Жирным шрифтом. Свет, камера, фэшн: фильмы о людях, живущих модой

Фильмы о моде вышли за рамки банальных сюжетов. Истинным ценителям прекрасного не стоит ограничивать себя растиражированным «Дьявол носит Prada». Будем честны, фэшна в нём немного. Другое дело – документальные фильмы о моде, которые показывают её не просто как гламурную жизнь, а как некое социокультурное явление со всей его глобальностью и часто трагическими судьбами его создателей. В авторской колонке о моде «Жирным шрифтом» корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Артём Смирнов знакомит вас с документальными фильмами о гениях модной индустрии, после просмотра которых вы точно взглянете по-новому на моду и, возможно, на себя самих.

«Диор и Я» (2014, 18+)

Документальная картина режиссёра Фредерика Ченга повествует о непростом времени, когда на пост креативного директора Dior пришёл бельгийский дизайнер Раф Симонс – уже на тот момент икона модной индустрии. Дом пережил неимоверную драму с уходом Джона Гальяно, скандального дизайнера, и целый год находился без идейного вдохновителя. Поэтому на плечи бельгийца ложится огромная ответственность: создать кутюрную коллекцию осень-зима 2012 года всего за восемь недель, когда обычно на это уходит минимум восемь месяцев, и «подлатать» пошатнувшуюся репутацию бренда. Задача не из лёгких. Справится ли с ней Раф?

Темы, поднимаемые режиссёром в картине, смело можно назвать вечными. После назначения на столь высокий пост Симонс задаётся экзистенциальные вопросами: «Как справиться с давлением индустрии, которая из сезона в сезон требует хлеба и зрелищ?», «Как переизобрести себя в глазах общественности и показать всем, что я не просто минималист, а нечто большее?» Эти и многие другие переживания так или иначе находят выход в творчестве дизайнера.

Финалом ленты стал триумфальный показ, на котором присутствовали Шэрон Стоун, Изабель Юппер, Марион Котийяр и другие звёзды. Презентация повергла присутствующих в шок. Некоторые из критиков признавались, что во время показа ощущалось присутствие самого Кристиана Диора, который будто бы благословил детище Симонса и его команды. Полагаю, это был самый красноречивый ответ на все те вопросы, которые некогда так беспокоили дизайнера.


«Жёлтый под запретом» (2018, 18+)

Возможно, вы помните «мемный» выход Рианны в платье-омлете на Met Gala в 2015 году. Шума он наделал много, но мало кто знает, что это платье – результат двухлетней кропотливой работы Гуо Пэй, дизайнера из Китая. О ней и деле её жизни новозеландка Петра Бретткелли сняла документальный фильм «Жёлтый под запретом».

Полтора часа вместили в себя жизненный путь женщины, которая проявила себя настоящим новатором среди жёстких культурных обычаев и традиций. В одной из сцен Гуо с нежностью и глубокой любовью говорит о европейской моде: «Мои наряды не отражают суть китайской моды „от кутюр“. Я дизайнер, а не целая китайская нация. Та мода „от кутюр“, которую создала Франция, – это вершина, к которой нам следует стремиться». И одной только этой фразой она показывает весь масштаб своей личности, который выходит далеко за пределы Китая. Границам на карте не подвластны её амбиции, которые устремлены туда, где между собой соединяются культуры и совпадают взгляды на прекрасное.


«Маккуин» (2018, 18+)

Есть мысль, что гениев могут понять только гении. Но в случае с документальным фильмом «Маккуин» не нужно быть фэшн-экспертом, чтобы проникнуться историей о гении мира моды – британском дизайнере и визионере Александре Маккуине.

Иэн Бонхот и Питер Эттедги, режиссёры вышедшей в 2018 году киноленты «Маккуин», сняли не просто докьюментари о Ли (первое имя Маккуина) – они позволили нам как бы заглянуть в личный видеодневник героя ленты. Состоящий из пяти глав («Джек-Потрошитель подстерегает жертв», «Изнасилованная Шотландия», «Там, в джунглях», Voss и «Атлантида Платона») фильм можно смело охарактеризовать как путешествие по ярким и тёмным периодам жизни великого дизайнера. Неурядицы в семье и пережитое в детстве домашнее насилие сильно повлияли на юного Ли, это отразилось на его восприятии реальности и себя самого. Мрачные, но гениальные коллекции, эксцентричные выходки, а позже и сомнительные увлечения – именно из этого и состоял образ Маккуина в глазах общественности в последние годы его жизни. Этот фильм – история о том, как талант идёт рука об руку с губящим жизнь безумием. А кич и роскошь высокой моды едва ли способны заглушить голоса демонов, пожирающих художника изнутри.


«Маржела: Своими словами» (2019, 16+)

Фильм «Маржела: Своими словами» режиссера Райнера Хольцемера можно назвать одним из самых достоверных и необычных в своём жанре, так как повествование ведёт не кто иной, как сам Мартан Маржела – основатель модного дома Maison Martin Margiela (после его ухода просто – Maison Margiela). Идея снять практически автобиографию пришла дизайнеру после выхода фильма «Мы, Маржела» в 2017 году. Раздосадованный увиденным, Маржела решил лично рассказать свою историю.

Только представьте: до съёмок киноленты дизайнер предпочитал оставаться в тени модных кулуаров. Но это не помешало ему создать вокруг своего модного дома самый настоящий фэшн-культ. В фильме Маржела не изменяет своей традиции: его лицо, конечно же, не попадает в кадр ни на секунду. Но даже сквозь экран ощущается неведомая энергетика его личности, позволяющая почувствовать Мартана в том, о чём он говорит.

В эксклюзивном комментарии нашему проекту Анна Баштовая, историк кинокостюма, преподаватель Московской школы кино и Британской школы дизайна, автор книги «Мода и кино: 100 лет вместе» и телеграм-канала «Кинокостюм для чайников», делится экспертным мнением о том, почему важно смотреть документальные фильмы о моде и людях, живущих ею:

Документальные фильмы о дизайнерах интересны тем, что в них рассказываются реальные человеческие истории. С приходом в нашу жизнь активных социальных сетей нам как раз нужно больше живого, настоящего. И зачастую эти киноленты наполнены такой степенью мудрости и неординарности, что ни один сценарист представить себе не сможет. Для меня мода – это, прежде всего, искусство, а не фаст-фэшн и тренды. Мода, как и искусство, улучшает уровень жизни, меняет наше восприятие себя и окружающего мира в лучшую сторону. Поэтому я очень люблю фильмы о людях, для которых мода была искусством. Среди моих фаворитов «Диана Врилэнд: Глаз должен путешествовать» (16+), «Маккуин» (тяжёлый фильм, но его точно стоит посмотреть), «Серые сады» 1975 года (16+), «Видал Сассун: Кино» (16+) и «Айрис» (16+). Все эти истории и люди, стоящие за ними, повлияли на моду и сделали из неё то, что мы видим сегодня.

Мы можем быть далеки от моды и от её громких имен. Но задача каждого из нас – прийти к пониманию себя. Сделать это можно по-разному: кто-то работает с психологом, кто-то обращается к книгам и фильмам, а кто-то безудержно пробует всё новое и неизведанное. Но есть ещё один верный способ наткнуться на себя – через истории неординарных людей. Прикоснуться к таланту можно также по-всякому: через книгу, которую читаешь и от которой не можешь оторваться, через оградительное стекло на выставке или же через захватывающий душу фильм. Когда мы касаемся гения, мы сами становимся гениями. Хотя бы самую малость.

Просмотров: 836
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей