Что скрывается за «Ширмой». Рецензия на спектакль о беспросветном одиночестве и тоске по ушедшему времени

В середине февраля в Молодёжном драматическом театре состоялся показ спектакля «Ширма» по одноимённой пьесе Марты Лариной. В 2018 году пьеса стала победителем Первого международного конкурса драматургов «Автора – на сцену».

Неизвестный гений

Спектакль посвящён последним годам жизни вдовы великого русского композитора – Антонины Ивановны Чайковской. Находясь в психиатрической клинике, она пишет письма некоему графу Иллариону Ивановичу с просьбой обеспечить её средствами, каждый вечер принимает таблетки, по расписанию завтракает, обедает, ужинает, а ночью во снах видит свою прошлую жизнь – со всеми её потерянными возможностями и упущенным счастьем.

«Ширма» как в постановке Валерия Логутенко, так и в пьесе Марты Лариной имеет несколько символичных значений. Это и неизвестная сторона личности Петра Ильича Чайковского, которая отражена в сюжете, и элемент декораций, за которым были спрятаны портреты членов семьи Чайковского. Каждая из «ширм» хранит свой секрет, для каждого из которых настанет свой «момент истины».

Режиссёр-постановщик очень смело и решительно рассуждает о личной жизни великого русского композитора и, с одной стороны, ставит под сомнение «культ личности» Чайковского, а с другой – чтит его память.

И всё же главным персонажем спектакля является не сам Чайковский, а его жена – Антонина Ивановна Чайковская, урождённая Милюкова. Её роль исполнила актриса Екатерина Серебрякова. Можно сказать, её судьба тоже находится за некой «ширмой», ведь о ней почти ничего не известно. Милюкова была словно тенью своего знаменитого мужа. По мере развития сюжета «ширма» складывается – зритель узнаёт о её непростой и противоречивой судьбе.

 

Сон и явь

Как уже говорилось ранее, действие спектакля происходит в палате психиатрической клиники, где Антонина Ивановна с диагнозом «психоз» оказалась после смерти своего мужа. Из декораций – железная кровать, застеленная покрывалом, две тумбочки, на одной из которой Милюкова писала письмо графу, несколько высоких ширм, служащих не столько антуражем больничной палаты, сколько напоминанием о «скелетах в шкафах» каждого героя. Через предметы и детали художнику-постановщику спектакля Дарье Солодовой удалось передать атмосферу безысходности и одиночества больничной жизни.

Справедливый и способный к сочувствию врач (Алексей Клименко), его своенравный ассистент (Григорий Береснев) и простодушная приставница (Светлана Дроздова) каждый день наведывались в палату к Милюковой. Нередко диагноз пациентки становился причиной их профессиональных разногласий.

Сюжет спектакля условно разделён на два плана – «сон» и «явь». Явь представляет собой рутинный быт психбольницы. Милюкова продолжает писать письмо графу и с трепетом ждать Анатолия Ильича – родного брата своего покойного мужа, который обещал забрать её домой. Но проходят дни, а Чайковского всё нет, и с каждым часом надежда главной героини слабеет. Во снах Антонина Ивановна вспоминает ушедшие дни своей жизни. Но и здесь присутствие в психиатрической больнице оставило свой отпечаток: брат и сестра Чайковские в воспоминаниях Милюковой принимают облик то врача, то ассистента или приставницы. Таким образом режиссёр показывает, как Милюкова, находясь в психиатрической клинике, постепенно лишается рассудка.

 

«Нищая – и всеми забытая»

Екатерина Серебрякова прекрасно смогла передать образ несчастной и одинокой женщины, а её финальный монолог способен заставить прослезиться. Образ её героини не статичен: в одной сцене Антонина Ивановна весёлая, даже озорная, в другой – мрачная, отстранённая, уставшая от несчастливой жизни.

Актёры второго плана не менее ответственно подошли к своим ролям. Так, Светлана Дроздова в образе приставницы – женщина с просторечным говором, а её вторая героиня – фон Мекк, подруга Петра Ильича по переписке, представляет собой своенравную высокомерную женщину с холодным взглядом. Ассистент врача в исполнении Григория Береснева резок и категоричен, в то время как брат Чайковского Анатолий – в его же исполнении – тревожен и истеричен.

Постепенно «ширма» сюжета постановки складывается – и вот перед зрителем уже не душевнобольная пациентка, а сильная женщина – только оставшаяся совершенно одна, без средств к существованию и заботы близких.

Спектакль «Ширма» – художественно осмысленный пример того, как общество и близкие люди могут изменить и даже разрушить жизнь человека. Это история о том, что за многие «ширмы» людских судеб порой лучше не заглядывать.

Повторный показ спектакля «Ширма» состоится 15 марта в 17:00. 16+

Просмотров: 429
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей