«Говорим о науке». Лекция 4. Как сделать ваше исследование важным для аудитории
14 августа 2022

Молодежный медиахолдинг «Есть talk!» представляет перевод отдельных лекций YouTube-курса «Говорим о науке» (Talking Science) популяризатора науки Грега Фута. Как привлечь внимание аудитории к вашим научным исследованиям? Как создать интересную историю об этом и сделать её понятной? Как правильно «доставить» этот контент целевой аудитории, используя разные медиаплощадки? Об этом Грег Фут в живой и яркой манере рассказывает в курсе «Говорим о науке», посвящённом научно-популярной коммуникации.

Перевод выполнен Андреем Нестеровым, выпускником кафедры «Теория и практика перевода» гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета. Полностью курс Грега Фута можно посмотреть на YouTube.


Представьте, что вы рассказываете на радио о космическом исследовательском зонде, который невероятным образом приземлился на комету где-то в глубине галактики. Или проводите семинар по редактированию генома с применением новейшей методики CRISPR. Или, возможно, по видеосвязи из Антарктиды рассказываете учащимся о ваших исследованиях по сбору данных.

В любом из этих случаев люди не обязаны вас слушать. Не поймите меня неправильно – все эти проекты, вне всяких сомнений, крайне интересные, завораживающие и актуальные. Но может так случиться, что один будет общаться с приятелем, другой отвлечётся на соцсеть, а школьники вообще начнут считать ворон и ковыряться в носу.

Не имеет смысла вкладывать силы и ресурсы в научную коммуникацию, если вас никто не слушает. Я расскажу, как завладеть вниманием слушателя. У меня готовы пять рекомендаций, так что хватайте удочку – идём ловить внимание!

 

Заразите заинтересованностью

Во-первых, вам не нужно проделывать огромную работу, чтобы сделать исследование интересным. Оно и так захватывающее, я более чем уверен. Если вы пишете докторскую диссертацию, если вы сотрудник научного центра или музея, то вы, без сомнений, уже увлечены исследованием, о котором собираетесь говорить. Просто поделитесь своей заинтересованностью со слушателем!

 

Интересно, но не только для вас

Недавно я был на мероприятии, где молодые исследователи представляли научные разработки. Это было потрясающе! Два парня пять минут рассказывали о твёрдых телах с ионной связью, о том, что это такое и как они их сделали. Они выказывали неподдельный интерес к химической стороне исследования, ко всему процессу в целом. На самом деле, мне было не так уж интересно, но почти в самом конце они упомянули, что эти вещества произведут революцию в ракетостроении и создании аккумуляторных батарей.

Бум! В момент моё мнение поменялось. Если бы они начали со слов: «Мы работаем над чем-то, что потенциально может стать открытием в сфере смазочных материалов для космических ракет», то зацепили бы меня с самого начала. Не начинайте с банального объяснения своего исследования или открытия. Начните с того, что заинтересует ваших слушателей. Что-нибудь актуальное, что точно привлечёт их внимание. Тогда они будут у вас на крючке.

 

Сыграйте на любопытстве

Конечно, если речь идёт об исследовании вулканов, чёрных дыр или милых зверюшек, будет намного легче зацепить аудиторию. Все интересуются крутыми и опасными вещами: от таинственного и бесконечного космоса до милых животных. Ещё лучше, если ваше исследование посвящено тому, что может сделать людей более здоровыми, богатыми или сексуальными.

Но когда речь идёт о менее осязаемых и более абстрактных вещах, заинтересовать аудиторию становится труднее, но всё же возможно благодаря некоторым приёмам. Первый – это любопытство. Поделитесь невероятным фактом или, что лучше, начните рассказывать о том, чего аудитория не знает, но в чём будет действительно заинтересована. Но не раскрывайте всех карт сразу. Это так называемый информационный пробел – небольшой пробел в знаниях, который вынуждает человека заполнить его. И аудитория действительно будет слушать, чтобы попытаться получить информацию. Например, исследователь в Антарктике собирает данные об океане, прикрепляя датчики к морским слонам. Это удивительный факт, который заставляет задуматься: «Погодите, а как вообще выглядят морские слоны? Как на них прикрепить датчики?»

 

Не забываем о чувствах и эмоциях

Кроме любопытства, которое увлекает разум, можно заставить людей чувствовать и переживать. Сделайте такую подводку к вашему исследованию, которая не оставит людей равнодушными. Каждый день 815 миллионов человек просыпаются голодными, хотя мы производим достаточно еды, чтобы их накормить. Треть всех продуктов, которые мы производим, оказывается на свалке. Такая подводка, безусловно, вызовет сильные эмоции.

Далее, скорее всего, речь пойдёт о том, что нехватка еды возникает из-за проблем с распределением и стоимостью. Но ведь это также можно связать с темой редактирования генома, отметив, например, как с помощью редактирования генов можно получить бананы, которые не подвержены гниению, благодаря чему их можно транспортировать дальше и хранить дольше.

 

Ваши эмоции заразительны

Поднимите руки те, кто наблюдал, как кто-то говорит о чём-то, по вашему мнению, совсем не интересном, но благодаря эмоциям, волнению и энтузиазму спикера вы быстро меняли своё мнение.

Если люди увидят, что вам самим нравится то, о чём вы говорите, им это тоже понравится. Так что просто объясните, почему ваша работа так важна для вас: потому что вам нравится собирать пазл Вселенной? Работать над тем, о чём в настоящее время никто не имеет ни малейшего представления? Искренность вызывает эмпатию. Прекрасный пример – учёный, которая недавно говорила мне о своём исследовании, начала с удивительного факта, пробудившего во мне любопытство, а по ходу рассказа я был буквально заражён ее эмоциями. Она начала так: «Я ловлю мини-солнца в бутылки и использую магниты, чтобы уловить их энергию».

Точно так же, как на рыбалке у вас есть различные виды крючков, есть ряд приёмов и для эффективной научной коммуникации. Позже мы обсудим, как удержать то внимание, которое вы только что привлекли на описанные выше «крючки».

Просмотров: 1238
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей