Люди, которые меняют город. «Эмпатия» Олега Щербакова

Каждый город звучит по-своему. Екатеринбург – это группы «Чайф» и «Агата Кристи». Санкт-Петербург – классика Глинки и Шостаковича, Борис Гребенщиков и Виктор Цой. А как звучит Тольятти? Город взрастил многих талантливых музыкантов, вобрал в себя разные стили и жанры. Эклектика, андеграунд и живое звучание – всё это музыка группы «Эмпатия».

Олег Щербаков, музыкант, гитарист-самоучка, руководитель тольяттинского инструментального ансамбля «Эмпатия»

Учился в Тольяттинском экономико-технологическом колледже на дизайнера, но из-за дисциплинарных нарушений был отчислен.

Музыкального образования не имеет.

Неоднозначный, самобытный, категоричный, безумно увлечённый творчеством и... ленивый. Казалось бы, Олег не мог стать героем этого проекта. Во время первого нашего разговора он так и сказал: «Уверен, что я подхожу тебе?». Олег, по большому счёту, не меняет привычный ход жизни города, не создаёт громких и масштабных проектов. Но его уникальные произведения точно меняют людей: мало кого из слушателей его музыка оставляет равнодушным. Скажу больше: композиции авторства Олега Щербакова вполне могли бы звучать в голливудском кино, но для многих они ассоциируются с Тольятти.

Первый состав «Эмпатии» был основан Олегом Щербаковым в 2007 году. Молодая группа играла не рэп или хип-хоп, а живой инструментал. Вскоре эта фишка принесла «Эмпатии» узнаваемость в Тольятти и вне его. За плечами музыкантов сольные концерты во дворцах культуры и филармонии, выступления на фестивалях («МЕТАФЕСТ», «Барабаны мира», «Студенческая весна», «ЧИТАЙFEST», SQUAT, «Акустика»), гастроли по городам России: Самара, Казань, Чебоксары, Димитровград, Москва, Екатеринбург. Всё это – со скромным доходом и на чистом энтузиазме.

Сегодня «Эмпатии» тринадцать лет. Коллектив успел сменить два состава, записать альбом, уйти в творческий отпуск и вернуться на сцену. Однако все последние гастрольные планы разрушила эпидемия коронавируса.

Классический состав «Эмпатии» просуществовал до марта 2015 года. С декабря 2015-го по июнь 2016-го группа выступала вторым составом. Теперь «Эмпатия» выглядит следующим образом.

Сейчас у Олега Щербакова более расслабленный график. Днём он подрабатывает, вечером сочиняет музыку. До пандемии к этому прибавлялись репетиции, поиск музыкантов, обкат новых композиций. Но зато сейчас появилось много времени на написание музыки. Жаль, что она не приносит дохода. При другом раскладе Олег бы давно занимался только творчеством.

В разгар пандемии наша встреча поменяла формат. Мы перенесли разговор из уютного кафе в социальные сети, где вирусы нас бы точно не достали.

...Новое сообщение

– Олег, я готов, жду только вас. Начнём?

Олег пишет...

– Да, готов. Если возможно, давай на «ты». А то ощущаю себя стариканом.

 

Разница проявляющихся настроений

Когда-то Олег Щербаков мечтал стать спецназовцем: его прёт от оружия, владения ножом, боевых искусств. Но не сложилось. В армию он не прошёл по состоянию здоровья.

– Вот в следующей жизни стопудово стану! – уверен Олег.

Играть на гитаре он начал в четырнадцать лет. По его мнению – довольно поздно для человека, который готов посвятить жизнь музыке:

Моего старшего брата Серёгу отец учил гитаре, и мне тоже стало интересно. Мне показали простой перебор, и я стал спонтанно сдвигать позиции, удивился разнице появляющихся настроений...

Погоди! – перебиваю я. – Сдвигать позиции, разница появляющихся настроений – что ты имеешь в виду?

Короче говоря, пробовал другие лады, – отвечает Олег. – Три пальца оставлял на одном ладу, как показывал брат, а мизинец передвигал. Потом передвигал безымянный палец и так далее. Мне стало интересно самому создавать созвучия. Это была советская дворовая гитара с железными струнами. Сейчас все знают мировые бренды и пользуются ими, пусть и подделками, а тогда их могли позволить себе только мажоры.

Несмотря на то, что с гитарой он провёл всю жизнь, его сердце отдано другому инструменту.

Моя болезнь и моё лекарство – скрипка. Но, увы, на скрипке я играть не умею. Это как в жизни бывает: живёшь с человеком, он тебе дорог, потому что вместе пройдена вся жизнь. И ты уверен в нём, знаешь, что он тебя примет любого, но при этом в сердце сидит другой человек, к которому нереальная страсть, и готов разбиться ради него.

 

Страсти по «металлу»

В начале музыкальной деятельности Олегу Щербакову нравился «металл». Он грезил стать рок-звездой. Первая сочинённая композиция была посвящена любимой группе:

Я обожал творчество «Металлики» и, наслушавшись их, решил сочинить пьеску, пытаясь приблизиться по сложности и настроению. Увы, ноты не сохранились, и воспроизвести трек уже не смогу. Я хоть и пытался приблизиться по сложности к «Металлике», но на тот момент с моей примитивной игрой это было невозможно. Такая же примитивная ритмика получилась.

 

Гармония классики

Всё изменилось, когда брат Олега принёс домой диск – сборник произведений Вивальди:

Академическая музыка показала мне, что это не просто набор нот, «кач» под басы. Музыка – это передача эмоций и чувств. Когда послушал Вивальди, понял, что при сочинении музыки перегруз на гитаре необязателен. Вивальди заставлял пустить слезу, заряжал, выводил из равновесия без громких электрогитар, барабанов, криков. Вообще без слов.

Теперь у Олега в приоритете классика и различный авангард. Хотя юношеская любовь к рэпу, электронной музыке и драм-н-бэйс некуда не делась. Просто гармоничная музыка и гармонию приносит в жизнь, и вдохновляет.

Есть композиторы, на которых хочется равняться, – говорит Олег Щербаков. – Схожу с ума от Баха, его музыка оказала на меня наибольшее влияние! В юном возрасте она вывела меня из затяжного депрессняка. Его музыка – как калька человеческой души. Пытаюсь делать как у него, но приблизиться хоть на шаг невозможно. Поражают Шостакович и Шнитке. Иногда в их произведениях присутствуют смены тем, каждая из них максимально раскрыта и наполнена смыслом. Пьяццолла для меня тоже эталон! Но приблизиться к ним невозможно. Это те случаи, когда даже не талант, а гениальность плюс невероятное трудолюбие. От них колоссальное вдохновение!

 

Продавая слоганы

В современном обществе Олег Щербаков – редкий экземпляр. Предпочитать классику вместо попсы значит ощущать себя чужим среди своих.

Каково это – быть человеком, который слушает Вивальди, сочиняет инструментал, когда молодёжь слушает Моргенштерна и иже с ним? – спрашиваю я.

– Каждый молодой человек хочет считать себя уникальным – и это нормально, – рассказывает Олег Щербаков. – Со временем, когда подавляющее большинство станет слушать примитивную, вульгарную музыку, найдутся люди, которые так же захотят быть уникальными и предпочтут слушать треки не о тёлках, бабках и наркотиках, а о настоящих ценностях. Мне самому нравится, что делают Miyagi, Little Big, Сергей Шнуров. Их нельзя назвать музыкальными талантами, но они таланты по созданию и продаже творчества. Меня восторгает, как легко им удаётся написать тупые тексты, но при этом выстроить их как идеальные слоганы, которые вбиваются в голову; создать примитивную музыку, которая запоминается сразу благодаря простоте и удачному сочетанию ритмов. Называть такое творчество стихами или даже музыкой я бы не стал.

 

«Олег-Гитара», «Ленка-Скрипка» и «Даша-Виолончель»

До основания «Эмпатии» Олег Щербаков играл в разных жанрах: русский рок, альтернатива под читку, жёсткий метал. Андеграунд-группа «Декаданс», игравшая поп-рок, – единственный созданный им проект до «Эмпатии».

– Сейчас этот трек забавно слушать! – говорит Олег.

«Декаданс» – «Уходить»

К созданию «Эмпатии» его побудило желание озвучить инструментальную музыку своего сочинения. В композициях помимо гитары должны были быть задействованы другие инструменты:

Ансамбль организовался случайно. Я с детства тащился от скрипки, виолончели. Узнал, что в Тольятти есть виолончелистка Дарья Круглова. Через какое-то время волей случая мы встретились на остановке, и я предложил ей выступить вместе на одном из предстоящих концертов. На следующий день она позвонила и спросила, не нужна ли мне скрипка для этого концерта. Дарья познакомила меня со скрипачкой Еленой Кукушкиной. Я не мог поверить своему счастью. Через пару дней мы уже репетировали. После репетиции Дарья предложила сотрудничать на постоянной основе. Радости не было предела! А на одной из репетиций «Ленка-Скрипка» предложила название «Эмпатия», потому что наше творчество нужно воспринимать сердцем. Название понравилось. Так и понеслось.

 

Как быть услышанным

Большинство андеграунд-групп играет композиции уже известных авторов. «Эмпатия» всегда играла и играет музыку своего сочинения, что выделяет коллектив на фоне возникающих и быстро пропадающих конкурентов.

Причины распада молодой группы могут быть разные, подмечает Олег Щербаков. – Несовместимость характеров или музыкальных предпочтений, деньги, гордыня, высокие ожидания, отсутствие отклика у аудитории и связанная с этим потеря мотивации. Первые лет шесть мы все, первый состав: я, Ленка Кукушкина, Дашка Круглова и Димарик Оплачко – были влюблены в то, что делаем! И чудом нас стали слушать, на наши концерты стали ходить люди. Классический состав тоже распался в итоге, когда все стали взрослеть. Но со мной всегда была скрипачка Лена, которая стала для меня как маячок в бушующем океане. Мы вместе искали новых людей, собирали новые составы. Сейчас уже трудно упомянуть всех, кто с нами работал. Это огромное количество людей. Если собрать всех вместе, получится симфонический оркестр.

– Как вас услышали? – спрашиваю я. – Одно дело сочинять музыку, но найти своего слушателя – совсем другое.

– Одно слово – чудо. Может, как раз из-за того, что почти не было ансамблей, играющих что-то своё, инструментальное. Может, необычный состав поспособствовал, а я всегда собираю составы, которые вместе будут выдавать интересный звук, на мой вкус. Первый состав – это скрипка, виолончель, баян и гитара. Потом добавились домры, перкуссия, был даже битбоксер.

И после продолжительной паузы Олег добавил:

– Господи, всему составу коллектива так благодарен! Мечтаю зарабатывать огромные бабки и просто дарить каждому машины или путёвки по миру.

 

Монетизация творчества

В 2014 году «Эмпатия» решила записать альбом. Свой первый коммерческий проект музыканты не смогли бы потянуть сами. Деньги собирали, как говорится, всем миром, следуя трендам 2010-х. Необходимая сумма – 40 тысяч рублей – была собрана поклонниками за два месяца на сервисе Planeta.ru. 4 апреля 2015 года состоялась презентация альбома.

«Мой мир»

«Мой мир – 2. Одиночество»

«Мой мир – 3. Постскриптум»

«Эмпатия» исключительно творческий проект. Денежное благополучие для Олега не так важно. К коммерческим проектам и предложениям он относится несколько брезгливо. Важно, чтобы его слышали и понимали.

На «Эмпатии» и подобных коллективах можно зарабатывать, но людьми инструментальная музыка сложно воспринимается, – убеждён Олег Щербаков. – Есть примеры успешных авторов и ансамблей. Kronos Quartet и композиторы, пишущие для кинематографа: Ханс Циммер, Филип Гласс... Майкл Найман – один из моих любимых минималистов. Из российских успешных проектов – «Ансамбль 4′33″», «Аффинаж» (любимый современный коллектив), у которых хоть и нет инструменталки, но по настроению они похожи. Вокальные линии у них не как в тупой попсе – банальные и односложные, а целые мелодические рисунки. Мне кажется, что в музыке как в бизнесе – для начала необходимо вложить бюджет, чтобы потом получить отдачу. Ханс Циммер не собирал бы полных залов во всём мире, если бы изначально его концерты не были на высоком уровне – огромные экраны, показывающие фрагменты из кинофильмов, которые упрощают восприятие и добавляют чувственности мелодии. Потрясающе выстроенный оркестр, прекрасно слышно каждый из солирующих инструментов плюс добавление электронных звуков и пресетов на инструменты. Сейчас он уже заработал себе имя и может собрать зал, даже если будет играть один на рояле. А новичков в подобных жанрах надо продвигать, помогать им искать аудиторию, оформлять их концерты с помощью видеоряда или перфоманса. Но на это требуются деньги. В своё время у меня была куча идей по видеоряду, написана куча аранжировок, которые я мог предложить филармонии, но кто меня пустит к городскому оркестру?

Однако Олег с командой не упускают возможности получить финансирование для реализации творческих идей. В январе этого года «Эмпатия» на New Open Festival боролась за грант на съёмки клипа:

– Мы выбрали трек «Нижний Новгород». В клипе должна была затрагиваться тема загрязнения окружающей среды. Правда, музыка изначально о другом, но мы притянули её за уши к теме, поскольку на тот момент это была наиболее качественно отработанная музыка. Сюжет о том, как девочка кайфует в живописных местах, но ближе к финалу камера захватывает огромные трубы, из которых валит дым и становится понятно, что уже почти не осталось мест без промышленных отходов. Увы, грант мы не получили.

«Нижний Новгород»

 

Робкий, но учусь

В 2016 году «Эмпатия» ушла в творческий «отпуск», который растянулся на три года. Музыканты постепенно уходили из состава, перебирались в другие города, Олегу приходилось искать новых исполнителей.

– Перерыв не пошёл нам на пользу, – рассказывает Олег Щербаков. – Пока с Леной Кукушкиной искали новый состав, я разочаровался в собственной музыке. Исполнители, приходившие к нам, её не тянули, да и почти все привыкли играть только за деньги. В итоге пытался делать музыку значительно проще в надежде, что получится выступать по кабакам, чтобы платить приходящим в коллектив музыкантам. Наконец был сформирован состав, который меня очень устраивал: перкуссионист Матвей Мелеша (балдёжный!), Настя Усатюк – крутая скрипачка, очень толковый басист Серега Люкшин. В коллектив вернулась Дашка Круглова, виолончель, из первого состава. Наконец мы начали выступать!

К сожалению, после пробных концертов в 2019-м «Эмпатия» снова приостановила выступления. Можно сказать, что в коллективе опять небольшой «развал» – и не только из-за коронавируса... Анастасия Усатюк в Москве, у Дарьи Кругловой трудности с рукой. Свою лепту в развалы составов вносит сам Олег своим «дурным характером» и вредными привычками:

– Я не строгий руководитель! Мне вообще удивительно, что кто-то согласен играть мою музыку. Всегда писал в стол, и когда вдруг у меня появляются музыканты, играющие на любимых инструментах, да ещё и с образованием (у меня его нет), я робею и боюсь их потерять. В плане дисциплины и своевременности освоения нового материала всегда были проблемы.

 

Лень всему голова

Любая творческая личность мечтает стать известной. Олег Щербаков хочет, чтобы однажды тольяттинцы с гордостью говорили москвичам, приезжающим на джазовые и классические мировые фестивали, что «Олег Щербаков из Тольятти». Правда, он отлично осознаёт, что одного желания мало:

– Есть типы, которые нереально талантливы, но жутко ленивы. Они сидят дома, никому не известны. А есть люди, которым Господь дал чуть меньше таланта, но одарил трудолюбием, и их знают. В идеале талант должен идти в ногу с трудолюбием, но это бывает редко. Оттого и достойных представителей мира музыки мало. Не считаю, что имею право называть себя талантливым. Только время и люди расставят всё по своим местам, но считаю, что какие-то дарования у меня есть. Я очень легко и быстро описываю эмоции или мысли, создаю аранжировку и пишу музыку для других. Зато я имею полное право назвать себя лютым лентяем. Чтобы выпускать продукт, необходимо много заниматься чем-то не связанным с написанием музыки: поиском музыкантов, грамотным написанием нот для них, работой на репетициях, работой в студии. А мне интересно только писать! Я написал музыкальную пьесу, забил её в программу Cubase, чтобы можно было самому послушать, а все последующие шаги делать ленюсь. После одной созданной мелодии уже хочется писать что-то новое. В итоге у меня на руках колоссальное количество полностью дописанных пьес, которых, без преувеличения, хватило бы на 8 альбомов по 12 треков, я считал. Но все они сейчас только в электронном виде.

 

Характерный протест

Олег Щербаков – человек в чём-то очень консервативный. Перед интервью честно заявил:

– Мне даже на клавиатуре трудно слова набирать!

Олег до сих пор пишет ноты от руки, исписывая старые партитуры или альбомные черновики.

– Я не принимаю смен ценностей, которыми нас пичкает современная цивилизация, – рассказывает Олег Щербаков. – Я как чтил, так и буду чтить то, чему меня учили моя мама и мой отец. В современном обществе многое ставят с ног на голову. Ценности семьи стали неважны. Ценности мужской чести, уважения к старшим, уважение к вере и вообще вера в христианском мире пропадает. Ценности своей истории, своего родного языка. Женщина должна стремиться быть женщиной, а мужчина – мужчиной. В Библии всё расставлено по своим местам, и жаль, что её значение принижают. Но это такой этап сейчас. В истории уже происходило подобное, и всегда всё возвращалось к простым истинам, описанным в древних писаниях.

 

Любовь и ненависть

У Олега Щербакова двоякое отношение к Тольятти. С одной стороны, атмосфера родного города вдохновила его на творчество. С другой – сам город ограничивает возможности своих музыкантов.

– В Тольятти полно талантливых ребят, но в городе им трудно реализоваться. Тенденции доходят медленно. В сфере классического искусства проблемы – перспективные музыканты предпочтут поступить в консерваторию, а после работать в мощных оркестрах за большие деньги. Надежда, что всё изменится, есть, и она во мне живёт, но пока что знакомым молодым ребятам советую поскорее переехать, чтобы не успели обозлиться из-за встречного противодействия со стороны властей. Мне кажется, сейчас в Тольятти проблемы с культурой. Каждый раз, посещая Москву или Казань, я офигеваю от того, как у них много различных концертов, театральных постановок. Я прекрасно понимаю, что наш город не столичный. Музыканты, желая получить нормальное образование, уезжают в более крупные города. Концертов мало. Мест, где можно было бы самому выступить, еще меньше. Лет, наверное, шесть назад пытался устроить рэп-концерт под живую музыку в ДКИТ (ныне Культурный центр «Автоград». – Прим .ред.), но всё застопорилось. Никому у нас в городе это не нужно. Бабки есть, просто они не у молодых. Никого из высших чинов не заинтересовали какие-то местные чуваки, которые гавкают в микрофон. В итоге мы с парнями постоянно вместо взаимодействия получали противодействие. Был один только работник ДК, который сказал: «Круто, давайте мутить!». Но один в поле не воин. «Рэперов ни ногой, у нас будут одни приезжие звёзды!»

Однако Тольятти всё же любим Олегом, несмотря на проблемы. Это город памяти, которую просто так не искоренишь:

– У меня много добрых, светлых воспоминаний, связанных с родителями, походами на природу и в парки. Городские праздники, на которых с родственниками гуляли и веселились. До сих пор помню, что дружили соседями, даже дверь в квартиру не запирали, ходили друг к другу. Наш город и тогда отличался, и сейчас отличается от многих городов. Я жил в пятом квартале и кайфовал от скверов, огромных старых тополей, от широких основных дорог и деревьев повсюду. У нас вообще зелёный город. Я так же кайфую, пожалуй, только в Нижнем Новгороде. Когда-то я ехал из Екатеринбурга с гастролей и осознал, что вроде всё бесит и вроде всё ненавижу в Тольятти, но дико скучаю. Город подарил тонны воспоминаний: любимые девочки, друзья, без которых трудно представить себя, школьные и студенческие годы, разные сумасшествия. Всё это повлияло на формирование личности. Это уникальные, связанные только с этим городом воспоминания. Влейте в город больше средств – и он будет лучшим из нестоличных. В области так самый шик!

 

Лишь одним тобой дышу

«Город тысячи слонов»

«Сны о несбывшемся»

«Письма»

«Северный ветер»

– Ты написал почти сотню треков за 10 лет, хоть и публиковал их в стол. Наверняка, что-то сочинял о Тольятти. Как звучит твой родной город?

– Звучит какой-то современной, не слишком сложной музыкой с красивыми гармониями в натуральном миноре (это порядок нот в гамме). Ритмичная, при этом с несколько лаунжевым звучанием. Музыка не очень глубокая. Просто я её такой сделал, когда писал пару мелодий о Тольятти. Один трек написался случайно: просто на гитаре бренчал, и появилась мелодия. А вторую специально готовил для конкурса на гимн Тольятти. Но в конкурсе, увы, не поучаствовал, потому что, как говорил ранее, я очень ленюсь что-либо делать кроме написания музыки. Третью мелодию, грустненькую, написал в поезде, когда с группой ехали из Екатеринбурга. Я там ещё нелепые слова надумал в финале четверостишья:

«Лишь одним тобой (городом) дышу,

Ненавижу и скучаю».

Трек Неизвестный – «Без названия» (третья сочинённая композиция)

– Считаешь ли ты, что Тольятти звучит музыкой «Эмпатии»?

– В малой-малой части. Возможно, Тольятти больше подходит не инструменталка, а хип-хопчик какой-нибудь, вроде «63 региона».

 

Творческая заурядность

Рёв моторов, голоса прохожих, ветер за окном – это повседневная музыка города, простая и заурядная. Но есть люди, которые находят в ней потенциал, которые вдохновляются простотой города, его недостатками – и сочиняют свою музыку.

Олега Щербакова вдохновляет город. В его музыке много минора, драмы, связанных с городом переживаний. Такая музыка не подходит для заведений, куда люди приходят отдохнуть, поболтать с друзьями. Это сродни катарсису при восприятии чужого творческого опыта.

И хотя Олег не считает себя талантом, но для меня Тольятти звучит именно его музыкой.

Декаданс
Уходить
Эмпатия
«Мой мир»
Эмпатия
«Мой мир – 2. Одиночество»
Эмпатия
«Мой мир – 3. Постскриптум»
Эмпатия
«Нижний Новгород»
Эмпатия
«Город тысячи слонов»
Эмпатия
«Сны о несбывшемся»
Эмпатия
«Письма»
Эмпатия
«Северный ветер»
Просмотров: 97
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей