Руководитель интернет-провайдера «Другой Телеком» Александр Кондаков: «В бизнесе главное не жадничать»

Тольяттинская молодёжь считает, что в городе негде работать, а создать свой бизнес здесь и вовсе нереально. По данным опроса, проведённого по инициативе администрации города, на вопрос «Удовлетворены ли вы как предприниматель качеством развития административной среды для бизнеса в Тольятти?» 46 % опрошенных ответили: «Скорее нет, потому что приходится прикладывать много сил к решению проблем». Рубрика «Деловой подход» – это реальные истории тольяттинских предпринимателей, которые не только создали здесь свой бизнес, но и успешно его развивают – и уезжать из города вовсе не собираются.

Мы давно привыкли к наличию в наших устройствах интернета, быстрой передаче данных, общению в Сети. Но мало кто знает, что нужно сделать, чтобы в каждом доме появился Wi-Fi. Герой нового материала рубрики «Деловой подход» Александр Кондаков сам прокладывал кабели, изучал новые технологии и знает, как работает интернет. Он рассказал корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Юлии Богатенко о своём карьерном пути, о важности команды для успешного развития бизнеса и об «умных» решениях, которые совсем скоро могут войти в жизнь тольяттинцев.


Досье

Александр Кондаковтольяттинский предприниматель, окончил Тольяттинский политехнический институт (ныне Тольяттинский государственный университет) по специальности «Автоматизация машиностроения» и Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики по направлению «Сети, связи и система коммуникации». Руководитель интернет-провайдера «Другой Телеком», один из разработчиков проекта «Умный город» в Тольятти.

От разнорабочего до руководителя

Идеи из ниоткуда не появляются. Нужно много проработать в определённой сфере, узнать её тонкости, изучить нюансы и только потом создавать что-то своё. Я в сфере связи уже 20 лет, пришёл в неё ещё в школе. Работал разнорабочим в «Связьинформ», помогал прокладывать кабели для телефонии в пяти кварталах города. После одиннадцатого класса за три месяца заработал себе на новый телефон.

По семейным обстоятельствам пошёл учиться в Тольяттинский политехнический [институт]. Там нас учили строить автоматические линии, писать программное обеспечение, строить станки и так далее. На четвёртом курсе института работал в компании АМТС в отделе технической поддержки. В 24 года устроился в компанию «Леткон», где работал мой отец, на должность электромонтёра, обслуживал телефонные станции. Я был технарём, но руководитель этой компании помог мне стать коммерсантом: сделал коммерческим директором. Он дал мне три года на то, чтобы я поднял продажи. Конечно, бюджет у меня был ограничен, но зато в эти три года у меня была возможность ошибаться. А ошибаться нужно всегда, если хочешь расти. «Летком» занимался продажами инфраструктуры, то есть мы продавали каналы связи операторам. «Мегафон» тогда вышел в город почти полностью на наших сетях, «МТС» использовал 70 процентов наших сетей, «Билайн» – чуть меньше. У нас была построена своя сеть оптоволокна и новые операторы строили свои ветки, а кабельную основу арендовали у нас. Такая схема очень хорошо работала ровно до 2008 года, пока не случился кризис и все сотовые операторы перешли на собственные сети.

Поработав так несколько лет, я понял, что мне не хватает базовых знаний, и поступил в ПГУТИ (тогда это ещё была академия). Там я три года получал второе высшее образование по направлению «Сети, связи и система коммуникации».


В 2013 году меня пригласили в «Другой Телеком» для поднятия компании на ноги.

У компании были большие задолженности, команда, которая была изначально, не справлялась, доходов не было, одни убытки. Стоит отметить, что с долгами разбирался собственник, я этим не занимался. Полгода я разбирался с управлением компанией, перестраивал процесс работы, налаживал испорченные первой командой отношения с ТСЖ и УК. Ровно через год резко упал курс евро и доллара и ситуация ещё больше осложнилась: заказов было мало, а, следовательно, существенного роста дохода не было.

С 2014 года прошла полная реструктуризация, выручка выросла в четыре раза, количество клиентов выросло в три с половиной раза, вырос средний чек, появились новые услуги. И только с 2018 года «Другой Телеком» начал интенсивный рост, в этом году он продолжается. Но мы ещё в середине пути, намеченном мной при старте. Сегодня в Тольятти существует три крупных оператора: «Ростелеком», «ИнфоЛада» и «Другой Телеком». Ещё есть «ВымпелКом», но он существует точечно не во всех кварталах.

Сотрудники должны быть сильнее руководителя

В команде главное – правильно делегировать полномочия и набрать профессионалов. Первым человеком, которого я взял в команду «Другого Телекома» стал так называемый «согласовальщик» – человек, который согласовывает с управляющими компаниями, ТСЖ, любыми собственниками, например, техническую возможность проведения линии. В сфере связи согласование – это один из важных вопросов.

Ключевой сотрудник в моей команде – это коммерческий директор Анна Шляпникова. Я с ней работал ещё в «Леткон». Она обладала именно теми должностными компетенциями, которые были нужны для развития бизнеса – умение продавать, выстраивать процесс продаж, сопровождать крупных клиентов.

И у неё есть качества, важные для современного мира: открытость, честность и преданность своему делу. Я уверен в этом человеке и понимаю, что при любых ситуациях он ничего не будет скрывать. В дальнейшем все сотрудники «Другого Телекома» набирались в соответствии с этими характеристиками. Сегодня у меня в команде сейчас 35 человек.

В управлении коллективом я руководствуюсь принципом – не наказывать, а стараться научить. Если, например, мне приносят готовый продукт на тестирование, и я вижу, что есть ошибки, я стараюсь в них не тыкать носом, а объясняю, что необходимо поменять.


Если ты руководитель, надо выбирать: либо ты будешь в команде, и все будут равны, либо ты будешь начальником. В большой компании каждый её сотрудник собирает свою маленькую команду, которой он руководит. И каждая маленькая команда, например, отдел, должна уметь взаимодействовать с другой командой.

А ещё есть небольшой секрет: каждый сотрудник в своей области компетенции должен быть сильнее руководителя. Сегодня я не смогу продать услуги или каналы связи так, как это делают мои продажники. Если я раньше всю технику знал от и до, то сегодня я периодически хожу к техническому директору и советуюсь. Только сформировав сильную команду, знающую больше тебя в своих сферах, можно идти вперёд и развиваться.

Для стабильного функционирования и развития я ввёл в «Другом Телекоме» принцип так называемой эскалации: если за сутки сотрудник своими силами и в рамках своих должностных обязанностей не смог решить проблему, он передаёт её непосредственному руководителю. Это хорошо работает, так как сотрудник не тратит время на задачу, которую не способен решить. При этом, конечно, сотрудник должен понимать, что не надо всё подряд передавать вышестоящему лицу, так как если руководитель поймёт, что это в компетенциях его сотрудника, он отдаст задачу обратно. 

Другой сервис, другая технология, другие мы

Есть всего три вида бизнеса. Самое простое – это когда ты повторяешь то, что уже есть на рынке, второе – это когда ты привозишь в свой регион что-то новое, и третье – это создание нового продукта. Вот я сейчас нашу компанию перевожу из третьего типа во второй. Технологию, которую мы используем, не абсолютно новая, она в мире уже есть, но именно в нашем регионе считается новинкой.

Наши услуги отличаются от всех, какие есть на рынке Тольятти. Мы используем уникальную технологию, которая построена на пассивной оптической сети, благодаря которой мы поставляем высокоскоростной доступ в интернет со скоростью до 1 гигабита в секунду. Плюс этой технологии в том, что оптоволокно не зависит от электрических помех. По этой же причине во время пиковой нагрузки (вечерами) скорость интернета не падает.


Конечно, у этой технологии есть минусы. Оптические роутеры стоят в два раза дороже, чем те, что устанавливаются по классической технологии. Но зато мы поставляем стабильно высокую скорость без каких-либо сбоев. К тому же предоставляем рассрочку на роутеры. Плюс они стоят у нас на мониторинге, поэтому мы очень быстро видим любые аварии и устраняем их.

Ещё один минус этой технологии заключается в том, что если нам рвут в одном месте кабель, то целая ветка абонентов отключается. Но это бывает крайне редко. Все остальные сбои случаются, когда мы делаем обновления сети и вводим новые услуги, но без этого нельзя. Из-за специфики сети у нас пока нет возможности выделить отдельно линию, провести на ней тестирование и потом только запустить. В будущем это получится сделать, но не сейчас.

Мы ещё в процессе развития, в городе о нас ещё не так много людей знает, и большая часть клиентов приходит благодаря «сарафанному радио». 

Без ресурсов далеко не уедешь

В нашей компании инвестором считается учредитель. Я занимаюсь полностью руководством компании, но финансовую поддержку получаем от учредителя. Раз в год идёт согласование плана развития и инвестиционного плана, в дальнейшем отслеживается их исполнение.

В предпринимательстве самое важное – это наличие стабильного финансирования и ресурсов. Без финансовой поддержки развиваться очень тяжело. В современном мире только в IT можно что-то сделать без денег, но тогда тратится другой ресурс – время, потому что без денег создавать свой продукт придётся долго и нудно. И самое главное при наличии ресурсов – не жадничать. Найти инвестора – один из лучших вариантов. Если тебе предлагают все оплатить, но у тебя будет лишь 10 % с этой компанией – соглашайся. Надо чётко понимать, что если есть возможность привлечь кого-то в партнёры, надо использовать этот шанс. Конечно, это приведёт к потере части средств, но при этом значительно снизит риски. К тому же, если у тебя родилась первая идея, то появятся и другие, а значит, через время ты сможешь создать что-то своё уже независимо от инвестора.

Для развития бизнеса можно также взять кредит в банке, но должен быть чёткий, выверенный бизнес-план, чтобы не прогореть и в идеале так нужно делать, когда есть основная работа, которая позволит в любом случае этот кредит погасить.

Ресурс – это не только деньги, но и наличие площади, на которой можно проверить работоспособность продукта и показать пример его работы. Поэтому если есть идеи, ищи ресурсы. 

Важно учесть все нюансы

В любой работе важно предусмотреть, что клиентам может быть неудобно, непонятно и где они могут ошибиться, поэтому при тестировании нового дизайна сайта или новой услуги мы всегда продумываем, в каком слове клиент может сделать ошибку при оформлении запроса.

В бизнесе всегда нужно учиться. И сегодня этому способствует межотраслевое взаимодействие. Я работал в разных отраслях: в рекламе, в телекоме, продавал сладкую вату, «занимался металлом». Получил опыт в продаже, в развитии компании, в налаживании контактов, в создании рекламы. Ещё я работаю коммерческим директором в компании M9. И иногда решение проблем в «Другом Телекоме» я переношу в М9 – и наоборот. Потому что некоторые проблемы могут быть совершенно универсальными, и их решение подходит как для сферы химии, так и для IT.

У меня есть друзья из разных отраслей, все очень разносторонние, и когда мы встречаемся, то делимся решением проблем, рассказываем о рабочих ситуациях, обмениваемся опытом. И этот опыт, полученный от работы в другой отрасли или услышанный от друзей, помогает развивать и компанию, и себя как личность.


Даже если город не развивается, в нём можно найти то, что принесёт прибыль

Что бы статистика ни сообщала, в Тольятти происходит падение по всем направлениям: отток населения, финансовые возможности низкие, мало мест проведения организованного досуга. В Тольятти больше всего пивнушек, «займов денег» и аптек. Всё. Город на самом деле очень хороший для бизнеса, он интересен многими параметрами, особенно расположением и развитой промышленностью. В нём много возможностей, но реализуются ли они – это большой вопрос. Я считаю, что в Тольятти можно развивать такие сферы как IT, химическая промышленность и производство, потому что в этих отраслях есть перспективы. 

В ближайшей перспективе

В бизнесе нельзя стоять на месте, нужно постоянно искать новые идеи, новые возможности для монетизации. Технологии развиваются всё больше и больше и просто необходимо не только идти в ногу со временем, но и опережать его, придумывать то, что в ближайшее время станет актуальным.

Я более полугода постоянно участвую в сессиях «Умного города» в Тольятти, где одной из популярных тем является домофония. В городе существует 5-7 предложений по этой теме. С одним из проектов на сессии выступал я и планирую начать тестирование первых современных IP-домофонов в городе уже в июле. Они очень просто устроены: домофонная панель и трубка остались старые, но работает это всё по-новому: вызов приходит на телефон, записываются все звонки, устанавливаются персонифицированные ключи к каждой квартире. В IP-домофоне есть возможность устанавливать временные коды на определённое время. Например, должны к вам прийти в гости 20 человек, вы сообщаете им код, который действует, например, с 18:00 до 21:00. Гости подходят, вбивают код и не тревожат звонками хозяев. Даже если вы находитесь где-то за городом, то при наличии интернета вызов поступит на телефон и будет видно, кто пришёл. По цене такие домофоны будут ненамного дороже нынешних, тем более при совмещении их с видеонаблюдением и с управлением воротами и шлагбаумами. Если они размещаются на закрытой территории, то получается полноценная система охраны.

Я изучил все предложения по «умному дому», которые есть на рынке. Изучил закон о публичном Wi-Fi с персональной авторизацией. И понял, что на публичном Wi-Fi тоже можно заработать.

Сегодня написанный полностью нами «Другой Wi-Fi» установлен в торговом центре, в 23 точках общепита, в парках и во многих заведениях. Сейчас я подписываю соглашение с администрацией города о том, что «Другой Wi-Fi» является оператором публичного Wi-Fi в городе.

У меня есть чёткое понимание того, что оператор должен давать нечто большее, чем просто связь. А цифровые технологии – это именно то, что сегодня популярно и может приносить хорошую прибыль. Поэтому мы заявили свой проект «умного дома». Мы подумали, что можно работать через управляющие компании: с их согласия мы можем поставить датчики входа/выхода на дома, организовать видеонаблюдение, полностью оцифровать дом, осветить выход из подъезда с помощью технологии «умный свет»: в сумерках яркий, ночью приглушённый. Мне этот тестовый проект нужен для того, чтобы понять, можно ли на нём заработать – что я могу продать управляющим компаниям, чтобы они это предлагали людям.

Планируем также поставить «умную остановку» у [торгово-развлекательного комплекса] «Парк Хауса», где будет зарядка, тёплая лавочка зимой, прохладный воздух летом, Wi-Fi. Надеюсь, в августе эта идея будет реализована. Конечно, это всего лишь эксперимент, но надо посмотреть, что получится.

Просмотров: 3727
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей