«Премьера одной репетиции»: дневник фестиваля. Предотвратить дуэль и «Спасти камер-юнкера Пушкина»

Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Сергей Сызганцев завершает дневник XI ежегодного фестиваля «Премьера одной репетиции», который состоялся в театре юного зрителя «Дилижанс». В финальном выпуске дневника – «история одного несостоявшегося подвига», рассказывающая о нашем общем культурном наследии, предотвращении «злого рока» и потерянном поколении.

9 сентября

Завершил одиннадцатый сезон фестиваля «Премьера одной репетиции» спектакль –победитель прошлого года – «Спасти камер-юнкера Пушкина» в постановке Александра Серенко по пьесе Михаила Хейфеца.

Накануне показа исполнитель главной роли Константин Федосеев получил награду «Лучшая мужская роль в драматическом театре» в профессиональном губернском конкурсе «Самарская театральная муза – 2019»

«Как можно не любить Пушкина?» – спросите вы. «Очень просто», – ответит Питунин – главный герой спектакля «Спасти камер-юнкера Пушкина». Ещё в детском саду Питунин имел неосторожность заявить воспитательнице о том, что не любит творчество Пушкина. С тех пор имя Александра Сергеевича необъяснимым образом сопровождает главного героя в течение всей жизни, а его судьба перекликается с печальной судьбой великого русского писателя.

Между эпохами

«Спасти камер-юнкера Пушкина» – это история взросления – и главного героя, и целого поколения. Сначала Миша Питунин – пятилетний мальчик, которому не достался игрушечный подъёмный кран из-за того, что он не любит творчество Пушкина. Затем Питунин – школьник, скрепя сердце переписывающий «Евгения Онегина» в наказание за то, что не рассказал первые главы романа в стихах. И, наконец, Михаил Питунин – мужчина, переживающий лихие девяностые и негодующий из-за того, что в ларьках не продают Пушкина, потому что, видите ли, «нет спроса».

В спектакле ретроспективно отражаются несколько десятилетий, уделяется внимание деталям, которые делают узнаваемыми конкретный период: красные агитационные полотна с большими белыми буквами, синий пионерский школьный костюм, спортивные «адидасовские» треники. Герои спектакля оказываются не только во второй половине двадцатого века, но и переносятся в девятнадцатое столетие. Они попадают в 29 января 1837 года, когда Пушкин отправился на роковую Чёрную речку: чёрный цилиндр, жилетка и брюки, белая рубашка с пышным воротником и манжетами, 12-миллиметровый Lepage (конечно, не настоящий).

Сравнивая две абсолютно разные эпохи, автор спектакля говорит со зрителем о сущности потерянного поколения и, наверное, об особенностях нашего «культурного кода» в лице великого писателя, без которого русская литература, наверняка, была бы совсем другой. Взрослея и переосмысливая свою жизнь, главный герой спектакля задаётся вопросами: что было бы, если Александр Сергеевич выжил, что бы ещё он написал и как можно было бы изменить его судьбу?

 

Весело о грустном

В постановке Александра Серенко были заняты четыре актёра театра «Дилижанс» – Константин Федосеев, Пётр и Екатерина Зубаревы и Олег Андюшкин. Практически каждый актёр исполнял в спектакле сразу несколько ролей. Например, Екатерина Зубарева примерила на себя все женские образы – воспитательницы, учительницы, цыганки, студентки, возлюбленной Питунина... Это режиссёрское решение показывает, как со временем в памяти человека стираются лица людей, с которыми он встречался на протяжении жизни.

Вопреки трагичной основе, спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина» смотрится легко. Отчасти из-за шуток и комичных ситуаций, отчасти из-за прекрасной игры актёров. Этот небольшой актерский коллектив спектакля смог ярко, динамично и увлекательно рассказать «историю одного несостоявшегося подвига». Герои даже создали свой вокально-инструментальный ансамбль под названием «ВИА „Сукин сын“» и вживую исполняли шутливые песни по произведениям Пушкина, гротескно и гиперболизировано воплощали образы, рисовали карикатурные рисунки.

 

Фаталист

Но всё-таки роковая встреча Пушкина с Дантесом должна состояться. Об этом напоминает небольшой бюст Александра Сергеевича, расположенный на краю сцены и «смотрящий» в зрительный зал с едва заметной улыбкой.

Можно ли изменить судьбу человека – и нужно ли вообще? Михаил Питунин не очень верит в предзнаменование, но много думает о закономерности жизни и предотвращении злого рока. Кого больше в истории – Питунина или Пушкина? Сложно сказать. Жизнь вымышленного героя взаимосвязана с жизнью реальной личности, их судьбы сплетаются, и, кажется, непонятно, кто сейчас находится перед зрителем.

Главный герой убеждён, что не любит творчество Пушкина, однако, сам того не замечая, находит в его стихах что-то родное, отвечающее его чувствам, внутреннему состоянию. Получается, не случайно он учился в школе имени Пушкина, не просто так его возлюбленная Лера живёт за Чёрной речкой, а фамилии их созвучны. Может быть, из-за этой череды случайных совпадений Питунин берет на себя ответственность за судьбу Пушкина, и поэтому ему не дают покоя мысли о том, можно ли было предотвратить дуэль.

«И началась у нас с Лерой вроде как игра такая: стали мы придумывать, как можно было бы Пушкина спасти», – говорит зрителю главный герой. Питунин делится с нами несколькими идеями, как можно было бы сорвать дуэль на Чёрной речке. Например, не допустить, чтобы Дантес приехал в Россию и познакомился в трактире с бароном Геккерном, который позже отвезёт его в Петербург и познакомит с императором, а тот, в свою очередь, устроит Дантеса в свою гвардию. Над этими и многими другими моментами, ставшими причиной гибели Пушкина, задумывается Питунин, всё чаще и чаще прокручивая у себя в голове эпизоды 29 января 1837 года.

 

Культурный код

Так о чём же всё-таки «Спасти камер-юнкера Пушкина»? О потерянном поколении, о прошлом, настоящем и будущем России, о жизни и творчестве, пожалуй, самого известного русского поэта, о нашем общем духовном наследии.

Режиссёр рассматривает две разные эпохи, сравнивает две России. Нельзя найти однозначного ответа на вопрос, какая из них лучше, в какой проще и интересней жилось. В разные времена были разные люди, но, по сути, каждое поколение во многом похоже на предыдущее. С одной стороны, Михаил Питунин – обычный житель Петербурга, «маленький человек», живущий в своём мире и недолюбливающий Пушкина. Но с другой – Питунин – собирательный образ типичного русского человека, воспитанного в советской семье и советской идеологии. Мы все – немного Миша Питунин, и его жизнь, кажется, состоит из множества жизненных фрагментов разных людей, объединённых общей историей и общим культурным наследием.

 

Итоги XI фестиваля «Премьера одной репетиции»

«Лучший спектакль фестиваля» – «Карамазовы», режиссёр Евгения Колесниченко (Санкт-Петербург)

«Лучшая актриса фестиваля» – Екатерина Зубарева (Хенрике – «Блонди»)

«Лучший актёр фестиваля» – Олег Андюшкин (Фёдор Карамазов – «Карамазовы»)

 

Дневник фестиваля. Часть седьмая. «Карамазовы»

• Дневник фестиваля. Часть шестая. «Чангара Зангези пророк»

• Дневник фестиваля. Часть пятая. «Блонди»

• Дневник фестиваля. Часть четвёртая. «Фантом Марины Кудряшовой»

• Дневник фестиваля. Часть третья. «Сад наслаждений»

• Дневник фестиваля. Часть вторая. «Постучавшись в небесную дверь»

• Дневник фестиваля. Часть первая. «Комната Герды»

Просмотров: 710
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей