёски и надевает хотя и чёрный, но шикарный наряд. Спокойствие вдовы нарушает приезд соседского помещика Григория Смирнова, который сообщает Поповой, что её обожаемый муж задолжал кругленькую сумму денег, и он намерен получить деньги сейчас же. Елена уверяет помещика, что непременно вернёт долг через пару дней, когда приедет приказчик. Такой расклад не устраивает Смирнова, и он пугает хозяйку тем, что останется в поместье до тех пор, пока не получит деньги. Мужчина даже отдаёт приказ распрячь лошадь, которая, кстати, в этом спектакле настоящая. Между героями разгорается серьёзный конфликт, и в порыве злости Смирнов вызывает вдовушку на дуэль. Она не думая соглашается, но прежде просит научить её стрелять. Сочетание смелости и слабости Поповой поражают мужчину, и он понимает, что Елена по-настоящему нравится ему. Женщина не сразу, но всё-таки отвечает взаимностью.

Взаимная ненависть главных героев в начале пьесы и взаимная симпатия в финале водевиля не вызывали сомнений – и в этом заслуга актёров. Безусловно, самым колоритным персонажем «Медведя» стал Григорий Смирнов, которого сыграл Сергей Федорчук. Ему удалось передать все характерные черты героя, отмеченные Антоном Павловичем: манеры, походку, язвительный смех, привычку одёргивать костюм и разговаривать на повышенных тонах. Смирнов экспрессивен, ведет себя как медведь, не привык скрывать своих эмоций, поэтому сразу признаётся Елене в своих внезапно вспыхнувших чувствах. Помещицу с ямочками на щеках сыграла Ольга Антипова. Именно такую статную, красивую и очень строптивую женщину представляет своему читателю Чехов на страницах водевиля. Вначале она – нежная и мечтательная, но с появлением Смирнова становится то манерной, то упрямой. Хозяйке поместья явно понравился её гость, она начинает кокетничать, что отражается на походке, разговоре, взглядах. Но стоит Смирнову сказать, что все женщины неверны и непостоянны в любви, как поведение Елены резко меняется – она становится агрессивной, защищая свою честь. Обоим актёрам удалось передать накал вечного конфликта между мужчиной и женщиной. На этот раз конфликт решился продолжительным поцелуем.

Казалось бы, после столь эмоциональной развязки необходим антракт. Однако второе действие начинается практически вслед за первым. Минутная пауза, под видом уборки служанки меняют декорации – и из мрачного, траурного поместья зритель переносится в светлое, оживлённое. Белый тюль и картины вместо портретов – главные отличия в оформлении сцены для второй пьесы «Предложение».

Иван Васильевич Ломов приезжает в поместье к своему соседу Степану Степановичу Чубукову просить руки его дочери Натальи Степановны. Однако до самого предложения дело доходит не сразу. Не зная о намерениях гостя, Наталья Степановна (Вероника Чащина) затевает с ним спор о том, кому принадлежат Воловьи Лужки, её семье или Ломовым. Она очень упряма, напориста. Мимика и жесты актрисы передают внутреннее состояние её героини – возмущение несправедливостью и желание выиграть в споре. Как и Иван Васильевич (Александр Миронов), который уже забыл о цели своего визита и пытается манипулировать барышней. Но манерная походка, слегка писклявый голос и постоянные причитания о плохом самочувствии не помогают ему переубедить Наталью Степановну, и она выгоняет гостя. И даже после того, как её отец сообщает об истинных намерениях Ломова – сделать предложение руки и сердца – Наталья, хотя и возвращает потенциального жениха, но не может остановиться и продолжает спорить теперь уже о том, чей пес лучше – её отца или Ивана Васильевича. Обморок Ломова прерывает спор, вмешивается отец и даёт благословение: «Целуйтесь уже! Целуйтесь!». Счастливые молодые люди бросаются в объятья друг друга, но даже после этого не перестают спорить о собаках.

Нельзя не отметить игру Юрия Мацкевича, который сыграл сразу в двух водевилях, в «Медведе» представ в роли престарелого лакея по имени Лука, а в «Предложении» перевоплотившись в помещика Чубукова. Актёр создал яркие, многогранные образы, которые остаются в памяти. Привычка тараторить и говорить невпопад, несуразные, порой даже странные движения, своеобразный юмор – всё это суть составляющие образа безобидного старика, выходки которого зачастую вызывали хохот в зале.

Несмотря на простоту сюжетов, не остаётся сомнений в том, что эти истории актуальны и в наши дни. Спор между женщиной и мужчиной вечен – как и любовь. Каждый мужчина хотя бы раз в жизни бывал упрям, как Григорий Смирнов, а практически каждая женщина любит поспорить, как Наталья Чубукова. Постановка Татьяны Тимониной в целом полна лёгкого чеховского юмора, благодаря чему спектакль «О любви» – отличный вариант для знакомства с творчеством классика мировой литературы.

Просмотров: 973
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей