«Если есть интерес – многое под силу». Магистрантка ТГУ Светлана Марчукова – о смене специальности и новом проекте по благоустройству Тольятти

Недавно во время диалога с представителем одного из тольяттинских работодателей моя коллега услышала такую фразу: «Найти хорошего айтишника можно. Найти хорошего юриста тоже можно. А вот найти хорошего айтишника-юриста – непросто». Способность выполнять сразу несколько задач даёт конкурентное преимущество. И это одна из причин, по которой выпускники бакалавриата идут получать второе высшее по другой специальности. Помимо этого, в магистратуру поступают, чтобы в дальнейшем продолжить обучение в аспирантуре или избежать призыва в армию. Последний пункт точно не про мою сегодняшнюю гостью. Светлана Марчукова сейчас учится в магистратуре архитектурно-строительного института Тольяттинского государственного университета (ТГУ). Свой первый диплом она получила прошлым летом тоже в ТГУ, но на кафедре журналистики. Научный интерес Светланы касался интертекста в глянцевых журналах. Теперь в фокусе внимания магистрантки дизайн городской среды, а именно проект по созданию терапевтического сада на территории Тольяттинской городской клинической больницы № 5. Об особенностях обучения по различным специальностям узнаем от первого лица.

– Бакалавриат и магистратура – две ступени высшего образования. Предлагаю начать восхождение по этой лестнице с первой ступени. В твоём случае это была журналистика. Почему пять лет назад ты выбрала это направление?

– Перед тем как поступить на журналистику, я пробовала свои силы в двух направлениях. Год я отучилась на филологическом направлении в ТГУ и ещё год – на лингвистическом в Нижнем Новгороде в Высшей школе экономики. Я поняла, что эти направления мне не подходят. Мне всегда хотелось, чтобы в обучении совмещалась теория и практика. Передо мной стоял выбор – журналистика или дизайн. Выбрала журналистику, потому что любила читать и писать. Я решила просто попробовать, а потом уже посмотреть, что из этого выйдет. Было страшно, я не знала чего ожидать. Наверное, никто не верил, что хоть одно высшее я получу. Но я рада, что поступила на кафедру «Журналистика», четыре года пролетели незаметно.

– Обычно существительное «наука» ассоциируется у людей с техническим направлением и естествознанием. Но ты, будучи на кафедре журналистики, регулярно напоминала, что гуманитарные и социальные науки нельзя списывать со счетов. Внутривузовские и областные научно-практические конференции не обходились без докладов Светланы Марчуковой. Была ли у тебя, помимо повышенной стипендии, ещё какая-либо мотивация заниматься наукой?

– Я начала заниматься научной деятельностью на первом курсе. Во втором семестре у нас начались пары с [завкафедрой журналистики ТГУ] Людмилой Викторовной Ивановой. Я поняла, что хочу двигаться с этим человеком в научном направлении. Она была удивлена тому, что уже на первом курсе у меня возник интерес к научной деятельности. Первый раз выступать с научной работой было волнительно и интересно одновременно. На первом курсе я выступила с научной работой на Дне науки и заняла первое место. Меня продвинули на более сложный второй этап. Помню, Людмила Викторовна мне сказала: «Не волнуйся, главное – получать удовольствие от создания работы». Наверное, за счёт этого я умудрилась и на более сложном втором этапе занять третье место. Мне было комфортно работать с научным руководителем, у нас совпали интересы. Когда я училась на другом направлении, у меня был опыт написания курсовой работы, но это было тяжело. Видимо, тогда не было такого хорошего взаимодействия с научным руководителем. Конечно, когда со второго курса появились повышенная стипендия и другие «плюшки», стало ещё приятнее заниматься научной работой.

– Наука требует времени, индивидуальные домашние задания и подготовка к сессии – тоже. А ещё есть такая обязательная дисциплина, как практика. В редакции газет, в телевизионной редакции, в редакции сайтов и на радио ждут материалы молодых журналистов. Света, опиши день студента, который хочет получать повышенную стипендию и претендует на красный диплом бакалавра.

– Главное – не пропускать учёбу, наслаждаться ей, но при этом правильно распределять время. Конечно, иногда сложно совмещать обучение с практикой. На кафедре «Журналистика» были специальные дисциплины, где преподаватели проверяли тексты, написанные в рамках практики. Это тоже помогало. Ты не просто сам пытался успевать учиться и тексты писать – тебе помогали и давали рекомендации. Тут важны усидчивость и понимание. Совмещать можно всё, главное понять – зачем. Если есть интерес – многое под силу.

– Не каждый захочет пойти на второе высшее, если у него был такой плотный график учёбы на бакалавриате. Света, когда ты поняла, что готова продолжать совершать подвиги? Когда у тебя появились мысли о поступлении в магистратуру?

– Как ни странно, но такая мысль появилась в момент написания диплома. Четыре года бакалавриата пролетели так быстро, что я не была готова попрощаться с университетом. Вдобавок мне было интересно изучить новую профессиональную сферу.

– Магистратура по программе «Дизайн городской среды». Какие обстоятельства навели тебя на мысль, что это твоё?

– Я бы пошла в магистратуру по журналистике, если бы она в тот момент была. На остальных гуманитарных направлениях для меня не было привлекательных специальностей. Вспомнила, что хотела поступить на дизайн. Я посмотрела учебный план, чтобы понимать, что меня ждёт. Мне понравились дисциплины. Конечно, были некоторые сомнения, потому что в учебном плане на первом курсе магистратуры стояла высшая математика. А математика последний раз у меня была в школе семь лет назад. Но я всё равно решила попробовать.

– Журналистика и строительство далеки друг от друга. Не было опасений, что не потянешь новое направление?

– Опасения были. Переживала за вступительные экзамены. Некоторые предметы вызывали опасения. Но кто не рискует, тот не пьёт шампанское. Кто боится математики – тот не идёт на «Строительство».

– При поступлении на кафедру журналистики ты представляла в приёмную комиссию результаты ЕГЭ по русскому языку и литературе, а также писала сочинение. А что ты сдавала при поступлении в магистратуру архитектурно-строительного института?

– В магистратуру было поступить проще, чем на бакалавриат. Уже и ЕГЭ не надо было сдавать. Были важны только две составляющие: диплом и вступительный тест. Когда я поступала, были ковидные ограничения. Все экзамены писала из дома, мне даже не приходилось приезжать в университет. Для меня была сложность в том, что направление магистратуры смешанное – это и дизайн, и строительство одновременно. На вопросы дизайнерской части я ответила лучше. Что касается строительной, то там были вопросы, например, про размер кирпича. Думаю, на них я ответила неправильно.

– Вместе с красным дипломом ты в прошлом году получила знак корпоративного отличия ТГУ «Зелёное яблоко». Его тогда вручили лишь двадцати выпускникам. Сколько баллов добавили тебе эти достижения при поступлении в магистратуру?

– Если не ошибаюсь, по три балла за каждое достижение. Три балла за красный диплом, три – «Зелёное яблоко», три – за стипендию учёного совета ТГУ (отдельная стипендия, которую дают за научные достижения). В сумме получилось девять дополнительных баллов. Они мне помогли, потому что были люди, которые получили больше меня баллов за тест.

– Как человек, который уже год отучился в магистратуре, можешь сказать, чем твоя нынешняя учёба отличается от той, что была на бакалавриате?

– Главное отличие в том, что я поступила на совершенно новое для меня направление. Тут нужно работать не с текстами, а с формой и с проектированием объектов. Как я уже говорила, я очень люблю практику. Были сомнения, стоит ли вообще поступать в магистратуру, потому что считается, что магистратура – это больше теория. На дизайнерской магистратуре очень много практической составляющей. Этим дизайн похож на журналистику. Есть свои сложности, приходилось разбираться в новых программах, в которых нужно строить дома. В первый год обучения у нас был предмет, на котором мы учились работать в специальных программах. Это помогло разобраться. Но в магистратуре нужно много добирать самому. Если на бакалавриате все «разжёвывают», то в магистратуре приходится работать самостоятельно. Она рассчитана на то, что у тебя уже есть базовые знания о специальности и редакторах. С нашей группой в магистратуре преподаватели не знали что делать, потому что почти все магистранты закончили бакалавриат, который никак не связан с дизайном. У нас были лингвист, журналист, айтишник. Но преподаватели перестроились, давали нам базовые знания и дополнительные источники информации.

– Обычно в магистратуре учатся в вечернее время, потому что некоторые магистранты днём работают. Диплом бакалавра даёт право и возможность трудоустроиться. Света, чему ты посвящаешь дневные часы?

– У меня есть возможность не работать. Большой плюс – повышенная стипендия, мне её хватает. Поэтому часть времени я посвящаю подготовке к парам, часть времени самообразованию. Находится время и для себя – хожу на дневные тренировки, читаю, занимаюсь домашними делами.

– Правильно ли я понимаю, что с темой, на основе которой ты в следующем году будешь писать магистерскую диссертацию, ты ознакомилась уже в первые месяцы учёбы в архитектурно-строительном институте?

– Да. Нам сразу сказали, что мы будем заниматься благоустройством. Несколько месяцев потребовалось, чтобы разобрать и проанализировать темы. Я сразу заинтересовалась темой терапевтического сада. Сказала: «Всё, я хочу заниматься этим». Терапевтический сад – это пространство, которое предназначено для более быстрой реабилитации после операций или заболеваний, для восстановления психического и физического здоровья населения.

– Твоя работа имеет прикладной характер, у неё есть заказчик – администрация Тольяттинской городской клинической больницы № 5. О твоём проекте я знаю немного. Если я правильно понимаю, задача магистрантов – рассказать, каким должен быть терапевтический сад на территории стационара. Всё верно?

– Да, в какой-то степени. У нас есть задача минимум и задача максимум. Задача минимум – анализ международного опыта создания терапевтических садов. Этим я занималась нав первом семестре. Смотрела, какие вообще есть терапевтические сады, для чего они нужны, как заниматься их благоустройством, на кого они больше направлены. Во втором семестре мы анализировали территорию медгородка, которую будем благоустраивать. Администрация не совсем заказчик. Они благоприятствуют нашей работе, хотят, чтобы на их территории был такой сад. Но есть проблемы с финансированием. Пока этот проект скорее научный, чем практический. Задача максимум – доказать, что такие сады нужны, и показать эскизные наработки терапевтического сада для определённой территории – медгородка.

– Что должен включать в себя терапевтический сад? С помощью чего он будет оказывать оздоравливающее воздействие на пациентов?

– Проанализировав международный опыт, мы выявили, что в терапевтических садах делают акцент на определённых видах растений. Выделяют растения, приятные на ощупь (например, карликовая ель), ароматные (например, шалфей) или с контрастными цветами (например, гортензия). Яркие цвета стимулируют работу мозга, спокойные – расслабляют. Основа терапевтического сада – растения, обладающие целительными свойствами. Это, конечно, не может полностью вылечить пациента, но, например, в условиях стресса – вполне рабочее средство. Оздоровительный эффект получается за счёт уединения с природой. Например, ели и сосны выделяют фитонциды, которые тормозят болезненные процессы. В нашем случае придётся отказаться от ароматных растений, потом что в первую очередь сад будет направлен на онкобольных. Для них вредны сильные запахи. Наш сад будет ориентирован на тактильно приятные и яркие растения. Планируется деление на зоны: для тихого отдыха, где пациент может побыть наедине с природой, и для группового отдыха, где можно пообщаться. Можно сказать, что главная задача – это создание пространства, где пациенты онкостационара медгородка смогут на время забыть о больничной атмосфере, о процедурах, о своей болезни... Терапевтический сад может дать им немного успокоения и расслабления.

– Света, отличаются ли твои эмоциональные состояния при работе над дипломным проектом на кафедре журналистики и сейчас?

– Было очень волнительно писать первый диплом, казалось, что я ничего не успеваю. Но тему диплома я исследовала все четыре года обучения, поэтому мне было проще. Сейчас всё спокойнее – опыт уже есть. В магистратуре больше объясняют, как писать диплом. Все научные практики, которые мы пишем в течение двух лет, представляют собой части магистерской диссертации. Видимо, это делается потому, что большинство людей работает и у них нет дополнительного времени, чтобы писать диплом. Ещё один плюс – ты сразу знаешь, что у тебя должно получиться в финале. Это эмоционально проще.

– Судя по твоему настроению, ты не жалеешь, что пошла в магистратуру. Какие главные плюсы обучения в ней ты сама для себя отмечаешь?

– Пока ни разу не пожалела, что пошла в магистратуру. Открыла для себя новое направление, в котором можно двигаться дальше. Я не шла в магистратуру из-за диплома. Мне хотелось новых знаний и понимания, как их можно совместить с уже имеющимися навыками. Мне нравится сочетание журналистики и дизайна. Приятный бонус – меня хвалят за то, что я могу хорошо говорить и структурно мыслить – это то, что мне дал бакалавриат. Я не боюсь выступать перед большой аудиторией, за четыре года учёбы на кафедре «Журналистика» этот страх ушёл.

– Света, какие знания, полученные во время обучения на кафедре журналистики, пригодились тебе в магистратуре архитектурно-строительного института?

– Конечно, умение писать тексты. Это хороший навык, который полезен при написании научной работы. Даже если я вижу что-то несвязное, я смогу это структурно доработать. Способность поглощать большие объёмы информации и потом понятным языком доносить её до аудитории – этот навык помогает не только в магистратуре, но и вообще в жизни. Я хорошо могу презентовать что-то как в устной, так и в письменной форме. На журналистике я научилась расширять границы своего мира, интересоваться чем-то новым.

– Почему ты отказалась от мысли продолжить обучение по журналистике?

– В ТГУ на тот момент не было магистратуры по этому направлению. А куда-то уезжать мне не хотелось. Мне были интересно работать с интертекстом и глянцевыми журналами. Если бы была какая-нибудь модная журналистика, то я бы сделала всё, чтобы туда попасть. Я посмотрела, какие направления вообще есть, и не нашла ничего похожего. Подумала, почему бы не попробовать что-то новое. Дизайн показался хорошим вариантом.

– К чему нужно быть готовым людям, которые после получения диплома бакалавра хотят изменить свой образовательный маршрут?

– Мне кажется, главное понять, что тебе интересно, и проанализировать свои возможности. Например, я понимала, что в институт химии или машиностроения я вряд ли смогу пойти учиться. Если направление сильно отличается от того, что ты знаешь и можешь, то будь готов потратить своё внеучебное время на дополнительное самостоятельное обучение. Если нет базовых знаний – это сложно. Главное хотеть. Когда есть желание, ты сделаешь очень многое.

– В самом начале нашего диалога я говорила о том, что выпускники вузов, готовые к многозадачности, получают при трудоустройстве конкурентное преимущество. Света, ты уже смотришь варианты, где бы ты могла работать после получения двух высших образований?

– Я хочу создать что-то новое. Думаю, как можно совместить дизайн и журналистику. У меня ещё год впереди, есть время поразмыслить. Хотелось бы найти что-то интересное и необычное.

– Обычно люди, которые во время обучения по программам бакалавриата и магистратуры отличались интересом к науке, на двух высших не останавливаются и поступают в аспирантуру. У тебя уже возникали мысли о подготовке кандидатской диссертации?

– У меня, наверное, ещё не возникали такие мысли, но у моих двух научных руководителей точно были. Что-то среднее между культурологией и дизайном я бы хотела написать. Но я не люблю ставить какие-то рамки, что вот к такому-то году я должна что-то сделать. Может быть, в этом плане я инфантильна, но я люблю плыть по течению, пока мне это интересно. Возможно, через год после выпуска я решу продолжить обучение и напишу кандидатскую.

 

Ранее, обучаясь на кафедре журналистики, Светлана Марчукова узнала, как можно помочь людям словом. Сейчас она пытается помочь им делом и работает над проектом «Терапевтический сад». После того как он будет создан на территории Тольяттинской городской клинической больницы № 5, пациенты смогут улучшать своё состояние не только с помощью инъекций и таблеток. Моя собеседница не жалеет о том, что получает второе высшее по специальности, отличной от первой. А какой станет ваша образовательная траектория, решать только вам. Консультацию по любому вопросу о поступлении в Тольяттинский государственный университет, в том числе и на второе высшее, можно получить в приёмной комиссии ТГУ по телефону 8 (8482) 63-00-11.

Просмотров: 8568
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей