«Время играет против вас». Откровенный монолог фотографа Анны Петровой о трудностях создания бизнеса
14 февраля 2019

Тольяттинская молодёжь считает, что в городе негде работать, а создать свой бизнес здесь и вовсе нереально. По данным опроса, проведённого по инициативе администрации города, на вопрос «Удовлетворены ли вы как предприниматель качеством развития административной среды для бизнеса в Тольятти?» 46 % опрошенных ответили: «Скорее нет, потому что приходится прикладывать много сил к решению проблем». Рубрика «Деловой подход» – это реальные истории тольяттинских предпринимателей, которые не только создали здесь свой бизнес, но и успешно его развивают – и уезжать из города вовсе не собираются.

Сегодня фотостудии есть в любом городе, причём в большом количестве. Поэтому чтобы заработать на фотосъёмках, просто имея своё помещение, нужно очень постараться. Эту нишу необходимо было занимать, когда она только начинала своё становление, признаётся Анна Петрова, которая вместе с мужем уже давно освоилась на рынке фотографии. В разговоре с корреспондентом Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Юлией Богатенко Анна поделилась секретами того, как создать фотостудию, которая будет приносить прибыль, и как не потеряться среди конкурентов, а также рассказала о том, каков он – бизнес в Тольятти.

Досье

Анна Петрова – соучредитель и заместитель директора фотостудии и учебного центра «Анко», занимающегося курсами по дизайну, декору и фотографии, руководитель мастерской AnkoDesign.

Изучаем аналоги, создаем своё

– Чтобы создать что-то своё, нужно изучить то, что уже сделано, просмотреть аналоги. Чтобы понять, с чего начать и как всё распланировать, стоит пойти поучиться у людей с опытом, посмотреть, как они работают, стать первым замом, стать самым полезным человеком в фирме для директора, чтобы вы увидели, как он мыслит. Тогда будет легче.

Мы открыли студию «Анко» в 2014 году. А вообще бизнесом я занималась с 18 лет. На протяжении восьми лет создавала дизайн интерьеров для частных лиц, работала мерчендайзером и декоратором больших залов. Но всё это не приносило серьёзных денег. В общем, я набиралась опыта и создавала клиентскую базу. Через несколько лет появилось желание открыть собственный бизнес, и муж предложил делать его совместно. На тот момент я понимала, что декор – это моё. Постоянно изучали аналоги, кто и что делает в мире по направлению дизайна и декора. Нам нравились работы одного японского декоратора, который создавал необычные фотостудии в стиле сюрреализма. И мы захотели сделать что-то наподобие этого. Фотостудии на тот момент (2014 год) в Тольятти не были так развиты (это сейчас их огромное количество, даже больше, чем в Самаре), а тогда мы были в числе первых.

При открытии бизнеса главное понимать, что нужно не сделать что-то под копирку и назвать своим, а взять идею и придумать что-то новое.

Мы решили создать фотостудию, отличие которой от всех имеющихся на тот момент будет заключаться в смене локаций фотозон: в первый год каждый месяц по одной зоне, к новогоднему сезону – 3-4 локации.

На первых порах нанимали фотографов, так как мы с мужем ещё не снимали профессионально. Моя задача была – создавать декорации и разрабатывать дизайн.

Марина Орлова, посетитель фотостудии:

– Я была на открытии фотостудии «Анко». Первое, что вспоминается, – это светлая локация с подвешенными к потолку лентами из прозрачных конусов. Каждая экспозиция включала не только статичные элементы, но и те, которые можно брать в руки, например, игрушки. Дети, которые тоже присутствовали на открытии, играли с ними, пока их фотографировали. Снимки получились живые, репортажные.

В фотостудии (а она работает уже несколько лет) постоянно обновляются декорации. Как-то была локация, которая напоминала осенний лес, классическая – с белым фортепиано, диваном и хрустальной люстрой. Некоторые декорации предоставляются в аренду, их можно использовать даже во время съёмки на природе.

Кредитам на старте – твёрдое «нет»

– Нашим вложением в фотостудию была зарплата, которую мы получали, работая на других предприятиях и проектах (муж работал на АВТОВАЗе инженером, а я занималась проектами по интерьеру и параллельно работала в мебельной компании).

Я не советую брать кредиты на начальном этапе открытия бизнеса, особенно когда люди не понимают, что такое бизнес. Это просто «слитые» деньги. Человек, идя из мастера в бизнес, меняет статус в работе и не до конца понимает, что он уже не мастер, а предприниматель. У него новые задачи, другие приоритеты, иначе планируется день. Он должен начать думать цифрами, а кредит только усугубит ситуацию на этапе становления, когда человек ещё не умеет считать.

Перед тем как монетизировать свою идею, нужно понять, сколько реально можно заработать на этом. Важен не размер выручки, а прибыль. Необходимо рассчитать, сколько вы потратите на расходный материал, сколько нужно будет взять заказов, чтобы выйти не в ноль, не в минус, а в плюс. А для этого необходимо проанализировать, сколько зарабатывают те, кто уже на рынке.

Изначально мы рассчитывали потратить на открытие фотостудии 300 000 рублей, а потратили 800 000. Первые 120 тысяч ушли на вспышки, всё остальное поэтапно добирали и докупали: материалы, мебель и так далее, платили зарплаты, что в итоге составило восемьсот [тысяч]. Фотостудия требует вложений, хотя и не очень больших. Нам, конечно же, нужно было оборудование. Плюс расходы на аренду студии, коммунальные услуги и прочее. И всё это необходимо было распланировать наперёд.

Команда = распределение обязанностей + схожие ценности

– В творческой сфере очень важна духовность и комфортность людей в команде, а также распределение обязанностей в зависимости от компетенций.

Конечно, повезло, что мой партнёр – это муж. Неважно, на кого зарегистрировано ИП. У нас так: я занимаюсь творческой деятельностью, муж – организаторской. Все технические, юридические и экономические вопросы – на нём. Он руководит документооборотом, выставляет счета на оплату, занимается налоговыми обложениями, работает с бухгалтером, с рекламными площадками: Yandex Direct, Google AdWords, таргетинг, работа по сайту. На мне – ведение курсов, разработка идей, руководство процессом создания декораций, в общем, всё творчество.

Помимо нас двоих в команде есть мастера, фотографы, администраторы. Поэтому самое главное, чтобы у всех членов команды было чёткое понимание не только финансовых задач, но и этических, эстетических и прочих ценностей. К сожалению, не всегда люди срабатываются. А бывает так, что большая часть команды выросла и вышла на новый уровень, а кто-то так и не захотел расти, такие люди обычно не задерживаются у нас в компании.

Мы пришли к тому, что в команду нужны мастера, которые обучались в нашем центре, или те, кто близок по духу. Поэтому часто находим сотрудников среди студентов студии. По крайней мере, мы им доверяем и надеемся, что в работе с клиентами эти люди не сломаются, что они никуда не уедут во время заказа, не кинут нас, начав проект и взяв аванс.

К подбору администраторов мы тоже подходим тщательно и всегда устраиваем испытательный срок хотя бы месяц, чтобы все друг на друга посмотрели, чтобы всем было комфортно в этой команде работать.

Быть бизнесменом – это не для всех

– Предприниматель должен нести ответственность и за сотрудников, и за клиентов.

Сейчас модно становиться бизнесменом, но не все с этим справляются. Мало кто хочет нести ответственность за людей. А это одна из главных составляющих честного бизнеса. Люди не считаются со своими подчинёнными, со своей командой, относясь к ним равнодушно. А я так не могу: например, зарплату плачу раньше своим сотрудникам, чем себе. И у нас была ситуация, когда фирма работала в минус, и мы просто занимали деньги, чтобы выплатить сотрудникам зарплату. Для меня важны люди, с которыми я работаю.

Многие предприниматели не переживают за имидж клиента. А это очень важно. Дизайнер, декоратор, фотограф в данном случае – это лицо, которое отражает их бренд. И если ты сработаешь некачественно, то, во-первых, испортишь имидж клиенту, а во-вторых, лишишься этого клиента и, скорее всего, многих других.

За 4-5 лет очень сильно изменилось потребление аудитории. Если раньше был большой спрос на постановочные фотографии, сейчас люди хотят репортажную, живую съёмку.

Предприниматель – от слова «предприимчивый»

– Проблемы на первых порах – это нормально, они будут у всех, и их не стоит бояться, так как они дают определённый опыт. Чтобы что-то создавать, в первую очередь, необходимо проанализировать нишу, в которой собираетесь открывать бизнес, изучить её специфику и понять, как работает рынок.

Поднимать молодой бизнес на новом рынке без стартового капитала очень сложно, так как понадобится очень много вложений на рекламу, на продвижение.

Важно помнить, что в бизнесе оборудование – это не самое дорогое. Самое дорогое – это время. Время играет против вас, если вы заранее не подготовились и зашли в аренду, зашли в какие-то договоры, не просчитали цифры, объёмы продаж на старте, ниже каких порогов вам нерентабельно работать и сколько вы можете терпеть эту нерентабельность. Мы ошиблись в подсчётах, поэтому первый год был очень сложным. Мы думали, что всё быстро окупим, но не получилось.

Но зато после всех неудач мы сделали необходимые выводы. Поэтому, можно сказать, что неудачи даже нужны, так как после ошибок приходит понимание, как поступить правильно.

Новые ниши манят молодых предпринимателей. Только нельзя забывать о том, что продукт, который ещё неизвестен, аудитория может и не принять. Чтобы люди узнали о товаре, необходимо очень много вложиться в рекламу и показать людям, что это за продукт, как он работает и что он делает.

Саморазвитие в приоритете

– В любом бизнесе необходимо постоянно развиваться. Конечно, университетское образование нужно. Самое главное, что даёт любой вуз, – он формирует мышление, которое потом помогает вести проекты. Но в бизнесе постоянно требуется самообразование. Нам помогли курсы «Бизнес Молодость», после которых пошло быстрое развитие и пришло реальное понимание, как вести свои проекты. Ведь до этого мы были просто инженером и просто дизайнером. Важно учиться и развиваться в любой сфере, в какую бы вы ни пошли. Учиться на ошибках, учиться у других людей. Мы постоянно ездим на семинары по бизнесу и перенимаем опыт других.

Фотостудия «Анко» выступала партнёром конкурса юных журналистов «Тольятти – город молодых», который проходил в Тольяттинском государственном университете. Авторам лучших работ предоставляли сертификаты на фотосессию.

Бизнес в провинции...

– ...другой: в чём-то легче, но объёмы прибыли не всегда те, которые можно взять в столице. В провинции дешевле аренда, проще продвижение, меньше забит рекламный рынок, объявления в «Яндексе» стоят дешевле. Близки транспортные пути. Чтобы взять аренду в Питере, как у нас здесь, – 200 квадратов, – нужно отдать бешеные деньги. А меньшую площадь нам нельзя. Да и «бодаться» на федеральном рынке с конкурентами на старте без больших капиталов смысла нет вообще.

Есть, конечно, и минусы в провинции. Например, в любой провинции много мастеров по разным направлениям, только не факт, что они все будут жить в одном городе.

Всё приходит с опытом

– За время работы студии у нас многое изменилось. Появились внутренние стандарты компании, мы почти всё начали оцифровывать. Творчество переросло в процесс, появились чёткие алгоритмы действий. Мы стали понимать, за какие рамки наша работа может выходить, а за какие нам будет нерентабельно. Альтруизм, который был в самом начале, пропал. Появились более чёткие цели и цифры. И мы поняли, что когда в порядке документы, всё просчитано и спланировано, – вести бизнес гораздо легче.

Просмотров: 2137
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей