Стильный, загадочный, комфортный. Тольятти в поисках идентичности

Идентичность государства, нации, личности, гендера... Она есть у всего, что нас окружает, в том числе и у города, в котором мы живём. Какова идентичность Тольятти? Какие городские смыслы и ресурсы видят жители? Редакция Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» разбиралась в этом вопросе с помощью специалиста Центра урбанистики и стратегического развития территорий Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Марии Кузнецовой, концептуального фотографа Саши Курапова, актёра театра и кино Игоря Романова и архитектора Александра Колоярского.

Как определяют идентичность?

Наше небольшое исследование началось, как и полагается, с определения понятия.

Идентичность города – это аутентичная специфика города или городского пространства, сформированная совокупностью компонентов, отличающих данный город от схожих с ним, – объяснила Мария Кузнецова, – Тольятти, например, как и многие города советского периода, строился по планам как «идеальный город будущего». Но именно наш город оказался самым масштабным из реализованных проектов – в этом его уникальность. К сожалению, в эпоху глобализационных процессов все города становятся похожи друг на друга, поэтому в наши дни особенно важно заниматься поиском и развитием городской идентичности.

Мария Кузнецова исследует идентичность Тольятти, опираясь на три группы компонентов: градоформирующие, средовые и социальные. Главное отличие Тольятти определяется градоформирующими компонентами: город сложен из трёх административных районов, причём каждый имеет специфику и собственный характер. Все районы располагаются вдоль берега Волги и буквально окружены лесом. Собственно, лес и является географическим центром города. Что же касается традиционного городского центра, где обычно сосредотачивается административная, общественная, культурная и торговая жизнь, то такого в Тольятти нет. Каждый район самодостаточен – в каждом есть свой центр. Так сложилось исторически: Тольятти строился под крупные национальные проекты с разрывом во времени. Комсомольский и Центральный районы появились в 1950-е при строительстве самой крупной в мире на тот момент гидроэлектростанции. А в конце 60-х прошлого века началось строительство автомобильного завода и – параллельно – застройка Автозаводского района.

Второй компонент, определяющий идентичность города, – средовой. Он связан с визуальным обликом города. Жители нередко описывают Тольятти как серый и пасмурный. Возможно, причина – в архитектурном однообразии. Так, Автозаводский район заполнен, в основном, похожими друг на друга панельными домами; Центральный – «хрущёвскими» пятиэтажками и домами, перенесёнными из затопленного Ставрополя; в Комсомольском районе сочетаются сталинский ампир (в Шлюзовом микрорайоне) и панельные дома.

Нельзя игнорировать и социальные компоненты, они очень важны для выявления идентичности городского пространства. Речь в этом случае идёт о знаковых личностях, локальных мифах, менталитете, местной топонимике (например, неофициальные названия районов: «Новик», «Старик», «Комса»).

– Важной составляющей идентичности является то, как воспринимают город местные жители, как они себя здесь ощущают, с чем ассоциируют, какие смыслы находят в прошлом. Опыт обнаружения городских смыслов и ресурсов мы получили на воркшопе «Ребрендинг Тольятти» в ноябре 2018 года, в котором участвовали активные жители – делились ассоциациями, продумывали возможные варианты развития теперь уже бывшего Автограда, – поясняет Мария Кузнецова.

Какой он, культурный код Тольятти?

Идентичность города в виде сложного комплекса смысловых и визуальных представлений отражается в сознании каждого жителя. Мы все, сами того не замечая, считываем культурный код Тольятти, – уверена Мария.

Так ли это? Мы решили провести эксперимент и попросили троих представителей творческих профессий рассказать о том, в чём же, по их мнению, заключается идентичность Тольятти.

Саша Курапов, концептуальный фотограф:

– Городских особенностей много, пусть они и не глобальные, а очень даже локальные, но ведь из этих маленьких особенностей и складывается неповторимая идентичность и образ города. Для меня идентичность Тольятти заключается, прежде всего, в его истории. Три рождения города и две всесоюзные стройки сделали его историю уникальной. Больше всего меня «цепляет» деление на три района – в каждом своё настроение, своя атмосфера. В Автозаводском районе я чувствую какую-то энергию, он стильный, модный, это воплощение «идеального советского города будущего». В Центральном районе я ощущаю мрак, напряжённую серость, он таинственный и загадочный. В Комсе мне максимально спокойно, комфортно, она обособленная, «не такая, как все». Это мои ощущения, и именно так я идентифицирую себя с городом. Надеюсь, что мне не придётся уезжать из Тольятти. Я люблю этот город, он любит меня и дарит море положительных эмоций и впечатлений каждый раз, когда я выхожу на улицу. А если всё хорошо, зачем уезжать?

 

Игорь Романов, член Союза журналистов России, актёр театра и кино:

– Старый добрый Тольятти – это, в первую очередь, атмосфера. Это когда гуляешь в День города по Парку Победы в толпе незнакомых людей – и тебе хорошо. Это когда приезжаешь на Грушинский [фестиваль], где для твоей палатки застолбили место ещё за неделю. Тольятти – это шашлык, приготовленный не во дворе, а на даче или в лесу. И никто никогда не уйдёт с кострового места, пока не погаснет последний уголёк. Это Муравьиные острова с горячим песком и тёплой водой. Это толпы студентов возле главного корпуса ТГУ, собирающиеся между пар или вместо них. Проезжаешь мимо и себя вспоминаешь. Тольятти – это экскурсионный «ОМик», гуляющий по водохранилищу. Соревнования по парусному спорту в районе яхтклуба... Я люблю свой город. Мои друзья и знакомые по всей стране знают это. Некоторые даже шутят, что тольяттинец – это не столько название жителя одного из городов Поволжья. Это уже национальность.

Кстати, вы знаете, что про Тольятти создано множество мемов? Вот здесь есть небольшая подборка.

Архитектор Александр Колоярский считает, что идентичность Тольятти проявляется в особенной застройке города, в частности Автозаводского района:

Уникально, что Автозаводский район Тольятти был создан коллективом московских архитекторов и построен с минимальными отличиями от первоначального проекта. Здесь вы не найдёте двух одинаковых кварталов, все они разные и в каждом своя отлаженная социальная инфраструктура, которая значительно облегчает жизнь «новогородских» и сегодня. Когда я переехал в Тольятти, первым открытием и удивлением для меня оказалось отсутствие единого городского центра, где обычно собираются жители и гости. Уже позже я понял, что это тоже особенность города – он создавался как придаток к многочисленным производствам. Сюда приезжали на великие стройки, переезжали сюда, чтобы работать, хотя мечты о культуре у тольяттинцев всегда были. Время идёт, однако общественного центра в Тольятти до сих пор нет. А вот точка, которая может стать местом притяжения людей, у нас, как мне кажется, есть, и это Волга – природное богатство города, – отметил Александр Колоярский.

А что по вашему мнению могло бы стать центром Тольятти – главной точкой на карте города и местом притяжения жителей? Выбрать такое место или предложить свой вариант вы можете в официальной группе Центра урбанистики ТГУ «ВКонтакте».

Просмотров: 1597
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей