«Толк радио». Инженерный апгрейд. ТГУ повышает квалификацию специалистов «Транспорта будущего»

Как Тольяттинский государственный университет (ТГУ) помогает прокачивать кадры для лидера отрасли беспилотных авиационных систем – слушайте в новостях «Толк радио».

Фото: Артём Чернявский / Молодёжный медиахолдинг «Есть talk!» ТГУ

Тридцать три сотрудника компании – производителя беспилотников «Транспорт будущего Самара» обучаются по специально созданной в ТГУ программе дополнительного профессионального образования «Инженерное училище». Целевая аудитория проекта – работники предприятия, у которых нет высшего образования. На базе Тольяттинского госуниверситета они получают знания по инженерным дисциплинам и повышают управленческие навыки, чтобы в перспективе претендовать на должность мастера или начальника участка.

Теоретическая программа курса состоит из девяти образовательных блоков по химии, физике, материаловедению и технологии конструкционных материалов, технологии обработки материалов, общей электротехники, прочностного анализа и других. По каждому из них участники программы решают реальные кейсы. Например, изучая химию, слушатели программы дополнительного образования рассматривали ряд конкретных примеров, как полученные знания можно применить на производстве. Об этом рассказал «Толк радио» доцент центра медицинской химии, исполняющий обязанности заведующего кафедрой «Химическая технология и ресурсосбережение» ТГУ Сергей Соков.

– Так как на предприятии применяются полимерные материалы (полиамидное волокно, различные виды пластмасс, в том числе те, которые используются для формовки изделий), мы с сотрудниками «Транспорта будущего» смотрели, как эти пластмассы могут себя вести в разных условиях, например, при термическом воздействии, что есть виды пластика, которые могут частично осмоляться, разлагаться при определённой температуре. Они поняли, что некоторые вещества можно заменить на более эффективные. В процессе практикума мы также смотрели эффективность разных видов растворителей, и именно на практическом занятии и на реальном примере они поняли, что тот растворитель, который сейчас применяется у них в производственном процессе, можно заменить на другой (или оптимизировать его расход), и это будет эффективнее. Тот же самый изопропиловый спирт: у них используется коммерческий, а мы выяснили, что можно и обычный с той же эффективностью применять.

Чтобы в дальнейшем претендовать на повышение, участники программы должны предложить руководству завода либо проекты по модернизации существующих технологических процессов, либо новые идеи, которые помогут сделать лучше конечный продукт. Поэтому все полученные в ТГУ знания севшие «за парту» сотрудники «Транспорта будущего Самара» стараются конвертировать в проектные идеи, рассказал руководитель проектной работы «Инженерного училища» Александр Бобровский.

– «Транспорт будущего Самара» заинтересован в обратной связи от работников предприятия с точки зрения модернизации существующих технологических процессов, их оптимизации, повышения эффективности. Перед предприятием стоит задача кратно увеличить выпуск продукции, и любые предложения по повышению производительности труда воспринимаются руководством серьёзно. Это отражается в проектной работе.

На заводе в Особой экономической зоне «Тольятти» учащиеся прорабатывают технические решения, анализируют экономические и технологические факторы для оптимизации производственных процессов или создания новых продуктов. Так у представителей предприятия развиваются ключевые компетенции: как инженерные – через углублённое изучение технических аспектов, так и управленческие – через координацию ресурсов и командную работу. В этом им помогает Александр Бобровский. Он дважды в месяц выезжает в «Транспорт будущего» консультировать сотрудников, оценивать их проектные инициативы. Синергетический эффект теории и практики помогает в достижении основной цели «Инженерного училища» – прокачать системное инженерное мышление сотрудников и улучшить производственные процессы предприятия.

В интервью «Толк радио» Александр Бобровский пояснил, что от реализации проекта «Инженерное училище» выигрывают обе стороны.

– Решая совместно с «Транспортом будущего» проектные кейсы, мы получаем дополнительные компетенции. Самарская область входит в десятку регионов страны, которые уделяют максимальное внимание развитию производства и инфраструктуры для беспилотных авиационных систем. Объективно университет не может находиться в стороне и просто обязан заниматься получением дополнительных компетенций в этой области и их апробацией. В этом смысле «Транспорт будущего» оказывает нам неоценимую услугу в формировании наших компетенций в беспилотных авиационных системах.

Защита проектов, которые разработали участники программы «Инженерное училище», состоится в конце июля. Выпускники продемонстрируют готовность своих идей для внедрения в реальное производство.

Добавим, что в сентябре 2025 года Тольяттинский госуниверситет объявит набор на программу бакалавриата «Проектирование и эксплуатация беспилотных летательных аппаратов». Многие сотрудники «Транспорта будущего», окончившие «Инженерное училище», планируют поступить в ТГУ.

«Толк радио». Инженерный апгрейд. ТГУ повышает квалификацию специалистов «Транспорта будущего»
Сергей Соков – о практических занятиях
Александр Бобровский – о важности проектной работы
Александр Бобровский – о формировании новых компетенций ТГУ
Просмотров: 135
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей