Готов ли Тольятти к труду и обороне? Жители Автограда – о мотивации к участию в ГТО

В декабре завершается «Осенний фестиваль ГТО» для школьников и трудовых коллективов предприятий и организаций. Корреспондент «Есть talk!» Юлия Богатенко выяснила, как обстоят дела с программой Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» в Тольятти, и узнала, что мотивирует горожан на сдачу норм ГТО.

Официальное возвращение ГТО в общественную жизнь россиян произошло в 2014 году, когда президент Владимир Путин подписал указ «О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе „Готов к труду и обороне“».  В нём в частности говорится: «В целях дальнейшего совершенствования государственной политики в области физической культуры и спорта, создания эффективной системы физического воспитания, направленной на развитие человеческого потенциала и укрепления здоровья населения, постановляю: 1) ввести в действие с 1 сентября 2014 года в Российской Федерации Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) – программную и нормативную основу физического воспитания населения...».

Сдавать нормы ГТО никто не принуждает. Как указано в пункте 4 Положения о ГТО, «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс основывается на следующих принципах:

а) добровольность и доступность;

б) оздоровительная и личностно ориентированная направленность;

в) обязательность медицинского контроля;

г) учёт региональных особенностей и национальных традиций»

В Тольятти численность участников ГТО за прошедшие три года заметно выросла. Окончательные выводы по 2017 году делать пока рано – осенний период не закончился, – но уже сейчас очевидно, что значков потребуется больше. Если в 2016 году за все четыре периода (зима, весна, лето, осень) было выдано 584 знака отличия (335 – золото, 177 – серебра, 72 – бронза), то за три периода 2017-го уже выдано 586 знаков отличия. Итоги осеннего фестиваля, а вместе с ним и всего года, будут подведены 31 декабря.

Возможно, увеличение количества значков объясняется тем, что в прошлом году нормы ГТО сдавали только школьники, а в этом году к ним присоединились работники предприятий и другие горожане.

 

Факторы роста

Чем же привлекает тольяттинцев комплекс ГТО?

Ученики старших классов сдают нормативы с расчётом получить дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в вузы: за золотые знаки отличия ГТО приёмные комиссии прибавляют от 1 до 10 баллов – это может сыграть решающую роль при участии в конкурсе на бюджетное место.

В Правилах приёма в Тольяттинский государственный университет отмечается, что за наличие золотого знака отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса „Готов к труду и обороне“ (ГТО) и удостоверения к нему установленного образца абитуриенту начисляется 1 дополнительный балл.

Опрос учащихся 11-х классов показал, что начисление дополнительных баллов является главным мотиватором для сдачи нормативов.

Для меня сдача ГТО – это, во-первых, шанс получить дополнительные баллы к ЕГЭ. Во-вторых, во многих вузах есть схожие нормативы при поступлении и, сдавая ГТО, можно проверить, насколько ты готов. Но вообще для меня эти нормативы не показались сложными. Я занимаюсь лыжными гонками уже третий год, и для меня такие нагрузки привычны. Мы их выдерживаем на обычных тренировках, – рассказала Вера Савельева, ученица 11-го класса гимназии № 38.

В первую очередь, мы сдаём ГТО для себя. Я занимаюсь кикбоксингом и футболом, хожу в тренажёрный зал. Ну, и, конечно же, сдаём ради баллов к ОГЭ. Мы сами проявляли желание сдать нормативы. Ну и учитель физкультуры способствовал: готовил к сдаче нормативов. Вместе с нами бегал и тренировался, – признался Андрей Видерников, ученик 9-го класса школы № 84.

Важную роль в стимулировании детей играют учителя, которые на своём примере показывают, что спортом нужно заниматься не ради баллов, а для поддержания здоровья.

– Я показываю на собственном примере, как важно заниматься физкультурой, как важно постоянно улучшать результаты. Это нужно для того, чтобы дети тоже полюбили физкультуру, тянулись и показывали результаты. Я стремлюсь донести до своих учеников мысль о том, что спорт нужен им для жизни. Мальчикам, например, это очень сильно пригодится в армии. У меня ГТО сдают 33 ученика разных возрастов, есть ребята из 4, 9, 10, 11 классов. И я считаю, что приучать детей к нормативам ГТО надо с ранних лет, чтобы они были здоровыми и нравились себе в зеркале, – поделился опытом Иван Малейкин, преподаватель физической культуры в школе № 84, магистрант кафедры «Адаптивная физическая культура, спорт и туризм» Тольяттинского государственного университета.

Я понимаю, что нужно за собой вести сотрудников и мотивировать детей. Говорить о том, что нужно выбирать здоровый образ жизни и что здоровое поколение – это поколение next, – это, конечно, всё красиво. Но нужно показывать результаты, в том числе – на личном примере. В предыдущие годы по количеству значков мы были в лидерах среди школ города Тольятти: в позапрошлом году у нас было 11 значков ГТО, в прошлом – 22. В этом году только семь человек изъявили желание сдать нормативы, и я понимаю, что это провал. И чтобы как-то этот провал нивелировать, я как руководитель и педагоги решили сдать ГТО. Мы хотим поддержать детей, показать, что нужно поддерживать и развивать эту инициативу, – поделился директор лицея № 19 Денис Кизилов.

А вот для сотрудников предприятий главным мотиватором выступает желание проверить свои силы – регламента, гарантирующего привилегии за участие в комплексе ГТО и даже за получение значков, не существует.

Льгот и бонусов за ГТО у нас на предприятии нет, но для участия в «Фестивале» группу работников могут отпустить в рабочее время по приказу с сохранением заработка, – рассказал Юрий Николаев, корреспондент газеты «Волжский химик» (корпоративная газета ПАО «Тольяттиазот»).

Я сдаю нормы ГТО, прежде всего, для себя, чтобы проверить свои способности на 42-м году жизни. Сдавать никто не принуждает. Иду на золотой знак, – призналась Ольга Силаева, сотрудница ТоАЗа.

 

Препятствия развития

Вовлечение в процесс сдачи ГТО всё новых участников, положительная динамика роста – всё это доказывает, что у государственной инициативы есть привлекательные и полезные черты. Есть, однако, и серьёзные недостатки, которые требуют обсуждения и поиска решений.

 Серьёзной проблемой для Тольятти в этом году стала организация процесса. Увеличение числа желающих сдать нормативы ГТО привело к тому, что на первом же этапе – сдаче нормативов по бегу – образовывались огромные очереди. Этап проходил на реконструированном стадионе «Труд» (сдан в эксплуатацию в августе этого года), где было только четыре рабочих дорожки. (К слову, в прошлом году нормативы сдавали на стадионе «Торпедо», где рабочих дорожек восемь.) Все участники должны были явиться в одно время, не было ни раздевалок, ни туалетов. Дети после разминки успели остыть и замёрзнуть в ожидании старта. Прокомментировал эту ситуацию главный секретарь мероприятия Михаил Чернов:

Стадион «Труд» мы тестировали. Заявок было много, мы не рассчитывали, что придёт так много – 527! – человек на бег. А насчёт туалетов и раздевалок... Ещё построят там всё. Но мы вроде справились. Всё прошло хорошо, травм не было.

Объяснил ситуацию и директор МБУС «Центр физической культуры и спорта», главный судья фестиваля Андрей Сидельников:

Согласно приказу Министерства спорта, человек, желающий выполнить нормативы, присылает нам заявку. Мы эти заявки комплектуем, потом вывешиваем график, а через две недели люди приходят сдавать.

В этом году у нас заранее были готовы протоколы, мы спланировали забеги, заранее под их количество набрали судейские бригады. Но оказалось, что заявок, официально поданных в Центр, почти вполовину меньше реального количества желающих сдать нормативы. По закону, мы должны были половину из пришедших отправить домой. Но посовещавшись с преподавателями, решили пойти навстречу людям. Хотя сверх плана мы должны были проверить более 300 человек: посмотреть документы, проверить допуск медицинский, принять нормативы. Это, естественно, привело к задержкам на старте. Стадион «Труд» способен вместить большое количество людей, но, как говорится, надо готовиться. У нас был небольшой форс-мажор в начале, потом мы с этим справились. Ну, а туалеты и раздевалки на стадионе проектом предусмотрены не были. И мы договаривались с рядом стоящим театром кукол и отправляли людей туда.


Похожая ситуация сложилась и на этапе проверки туристических навыков. «Туризм» – это набор специфических дисциплин, таких как разбивание палатки, натягивание переправы, разжигание костра и другие. 12 октября в лесном массиве, недалеко от улицы Баныкина, собралось 488 человек. И снова – заминки, поздние старты, завершение этапа в сумерках. Андрей Сидельников отметил, что «обычно, количество участников не превышало 150-200 человек. Их спокойно объединяли в команды по 12 человек, и мы успевали всё закончить в отведённое время. При этом мы ещё делили участников по районам: школы Центрального и Комсомольского района приходили в одно время, а школы Автозаводского района – в другое. Но в этот раз получилось, что школьники приезжали не в своё время или же опаздывали к стартам». Так что, оказывается, в организационных проблемах виноваты не только ответственные люди, но и сами участники, не всегда серьёзно подходящие к выполнению регламента.

Конечно, – объясняет Андрей Сидельников, – должно пройти от трёх до пяти лет, чтобы люди смогли привыкнуть и понять, как работает эта система. Сейчас ведь дети зачастую приходят неподготовленными и даже не знают, что и как им нужно сдавать.

На некоторых этапах организаторам всё-таки удалось справиться с ажиотажем. Приём нормативов делили на два дня, от участников требовали чёткого соблюдения графика. К примеру, удачно распределили участников на пулевой стрельбе: в первый день пришло 180 человек, а во второй – 118.

Другой проблемой оказалась низкая внутренняя мотивация многих тольяттинских школьников. Большинство из них не смогли назвать убедительных причин для участия в испытаниях, кроме начисления дополнительных баллов к ЕГЭ и ОГЭ за наличие золотого значка.

Усугубляет ситуацию то, что дети в свободное время отдают предпочтение не спорту или хотя бы физкультуре на свежем воздухе, а гаджетам и компьютерным играм.

Кроме того, часть родителей не видят необходимости в сдаче ГТО, так как считают, что физически ребёнка можно развивать различными способами. И уроки физкультуры – только школьный предмет, необходимый для физической «перезагрузки» ребёнка в ситуации повышенной умственной нагрузки.

– Каждый должен заниматься в силу своих физических возможностей и здоровья. Я считаю, что физическая культура – это тот предмет, по которому не стоит ставить оценки. Если ребёнок не может сдать какой-то норматив, это не значит, что он хуже других. Все дети разные. Желание заниматься спортом и физкультурой должно быть искреннее и ограничиваться только физическими возможностями ребёнка, а не определёнными нормами, – считает Елена Раскатова, мама пятиклассницы.

Некоторые родители, напротив, считают, что именно введя в школе сдачу норм ГТО, можно стимулировать детей к занятиям физической культурой и привить желание заниматься и физически совершенствоваться.

Мне кажется, обязательно стоит именно в школе вводить нормы ГТО, чтобы дети стали сильнее, чтобы они стремились к физическому развитию. Нормативы ведь не очень сложные, каждый ребёнок может их сдать. Если я со своими дочками занимаюсь физкультурой и спортом, то у нас и результаты гораздо выше нормативных значений. Так что если немного позаниматься, поднапрячься, потренироваться, а не сидеть дома, то можно реально сдать ГТО и получить значок. Я сама регулярно тренируюсь и привлекаю детей к занятиям спортом, – убеждена Светлана Кошелева, член клуба лыжников Тольятти, мама двух девочек, которые вместе с ней пришли сдавать ГТО.

Возможные пути решения проблемы недостаточной мотивированности школьников к сдаче нормативов ГТО предложила кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Физическая культура и спорт» Тольяттинского государственного университета Вероника Амплеева:

12 октября 2017 года в рамках регионального чемпионата Самарской области «Молодые профессионалы – 2017» проходил круглый стол, на котором обсуждался вопрос об особенностях внедрения и реализации комплекса ГТО среди школьников и взрослого населения с директором Центра физической культуры и спорта г.о. Тольятти Андреем Сидельниковым. Он отметил, что в условиях внедрения комплекса ГТО большую роль играет информационная поддержка данного процесса. Я согласна с данным мнением: должна быть организована планомерная, грамотная, систематическая информационная работа и со школьниками, и со студентами. Мы наблюдаем в нашем вузе ситуацию, когда студенты не имеют представления о том, что такое ГТО и зачем нужен данный комплекс мероприятия. Следовательно, данная информация не была донесена до них в школе. Не то, что школьники, – студенты не всегда понимают, что готовность сдать нормативы является показателем их физической подготовленности, профпригодности и психологической устойчивости. Понимание, к сожалению, приходит не сразу. И виной тому опять же низкий показатель информационной компетентности студентов. В ТГУ информирование о комплексе ГТО происходит в рамках дисциплины «Физическая культура», которая ведётся на всех направлениях подготовки.

Вторым немаловажным компонентом мотивации является, конечно же, интерес к самим занятиям, именно поэтому важно расширять границы предлагаемых специализаций в физкультуре не только у студентов, но и у школьников. И в качестве эксперимента в прошлом году в вузе появилась новая специализация – йога.

Я считаю, что сочетание теоретической подготовки и практической деятельности можно признать благоприятным условием для внутренней мотивации школьников и студентов к сдаче комплекса ГТО.

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей