Верхом на «пуле»

Студенты из Тольятти покоряют Европу на болидах и байдарках собственного производства


Адский труд без выходных и праздников, на износ, до кровавых мозолей... Уже десять лет в Тольяттинском университете без лишнего пафоса, но с максимальной самоотдачей создают действующие гоночные автомобили. В юбилейном 2017-м портфолио команды молодых инженеров из Тольятти пополнила байдарка на солнечных батареях. В планах – мотоциклы и беспилотники.

История, рассказанная в этом лонгриде, доказывает, что одних только денег недостаточно для развития студенческой проектной деятельности и технологического предпринимательства, о важности которых всё чаще говорят в правительстве.

Главное – это люди.

«Начинаем работать. Прямо сейчас»

 

Александр Бобровский выглядит уставшим. Несколько часов назад он вернулся из Италии с этапа международных соревнований «Формула студент». На своей странице в социальной сети «ВКонтакте» Бобровский вёл дневник. В завершающем посте руководитель проекта «Формула студент» Тольяттинского государственного университета (ТГУ) пишет, что это были самые трудные соревнования в его жизни. Тем не менее уже на первом вопросе он предлагает спуститься из своего кабинета в помещение, где ведётся работа над болидами: «Пойдёмте? Я сразу показывать буду». В кабинет мы вернёмся только через два часа.

 

История «Формулы студент» в Тольятти завертелась в 2007-м, с появлением команды «SPC Formula» ТГУ. Она стала одной из первых в стране, была в авангарде всероссийского движения.

 

 

Первый болид – Sprint 01, благородного синего цвета с надписью «Автомеханический институт» на бортах – построили и представили меньше чем через год. С ним команда приняла участие в этапе Formula Student Russia 2008, где заняла первое место в конкурсе презентаций бизнес-проектов. Проект заметили – поддержку ему высказали действующие на тот момент мэр Тольятти Анатолий Пушков и губернатор Самарской области Владимир Артяков.

 

 

Ещё около года ушло на сборку второго болида – жгуче-красного Sprint 01M. Он стал быстрее: 100 км/ч машина набирала ровно за 4 секунды, притом что его синий товарищ ту же скорость брал аж за 4,92 секунды. Максимальная скорость поднялась на 20 километров в час – со 190 до 210 км/ч, а вес машины уменьшили на 70 пунктов – с 380 до 310 килограммов.

 

В помещении, куда мы приходим, этих машин нет – они не на ходу. Красный болид, например, стал экспонатом – его можно найти в музее Тольяттинского государственного университета. Разумеется, без двигателя. А вот каждый из последующих автомобилей и сейчас находится почти в полной боевой готовности – поставь аккумулятор, садись и езжай. «Я хочу, чтобы машины жили. Это мой принцип», – говорит Александр Бобровский.

 

Пять лет – с 2009 по 2014 годы – активной деятельности тольяттинская команда не вела. Проект оставался без руководителя – и почти без рук. Им занимались несколько человек. Среди них были, например, студенты Владислав Горшков и Алексей Чингарёв. Они сохранили проект и в силу возможностей развивали его. Каждый год Институт машиностроения выделял на «Формулу» небольшие деньги – около двухсот тысяч рублей, иногда больше. На них покупали детали – медленно, но верно. Как считает Александр Бобровский, единственное, чего не хватало проекту в то время, – того, кто пришёл и сказал бы: «Начинаем работать. Прямо сейчас».

 

Человеком, подошедшим под описание, стал он сам. На пост руководителя тольяттинской «Формулы» Бобровский заступил в 2014 году. Это стало ключевым событием для команды. Её название изменилось на «Togliatti Racing Team» (TRT), в команду пришли новые люди. За два года было построено ещё два болида – White Shark («Белая акула») и Black Bullet («Чёрная пуля»). Впервые в истории команда создала машину, соответствующую регламенту международных соревнований Formula Student.

 

 

Главным образом это был вопрос безопасности – регламент международных соревнований предъявляет высокие требования к конструкции машины. Она должна быть спроектирована таким образом, чтобы при аварии или любой нештатной ситуации пилот пострадал как можно меньше. Смотрят на всё: от деталей каркаса до расположения сидения пилота и педалей. В старых болидах не учли многие моменты: к примеру, у Sprint 01M было более трёх десятков несоответствий международному техническому регламенту.

 

 

С «Белой акулой» команда отправилась на соревнования Formula Student Russia 2014 в Москву – и покорила всех. При её создании был побит неофициальный рекорд соревнований по скорости разработки и сборки болида – у ТГУ на это ушло всего три месяца.

 

 

«Excellent effort in a short time» («Исключительная работа в сжатые сроки»), – написал тогда на кузове болида главный судья соревнований Пэт Кларк. Команда получила награду «Открытие года» и итоговое 8-е место в общекомандном зачёте. Кроме того, «Белая акула» вошла в пятёрку автомобилей, дошедших до финиша в гонке «Endurance», заняв по совокупности оценок 4-е место из 11.

 

 

Говоря о четвёртом болиде, «Чёрная пуля», важно затронуть тему финансирования. В TRT подчёркивают, что машина была построена всего за 1/15 часть бюджета различных титулованных команд.

 

Впервые в создании машины задействовали карбон, что позволило сделать её гораздо легче. Для «Чёрной пули» собрали уникальную подвеску. Было время, чтобы поработать с настройкой двигателя. Многие детали для машины студенты изготовили самостоятельно.

 

 

Автомобиль показал себя прекрасно: 3-е место в гонке на выносливость, автокроссе и «восьмёрке»; 2-е место по топливной эффективности. Это позволило TRT занять итоговое 3-е место в общекомандном зачёте на российском этапе «Formula student» и получить специальный приз от Nissan. Ещё через год команда с «Чёрной пулей» представила Тольятти на зарубежном этапе «Formula student». Укрепились в середине: 13-е место из 29 в общекомандном зачёте. Стало понятно, что соперничать на мировом уровне TRT по силам.

 

 

«Это была оптимальная машина», – говорит Бобровский о «Чёрной пуле». И тут же добавляет: «Но нам надо было двигаться дальше, и мы начали экспериментировать». В этом году у TRT новый болид. Сейчас он официально называется Violet Demon («Фиолетовый демон») – такое название придумал ему ректор ТГУ Михаил Криштал. Между собой команда называет его скорпионом – слишком уж похожа воздухоприёмная трубка двигателя сзади машины на жало членистоногого.

 

Эксперименты оказались глобальными. Руководитель «Формулы», стоя рядом с болидом, перечисляет и показывает новые решения: заменили передаточное число рулевого редуктора, разработали новые, более лёгкие, кулаки для колёс, вынесли рычаг подвески подальше и сделали её более стабильной и устойчивой, установили одноцилиндровый двигатель объемом 690 куб.см против четырёхцилиндрового на 600 куб.см. у «Чёрной пули».

 

 

Получилось не всё. Например, замена рулевого редуктора себя не оправдала. Предполагалось, что она снизит усилия пилотов, однако на деле получилось наоборот – они выходили из гонок с кровавыми мозолями. При существующей конструкции подвески руль оказался неприподъёмным. Также не хватило времени на испытания двигателя – денег выделили столько, сколько нужно, но пришли они поздно. Машина ехала, но мучилась.

 

 

Команда тяжело проходила техническую инспекцию и вдобавок получила штраф в 100 баллов за несвоевременное предоставление документов. Решением проблем приходилось заниматься на месте. Некоторые из деталей, которые сейчас являются частью машины, приваривали к ней прямо на соревнованиях. Например, выпуск двигателя раскалялся докрасна и буквально плавил соседние комплектующие. Чтобы этого не случалось, команда на месте приделала к конструкции защитную перегородку.

 

 

В общем зачёте соревнований в Италии тольяттинцы заняли скромное 41 место среди 52 участников в своём классе. Впрочем, финишировать в итоговой гонке у неё всё же получилось,в отличие от многих команд, а это значит, что марка выдержана – ещё ни разу болиды TRT не сходили с дистанции. Для истории российской формулы это уникальный показатель – 100% финиш.

 

 

Александр Бобровский немного разочарован, что всё пошло не так, как задумывалось. Он с сожалением говорит, что многое сделать просто не успели. При этом руководитель отдаёт должное всем ребятам до единого: «Наверное, нам давно нужен был этот этап. Ребята с максимальной самоотдачей подходили ко всему, это была настоящая команда. К этапу мы, может, подошли и не так синхронно, но на самом этапе работали на износ».

 

Через несколько дней команде предстоит выступать в Венгрии, на очередном этапе соревнований. На вопрос, сможет ли TRT выступить лучше, Бобровский отвечает скромно, мол, все ошибки постараемся исправить, но что-то загадывать нет никакого желания. Слишком многое может произойти.

 

Жить самостоятельно

 

Три года назад в журнале «Форбс» доктор Эмад Рахим, преподававший в двух американских университетах – Техническом университете Колорадо и Университете штата Оклахома, – размышлял, как вузам сделать «эффективное предпринимательски ориентированное образование». Такое, при котором студенты не просто получали бы знания, а ещё и зарабатывали на своих трудах.

 

Среди десяти путей развития такого образования Рахим выделил необходимость знакомить студентов со стратегическими путями крупных компаний. Учащимся важно наглядно и доходчиво объяснять, как продвигать технологии, инновации, как общаться, рекламировать и зарабатывать деньги.

 

Сама идея студенческого технологического предпринимательства (СТП) не нова. Например, в США Университет штата Канзас поддерживает программу СТП ещё с 2002 года. Подобные программы давно можно найти в университетах Огайо, Вирджинии; в знаменитых Оксфорде, Кембридже, Стэнфорде.

 

Россия не отстаёт. Тот же проект «Формула студент» развивается в нашей стране со второй половины «нулевых». Важной составляющей проекта является то, что студенты не только сами проектируют автомобили, разрабатывают детали для них и собирают болиды, но и ищут деньги, спонсоров. Тоже сами. Разумеется, значительную долю расходов берёт на себя вуз, но все нужды университет обеспечить не может.

 

Один из вариантов сотрудничества – поставка комплектующих. Например, компания «ХК Композит» даёт команде Тольяттинского университета карбоновое волокно. Его используют при построении кузова машины. Магазин «Kolobox» помогал комплектующими. Кстати о шинах,они весьма дорогие – одна стоит около 20-30 тысяч рублей, комплекта хватает на 2-3 гонки. У команды есть спонсоры, поставляющие ей детали подвески, изделия, которые используются при конструировании кузова.

 

 

Взамен компании получают не только место под эмблему на каждом болиде команды, на униформе, плашку на сайте и плюс в репутационную карму. Нет, компании видят, что в команде люди заняты делом, получают важный опыт практической работы с первых курсов. И помочь им получить этот опыт сейчас – значит, добыть для себя более грамотного, подготовленного специалиста в будущем. Компаниям это интересно.

 

 

Таким образом, студенты для команды – это не только интеллектуальный ресурс, но и «топливо», если так можно выразиться: команда воспитывает грамотных специалистов, которых большие компании в будущем могут забирать к себе на работу в обмен на поддержку команды.

 

Прямая финансовая поддержка – ещё один из вариантов. Важны любые деньги, даже на первый взгляд небольшие в масштабе целой команды. Руководитель TRT Александр Бобровский рассказывал, как один из участников команды недавно добился спонсорской помощи на пятьдесят тысяч рублей. Нужна и информационная поддержка – иначе о команде будет трудно узнать кому-то за пределами вуза.

 

Участие в форумах, выставках, грантах – ещё одна возможность стать заметнее. Команда каждый год принимает участие в международной специализированной выставке-форуме «Автопром. Автокомпоненты». В 2014 году «формульцы» стали участниками российско-китайской смены молодёжного форума «iВолга». Вместе со студентами из Китайской Народной Республики они работали над инновационными проектами. В 2015 году проект «Новая электронная система диагностирования двигателя внутреннего сгорания» занял 3-е место и даже сумел получить финансирование в 150 000 рублей.

 

С 2014 по 2016 годы пять проектов команды победили в программе «У.М.Н.И.К.». В их числе была уникальная разработка менеджера команды Togliatti Racing Team Дарьи Гороховой – универсальный стапель для изготовления автомобилей класса «карт». Причём идея этого проекта появилась из-за возникших трудностей в работе TRT.

Стапель получился оригинальным:

  1. цена меньше, чем у аналогов, в десятки раз
  2. простота конструкции и сборки: на изготовление требуется не больше недели, и при всей своей простоте он обеспечивает высокую жёсткость и точность при сварке рамных конструкций
  3. стапель в течении 15 минут можно разобрать и положить на полку склада, он занимает совсем немного места
  4. детали от стапеля можно использовать в других конструкциях
  5. стапель можно использовать с любым столом, необязательно металлическим: точность пространственных соединений обеспечивается самим стапелем, а не точностью опорной поверхности.

 

 

Кроме того, студенты могут получать деньги для команды и другими путями: например, выполняя заказы на изготовление определённых деталей или даже целых автомобилей, тех же малогабаритных картов для специальных парков и трасс.

 

 

Все эти процессы в TRT отлажены и работают. Команда уже стала брендом, она узнаваема и интересна. Однако амбиции руководства вуза и команды идут дальше. Следующая на очереди – водная гладь. Совсем недавно на базе гоночной команды создали «дочку» под названием Togliatti Solar Team (TST). Эта команда будет заниматься разработкой лодок на солнечных батареях.

 

 

В состав TST входят пять инженеров. Половина – выходцы из команды Togliatti Racing Team. Инициатор и руководитель проекта – выпускник-бакалавр и магистр ТГУ Павел Крюков.

 

Бывшие участники TRT, перешедшие в TST говорят, что производство лодок менее затратное, нежели создание болидов. Кроме того, для создания байдарки не нужна огромная команда – требуется всего 5-6 человек: электротехники, пара механиков и специалисты по гидродинамике и сооружению судов.

 

Команда уже успела вернуться с международных соревнований «Солнечная регата», которые проходили на Верхнем озере в Калининграде. Тольяттинцы представили первую в истории вуза и единственную в России двухместную байдарку на солнечных батареях. В числе соперников – студенты из Нижнего Новгорода, Москвы, Санкт-Петербурга, Венгрии, Германии. Целью TST было попасть в шестёрку: команды, занявшие первые шесть мест, попадают на грядущие в сентябре соревнования в Германии. Команда-дебютант из Тольятти план перевыполнила и лишь немного не дотянула до медалей, финишировав четвёртой.

 

В планах TST – перерасти в отдельное, самостоятельное направление, независимое от команды TRT. Руководитель гоночной команды Александр Бобровский стремится к тому, чтобы создать целый «веер проектов», руководителями которых станут студенты-магистры. Одна из ключевых задач в этих проектах – учиться жить и находить поддержку, деньги, спонсоров самостоятельно.

 

Сейчас в TRT ведётся работа по созданию команды, которая займётся мотоциклами на электроприводе. Первое транспортное средство уже есть. Правда, двигателя на нём нет. Его пока используют для нужд TST – он стоит на той самой двухместной байдарке.

 

История о крепком настоящем

 

Посреди интервью ректор ТГУ Михаил Криштал встаёт со стула, идёт к одному из шкафов у себя в кабинете и берёт большую книгу с благородной обложкой. Возвращается, садится и начинает зачитывать целые куски из неё вслух. Листает её ректор аккуратно и никому в руки не даёт. Книга эта – Программа развития опорного вуза на базе Тольяттинского государственного университета. Чтобы узнать, что будет происходить с ТГУ в ближайшее время, достаточно заглянуть в неё.

 

Криштал объясняет: всё предусмотренное программой развития опорного Тольяттинского госуниверситета ТГУ планировал делать даже если бы не получил этот статус. Михаил Криштал отмечает: «Эта программа гармонизированна с приоритетный проектом «Вузы как центры пространства создания инноваций», утверждённым Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам». Создать кластер инженерных центров для проектной деятельности студентов было одним из планов университета. Теперь же, когда статус получен, это по сути стало неизбежным. «Я вообще не понимаю, как опорный вуз может не быть центром создания инноваций», – спокойно рассуждает ректор.

 

 

«Центр создания инноваций». Звучит здорово, но чтобы Тольяттинский университет мог с полной уверенностью считать себя таковым, нужно провести несколько мероприятий. Какие-то побольше, какие-то поменьше. Одним из самых глобальных станет создание «Высшей инженерной школы» (ВИШ). В кавычках – потому что это не совсем школа и не оргструктура. Это тот самый кластер. Даже концепт, идея, объединяющая несколько подразделений и центров, с помощью которых студенты смогут заниматься проектной деятельностью.

 

Команда «Формула студент», о которой уже шла речь, отчасти такая же идея, разве что поменьше масштабом. При этом опыт, накопленный участниками «Формулы» за прошедшие годы, сильно пригодится в будущем. Именно «Формула» станет неким образующим стержнем амбициозного проекта ВИШ, а руководитель команды, Александр Бобровский – руководителем и координатором будущего кластера.

 

 

В случае с ВИШ, если грубо обобщить, речь идёт чуть ли не об объединении студентов всех инженерных направлений подготовки вуза. Для этого будут созданы три центра. Базой для каждого из них станет один из институтов ТГУ. Студенческий центр инжиниринга планируется создать на базе Института машиностроения. Центр робототехники – с помощью Института энергетики и электротехники. Наконец, базой для молодёжного инновационного центра IT Student выступит Институт математики, физики и информационных технологий.

 

Эти центры создаются для того, чтобы студенты могли глубоко заниматься проектной деятельностью. Глубоко – это значит не один раз за все годы учёбы сделать один куцый проект «для галочки». Это значит постоянно, с первых курсов, участвовать в реализации масштабных проектов, вроде той же «Формулы студент», щупать, пробоваться, ошибаться, делать ещё и ещё раз. Это позволит менять сознание ребят сразу после поступление в университет.

 

 

Кроме того, в Тольяттинском государственном университете планируется создание взрослого инжинирингового центра. Туда хотят приглашать отличившихся выпускников – для того, чтобы они могли передавать опыт следом идущим. Без этой преемственности никакой речи об инженерной школе быть не может. Если не суметь её наладить, специалистов будут сразу забирать к себе внешние компании и новые студенты не получат даже шанса перенять их опыт.

 

Предполагается, что каждый из центров будет работать над собственными проектами, но все они будут объединяться для работы над ключевыми направлениями. Таким, например, является создание транспортных средств для команды Togliatti Racing Team. Речь идёт не только о спорткарах, но также о лодках и мотоциклах. В планах есть и создание беспилотных аппаратов.

 

К концу 2017 года планируется организовать первый из студенческих центров – инжиниринговый. Уже созданы макеты по реконструкции помещений вуза под нужды центра. В практической деятельности центра к концу этого года планируется задействовать более ста человек. В начале работы центр сконцентрируется на создании болида «Формула студент» и лодок на солнечных батареях для участия в соревнованиях «Solar Regatta».

 

 

Известно, что сотрудничать с проектом продолжат компании, у которых уже налажены связи с проектом «Формула студент» ТГУ. Среди них «ВАЛ-Рейсинг» и «Сегула Технолоджис Раша». О новых спонсорских соглашениях пока речи не идёт – слишком рано.

 

Стоимость проекта инженерной школы не секрет. В течение следующих лет на него хотят потратить около 45 миллионов рублей. Часть затрат планируют покрыть за счёт федеральных и региональных средств, часть ТГУ вложит самостоятельно. Однако только денег недостаточно для успешной реализации проекта. Ректор ТГУ Михаил Криштал хочет, чтобы проектная деятельность студентов шла бок о бок с учёбой, чтобы она была важной частью учёбы, а не чем-то сопутствующим. Сейчас ребята, которые занимаются проектом «Формула студент», тратят на него всё свободное время и делают это на безвозмездной основе.

 

«Они здесь с утра до ночи, каждый день без выходных. У нормальных людей есть 31 декабря, 8 марта, 23 февраля, дни рождения. У этих ребят ничего этого нет – они уделяют подготовке машины всё своё время», – рассказывает Александр Бобровский. После чего студенты приходят на пары, и с них требуют полной отдачи на теоретических занятиях.

 

Руководство вуза считает, что в этом поможет перераспределение аудиторных занятий. Лекции с преподавателями не исчезнут совсем. Необходимая часть останется, другая перейдёт в аудио- и видеоформат, чтобы студентам было удобнее, ещё одна превратится в потоковые и индивидуальные консультации. Больше времени в учебных планах отведут на самостоятельную работу, что и поможет студентам заниматься проектами.

 

 

На вопрос о том, будут ли учить студентов быть предпринимателями, Михаил Криштал отвечает однозначно. «Из выпускников нашего университета предпринимателями становятся немногие, – говорит ректор ТГУ, – всего около одного процента, есть вузы с цифрами в три раза больше. Но это не означает, что этому не нужно учить. Те, кто не станут предпринимателями, в итоге окажутся в команде тех, кто станут. Они должны понимать, как это работает».

 

На полную мощность проект ВИШ должен заработать к 2021 году. К тому моменту запустятся все центры, а заниматься проектами в них будут уже более двухсот студентов. Тольяттинский госуниверситет к этому времени хочет выйти на самые разные инженерно-спортивные соревнования. В планах не только представительство университета на привычных соревнованиях «Формула студент», но и участие в соревнованиях малоразмерных спортивных автомобилей, беспилотных транспортных средств, присутствие на чемпионате по стандартам WorldSkills.

 

Всё это лишь на первый взгляд звучит как ещё одна история о светлом будущем.

 

 

На деле эта история о довольно крепком настоящем...