Развод как трагедия. Новый взгляд на древнегреческий миф в спектакле «Дети Медеи»

Мама, папа, дети – тема семьи часто входит в репертуар современных театров. Только о том, что делать, если семья вдруг рушится, – в них почти не рассказывают. Но ребёнку, мир которого неожиданно «сломался», важен такой разговор, пусть и при помощи художественных образов. Теме развода глазами детей посвящён конкурсный эскиз театра «Дилижанс» под названием «Дети Медеи».

Постановка была показана в рамках конкурсной программы режиссёрской лаборатории 12-го театрального фестиваля «Премьера одной репетиции». Работа поставлена московским режиссёром Анной Потаповой по пьесе Сюзан Остен и Пера Люсандра.

Пьеса представляет собой современное переосмысление древнегреческого мифа о Медее и Ясоне. Действие, которое происходит в наши дни, развивается параллельно с мифологическим сюжетом. В начале спектакля перед зрителями счастливая семья, в которой детям часто рассказывают историю о том, как Медея и Ясон полюбили друг друга. Но, как часто бывает в жизни, у сказки оказался несчастливый конец.

Медея (Екатерина Федощук) и Ясон (Константин Ткаченко) перевоплощаются то в мифологических персонажей, то в современных супругов, которые находятся в состоянии развода. Но главные герои не они, а их маленькие дети – малышка Медея (Ксения Ворожейкина) и малыш Ясон (Илья Домбровский), для которых миф оказался правдой жизни. Они не понимают, как так вышло, что безумно влюблённые Медея и Ясон из любимой истории – их родители – расстаются. Малыш Ясон даже не знает, что означает это слово – «расставаться». Но их родители слишком заняты выяснением отношений, чтобы что-то объяснить детям.

Чтобы образно и при этом наглядно показать на сцене, что дети и родители не понимают и не слышат друг друга, режиссёр Анна Потапова использовала интересный приём: мама и папа изъяснялись словами древнегреческой трагедии, что делало их речь непонятной и странной для детей.

Дочь и сын переживают ситуацию развода по-разному: девочка эмоционально закрылась, ей очень страшно, она срывается на брата и людей вокруг. Малыш Ясон начинает винить себя, он задаёт своей сестре множество вопросов, ответа на которые девочка не знает.

«Яблоки, горки, подушки», – часто повторяет малыш. Эта игра стала его защитой, крепостью в разрушающемся мире. В голове маленького Ясона эти слова – название станции метро, где все живут вместе: и мама, и папа, и сестра, и даже новая папина девушка – и ничего страшного никогда не происходит. Но девочка, в отличие от брата, слишком взрослая и понимает, что вернуть былое невозможно. На протяжении всего эскиза дети пытаются решить проблему: делят вещи, придумывают собственные ответы, зовут родителей и даже пытаются сбежать из дома – только бы взрослые обратили на них внимание.

>

Единственной защитой для детей в этой истории становится няня Дилсуз (Екатерина Зубарева). Именно она помогает детям и их родителям посмотреть на ситуацию с другой стороны. У Дилсуз есть личная трагедия, которая происходит за кадром. Но при этом она не перестаёт видеть и слышать детей.

Каждое слово и действие юных актёров на сцене – самая настоящая детская реакция на развод родителей. Дело в том, что пьеса писалась вместе с психологами и группой детей, которые пережили подобную историю в жизни. Во время «страстей человеческих» люди забывают о самых маленьких и самых незащищённых – о детях, которым рано приходится становиться взрослыми.

– Я помню себя ребёнком. У взрослых идёт какая-то своя жизнь, [в диалогах] пролетают какие-то слова, какие-то ты не понимаешь, какие-то понимаешь неверно, и, если родители не вступают с тобой в диалог, ты вынужден строить догадки на эту тему. И не всегда верно это делаешь, – рассуждает режиссёр Анна Потапова.

Спектакль вызвал оживлённую дискуссию. Некоторые зрители говорили о том, что постановку не следует показывать маленьким детям, некоторые просто не понимали, для какого возраста эта работа, другие рекомендовали показывать её детям старше двенадцати лет. А из комментариев детей было понятно, что они интерпретировали увиденное по-своему. Анна Потапова уверена в том, что её постановку поймут и взрослые, и дети. Единственное, что не вызвало споров, – безусловная значимость участия театра в обсуждении остросоциальных вопросов и организации диалога между театром и зрителем.

Просмотров: 663
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей