«Премьера одной репетиции»: дневник фестиваля. Причудливый и эксцентричный «Чангара Зангези пророк»

Корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Сергей Сызганцев продолжает вести дневник ежегодного фестиваля «Премьера одной репетиции», который уже в одиннадцатый раз состоялся в театре юного зрителя «Дилижанс». В шестом выпуске дневника речь пойдёт о поставленном по произведению русского авангардиста Велимира Хлебникова спектакле «Чангара Зангези пророк».

7 сентября

Четвёртой конкурсной работой фестиваля стал спектакль Яниса Повилайтиса «Чангара Зангези пророк» по сверхповести Велимира Хлебникова. В постановке приняли участие Александр Кудрявкин, Ирина Храмкова, Екатерина Зубарева, Ася Гафарова, Андрей Пономарёв, Павел Зотов и Максим Никлус.

Действие спектакля происходит в удивительном и странном мире джунглей. Его обитатели – причудливые птицы и звери, простые люди и боги всех религий. Но, как бы ни был прекрасен этот мир, он далеко не идеален: в нём тоже кипят страсти, люди ищут чудес и исполнения желаний. Однажды в этот мир приходит пророк Зангези и открывает его обитателям новые знания – русский алфавит. Но готовы ли люди к таким переменам? «Сверхповесть, или заповесть, складывается из самостоятельных отрывков, каждый с своим особым богом, особой верой и особым уставом», – написал в предисловии к своему произведению поэт Велимир Хлебников.

В центре сюжета постановки – подобие первобытного общества, верующего в некоего пророка Зангези. Эскиз наполнен замысловатыми танцами, запутанными играми и словесными шарадами. Всё это сопровождается превосходной хореографией, затейливой игрой света и тени, продуманной сценографией. Танцы, движения которых замедляются в разноцветных лучах прожекторов, создают у зрителей иллюзию пребывания в таинственном заповедном краю, своеобразной кэрролловской Стране чудес: здесь есть место и волшебству, и причудливым метаморфозам, и диким зверям с бумажными головами.

– Меня давно интересует в театре поэзия и движение. Я занимаюсь физическим театром, в этом направлении движение неотрывно следует за текстом. Даже когда артист просто говорит со сцены текст, в нашем понимании он двигается. Мне хотелось вытащить это движение наружу, чтобы оно стало более явным для зрителя, хочется почувствовать, что с ним произойдёт – и с текстом, и со зрителем, – рассказал режиссёр Янис Повилайтис в интервью паблику «Культменю».

Спектакль стоит смотреть дважды. В первый раз зритель, скорее всего, будет увлечён динамикой действия. Он может следить за каждым движением актёров и, словно загипнотизированный, вбирать в себя их энергетику, чувствуя, как сердце отбивает ритм музыки. И уже при повторном просмотре можно будет задуматься над сюжетом, темой и идеей этой необычной постановки.

Сюжет эскиза во многом перекликается с Библией. Есть некий Учитель, который спускается с небес и дарует людям новые знания и способности, – и есть общество, которое отвергает пророка. При этом, отражая в своём спектакле нестандартную трактовку христианских представлений о мире, режиссёр не навязывает религиозных взглядов: зритель вообще может увидеть в постановке лишь увлекательную историю о некоем пророке и его чудесных творениях.

– Если это сверхповесть, то должен был получиться сверхспектакль. Должен быть звук, хореография, слово Велимира Хлебникова. Могучее слово, которое, наверное, перекрывает усилия любого актёра. Я предполагаю, вы знали, с чем вы собирались работать. Слово здесь основа, и буква здесь основа... Это хлебниковская мифология, которую нужно понять и почувствовать, – поделился впечатлениями филолог Сергей Сумин.

– Когда идёшь смотреть пластику или мюзикл в драматическом театре, всегда есть опасения, что задача будет не соответствовать возможностям драматического актёра. Здесь такого не произошло – актёры справлялись с задачей и были в границах своих возможностей, – резюмировала член экспертного совета XI фестиваля «Премьера одной репетиции» Ксения Аитова.

• Дневник фестиваля. Часть пятая. «Блонди»

• Дневник фестиваля. Часть четвёртая. «Фантом Марины Кудряшовой»

• Дневник фестиваля. Часть третья. «Сад наслаждений»

• Дневник фестиваля. Часть вторая. «Постучавшись в небесную дверь»

• Дневник фестиваля. Часть первая. «Комната Герды»

Просмотров: 830
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей