В поисках живых эмоций. Опрос тольяттинцев ко Дню театра
27 марта 2023

Всемирный день театра ежегодно отмечается 27 марта. Праздник был учреждён в 1961 году на Всемирном конгрессе Международного института театра и с тех пор является профессиональным для деятелей театрального искусства.

В Тольятти пять театров: драматический театр «Колесо» имени народного артиста России Глеба Дроздова, театр юного зрителя «Дилижанс», Тольяттинский театр кукол, Молодёжный драматический театр, театр «Секрет». Каждый со своей неповторимой атмосферой, яркой историей и невероятно талантливыми режиссёрами, актёрами, костюмерами, декораторами, светотехниками, звукорежиссёрами, гримёрами. Чем театр привлекает жителей города и какие постановки им особенно запомнились, узнали студентки Тольяттинского государственного университета (ТГУ) Светлана Ананьева и Алёна Нагорная.

Александра Вселевская, студентка гуманитарно-педагогического института Тольяттинского государственного университета (ТГУ):

– Первый раз я побывала в театре с мамой, когда мне было шесть лет. В тот момент я влюбилась в саму театральную атмосферу: в мраморные колонны, шикарные хрустальные люстры, богато отделанные лепниной ложи. И конечно, в саму игру актёров.

Больше всего в постановках я ценю искренность. Люблю спектакли, основанные на реальных историях об обычных людях. В России это направление представляет московский «Театр.doc» – большую часть спектаклей в нём ставят по нехудожественным текстам и интервью реальных людей. В 2016 году мне посчастливилось побывать там. Эмоции переполняли меня ещё долгое время. Хорошие театральные постановки призваны воспитывать у человека эстетический вкус, любовь к литературе, музыке. Думаю, современному театру всего достаточно, а темы для интересных постановок найдутся всегда, благо наша жизнь полна интересных историй.

Даниил Бондаренко, копирайтер:

– Впервые посетил театр во время учёбы в школе. Смотрел «Щелкунчика» в драматическом театре «Колесо». Постановка и актёрская игра меня тогда впечатлили. Я даже решил перечитать произведение Гофмана («Щелкунчик и Мышиный король» – повесть-сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана.Прим. ред.). Сейчас в театр хожу не так часто, как хотелось бы, где-то раз в два месяца. Зависит от афиши. Из последнего меня приятно удивил спектакль «Кысь» по роману Татьяны Толстой, поставленный на сцене «Дилижанса». Современному театру, на мой взгляд, не хватает вовлечённости молодёжи, юных зрителей. Возможно, так получилось из-за медийного сопровождения. Для того чтобы у театра было больше зрителей, нужно, чтобы большему количеству людей была интересна литература, так как театральное произведение в большинстве случаев строится на каком-то литературном тексте.

Екатерина Десятникова, студентка института финансов, экономики и управления Тольяттинского государственного университета (ТГУ):

– Мой первый поход в театр состоялся ещё в начальной школе. Помню, что, помимо сюжета, мне понравились костюмы актёров и декорации на сцене. Понравились настолько, что захотелось пойти на эту же постановку ещё раз. Хотелось поближе и повнимательнее разглядеть узоры на платьях. Спустя почти десять лет я всё так же обращаю внимание на визуальную часть любой постановки. Для меня важно, чтобы костюмы актёров и декорации не выглядели дёшево, так как именно эти детали придают окраску всему спектаклю. Ходить в театр, безусловно, важно. Это развивает тебя духовно, даёт возможность провести время в хорошей компании, получить полезные знания и расширить кругозор.

Татьяна Касимова, руководитель редакции сайтов Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!»:

– Сейчас я нахожусь в декретном отпуске, поэтому на поход в театр просто не хватает времени. Как только ребёнок подрастёт, мы обязательно будем ходить на детские постановки. На мой взгляд, малышей особенно привлекают кукольные спектакли. Для детей в этот момент происходит настоящее волшебство – маленькие куклы оживают, начинают петь и танцевать. Как мне кажется, такие спектакли всегда яркие и особенно запоминающиеся. В Тольятти как раз есть замечательный кукольный театр, в который мы и собираемся ходить.

Антон Давыденко, выпускник ТГУ, в настоящее время проходит альтернативную гражданскую службу:

– Любовь к театру у меня появилась после изучения теории драматургии на кафедре «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ТГУ. Позже, когда изучал сценарное мастерство в киношколе, я начал подходить осознанно к театральным произведениям. Когда ты понимаешь, как устроено любое представление, появляется больше интереса смотреть его. И именно этого не хватает современному театру – осознанного зрителя.

Марина Нагорная, специалист по движению и персональный фитнес-тренер:

– Я достаточно часто хожу в театр с дочерью. Она мой самый лучший компаньон для подобных мероприятий. Приобщать детей к искусству нужно с ранних лет. Живые эмоции актёров лучше видеть воочию, а не с большого киноэкрана или по телевизору. На мой взгляд, Тольятти не хватает хорошего современного театрального здания. Кроме того, хотелось бы, чтобы постановки сопровождал живой оркестр, а не фонограмма. Это важно для полного погружения в театральную атмосферу.

Екатерина Абрамова, студентка института права ТГУ:

– Я часто ходила в театр в школе вместе с мамой. Сейчас бываю, наверное, пять или шесть раз в год. Самое запоминающееся посещение театра было в августе 2022 года. Во время летнего отдыха от ТГУ в Санкт-Петербурге посетила мюзикл «Бал воров» в Санкт-Петербургском государственном театре музыкальной комедии. Это было яркое представление, которое тронуло меня до слёз. Очень точная работа со светом, звуком, проработанные и выверенные мизансцены. А ещё в этот день у одного из главных героев был день рождения, и в честь него аплодисменты не утихали больше десяти минут. На мой взгляд, сейчас посещение театров становится всё более популярным в связи с обстановкой в мире: стало меньше кинопремьер, альтернатива – театр. К тому же режиссёры берут известные произведения драматургов и дарят им вторую, а некоторым и третью жизнь.

Анастасия Рыськина, ученица одной из тольяттинских школ:

– Одно из последних впечатлений о театре – постановка «Чичиковlive» по произведению Николая Гоголя «Мёртвые души» в «Дилижансе». Изначально я шла на спектакль, не зная сюжет, поэму я не читала. Мне было интересно, но какие-то моменты я не совсем понимала. Однако актриса Ирина Храмкова, сыгравшая главную роль, так необычно показала Чичикова, что мне захотелось прочитать оригинальное произведение. И я уже по-другому посмотрела на «Мёртвые души». Герои были знакомы, я помнила какие-то их особенности, поэтому на уроке литературы мне было легче обсуждать поэму Гоголя и контрольную я написала на пятёрку. Я рада, что театры Тольятти ставят классические произведения. Это помогает нам, школьникам, ещё больше полюбить литературу. Радует и то, что многие постановки можно посмотреть бесплатно благодаря Пушкинской карте.

Марина Орлова, доцент кафедры «Журналистика и социология» ТГУ:

– При просмотре спектакля для меня важно понимать, на какую целевую аудиторию он ориентирован. Если я как зритель это понимаю, работа будет вызывать интерес. Далее, конечно, начинаешь углубляться в осмысление его формы и содержания. И даже неважно, попадаю конкретно я в эту целевую аудиторию или нет, мне в принципе интересно наблюдать, как складывается репертуар театра.

Очень нравится, когда в театре проводят обсуждения после показа спектаклей. На мой взгляд, важно, что режиссёр и актёры могут получить обратную связь от аудитории, понять, насколько то, что предложено, действительно было осмысленно и прочувствованно. Ну и конечно, мне больше интересен современный экспериментальный театр и постановки, которые ставятся по актуальной драматургии, потому что они отражают нашу жизнь. В этом, на мой взгляд, театр очень похож на журналистику. Журналисты отражают сегодняшний день, но делают это документально, в соответствии с действительностью. По сути, театр делает то же самое. Он так же отталкивается от современных реалий, но доносит до зрителей информацию о действительности уже при помощи художественного осмысления.

В Тольятти мне особенно нравится театр «Дилижанс» и его спектакли – и на основе классики, и на основе современных произведений. В репертуаре есть замечательные постановки и для детской, и для молодёжной, и для более взрослой аудитории. У них всегда актуальное прочтение. Для меня важно, чтобы театр помогал развиваться, выходить за рамки привычного. Если репертуар этому способствует, в театр хочется возвращаться ещё и ещё.

Никита Горбунов, выпускник ТГУ, педагог дополнительного образования, руководитель «Школы молодого журналиста» Дворца детского и юношеского творчества г. о. Тольятти:

– Мне кажется, что современный театр такой же, как и сто лет назад. За исключением того, что сейчас под влиянием деструктивного понятия свободы слова на сцене больше возможностей: где-то можно материться, где-то ставить спектакли без реквизита или с дешёвым тряпьём вместо костюмов. Но как сто лет назад, так и сейчас у театра есть большая проблема – скудность в выборе материала. Как мне кажется, театры работают исключительно на интеллигентную и псевдоинтеллектуальную аудиторию. Но есть и обычные люди, которые бы и сходили в театр вечером пятницы, но не на бесконечно умирающих из раза в раз Ромео и Джульетту, «Вишнёвый сад» Чехова или пушкинского Евгения Онегина (причём последнего смотреть в театре обожаю). Так где же фантастика? Где детективы? Где триллеры? Почему театр не привлекает массовую аудиторию, которая больше всего любит эти жанры? Пока ответов нет.

Подготовили Светлана Ананьева и Алёна Нагорная

В материале использованы фотографии из личных архивов

На обложке: фрагмент спектакля «Шлем витязя» театра «Дилижанс», фото Елены Кабиловой

Просмотров: 1743
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей