Фридрих Ницше — гений, воплотивший в себе философию НОВОЙ МОРАЛИ.
Заканчивается 2015 год, 115-й со дня смерти великого философа Фридриха Ницше. В связи с ростом националистических настроений, партий, идей его философия актуальна как никогда. Однако, чем больший интерес вызывает к себе Ницше, тем большим количеством мифов обрастает его биография, его философия.
О популярности националистических движений свидетельствует успех на региональных выборах партии «Национальный Фронт» во Франции. Первый тур голосования в декабре показал, что Франция качнулась «вправо». За «Найиональный Фронт» проголосовало более четверти избирателей...
Напомним, что такой результат впервые с 1973 года можно назвать рекордным. Мир сейчас «кренится вправо», что очевидно, в связи с гигантскими потоками мигрантов, что уже полонят Европу. Создаются протестные настроения в европейских государствах, что вызвано «волной» беженцев, ИГИЛ, да и вообще межнациональными рознями. Таким образом, актуально вспомнить Фридриха Ницше, которого так часто и несправедливо обвиняют в предвосхищении национал-социализма.
Фридрих Ницше низверг классическую немецкую философию, провозгласив идею появления Сверчеловека, который придет на смену «старому и больному», себялюбивому, эгоистичному роду человеческому. Он обесценил смысл человеческого существования, назвав его «мостом», по которому суждено будет перейти «Титану».
Его мыль «Бог мертв» дала толчок философскому направлению экзистенциализма, которое, по словам Ж.-П. Сартра, «есть гуманизм».
Философия Ницше не только познавательное, но и увлекательное чтение, особенно для человека, склонного к рефлексии. Впервые взяв в руки философский роман «Так говорил Заратустра»… какое потрясение я получил! Мистически-медитативное повествование тренирует ум, развивает дух, пробуждает идеи, что зрели в тебе, но никак не могли воплотиться в слове. Философия Ницше – это философия сильного духа.
«Только там, где есть могилы совершают воскресения!»
Так говорил Заратустра, 1985 г
МИФ 1:
Философия Ницше породила национал-социалистическую идеологию
«Гитлеровские адепты ссылались на философию Ницще, а значит, они есть воплощение его идей. Ницше - философ «смерти»».
Смело можно утверждать, что большинство нацистов уважали и даже цитировали философа, но вряд ли читали... Ницше никогда не писал о Сверхчеловеке как о прототипе арийца. Ницше утверждал, что сверхчеловека ещё не существует: “Человек погибнет и придет на его место сверхчеловек” ( Ницше Ф. Собрание сочинений в 2 томах; 2 том; стр. 140.) Сверхчеловек не ариец, движимый стремлением подчинить мир, - это Человек Будущего, не имеющий конкретной национальности.
Они или совсем не читали «Так говорит Заратустра», или прочли очень невнимательно. Я чувствовал себя среди них, как среди коров»
(Из письма Ницше к Петеру Гасту, Nietzsche F.Samtliche Briefe in 8 Bde. Munchen, 1986. )
Миф 2. Сверхчеловек — это националист-разрушитель, отказавшийся от морали
Ницше не мыслил Сверхчеловека «носителем смерти». Сверхчеловек у философа — это мыслитель, художник, интеллектуал. Вообще, философ писал о «расах» господствующей и слабой в контексте морально-интеллектуального превосходства. «Раса господ» есть сильные личности, с самоуважением, с чувством гордости и собственного достоинства... «Слабая» же раса – это малодушные, унижающиеся ради собственной выгоды люди.
Ницше писал: «Вы должны возлюбить мир как средство к новым войнам…». Но он имел в виду войну духа!
Ницше приписывают провозглашение жестокости. Выводят ее из донельзя затертой фразы “падающего подтолкни”. Но, выйдя в тираж, фраза оказалась искажена. Вот она: “О братья мои, разве я жесток? Но я же говорю: что падает, то нужно еще и толкнуть! Все что сегодня падает и распадается: кто захотел бы удержать его? Но я хочу еще толкнуть его!.. И кого вы не научите летать, того научите – быстрее падать!”. Ницше вел речь не об отношениях между людьми, а о падении эпох, нравов! А разве то, что не жизнеспособно, загнивает не должно кануть в небытие?! И в этом ему нужно помочь, иначе процесс тления может тянуться годами и столетиями. Ницше провозглашает необходимую жестокость, жестокость во благо.
Был ли сам Ницше националистом? Философ не обожествлял свою нацию, признавая, что «у современных немцев появляется то антифранцузская глупость, то антиеврейская, то прусская».
Труд о Сверхчеловеке называют «Ницшеанской Библией». Философский роман «Так говорил Заратустра» написан в стиле Библии: причудливый слог повествования, характерный для притчи, обеспечивает глубину и философичность, одновременно очень прост для понимания. Здесь начинается движение одной из ведущих мыслей в философии Ницше – мысли о воле.
«Проклятое антисемитство стало причиной радикального краха между мною и моей сестрой. Антисемитов нужно расстреливать».
(Письмо к Овербеку, апрель, 1884 г., Nietzsche F.Samtliche Briefe in 8 Bde. Munchen, 1986.)
Миф 3. Ницше ненавидит евреев
Вряд ли антисемит стал писать о евреях, что они являются «самой сильной, самой цепкой, самой чистой расой из всего теперешнего населения Европы» (Ницше Ф, собрание сочинений в 2-х томах, 1997)
«Вся проблема евреев имеет место лишь в пределах национальных государств, так как здесь их активность и высшая интеллигентность, их от поколения к поколению накоплявшиеся страдания, капитал ума и воли должны всюду получить перевес и возбуждать зависть и ненависть; поэтому во всех теперешних нациях распространяется литературное бесчинство казнить евреев, как козлов отпущения, за всевозможные внешние и внутренние бедствия»(Ницше Ф, Собрание сочинений в 2-х томах, 1997)
«...Христианство принимало сторону всего слабого, низкого, уродливого; свой идеал оно составило по противоположности инстинктам сохранения жизни, жизни в силе; христианство погубило даже самых сильных духом натур, научив чувствовать заблуждение, искушение, греховность даже в самых высших ценностях духовного...» (Антихристианин: проклятие христианству, 1895 г.).
Миф 4. Ницше ненавидит Христа
В одно из переводов книги на русский язык использован заголовок «Антихрист». Но в немецком языке слова Христос и христианин очень похожи, их легко спутать. Правильный же перевод – именно «Антихристианин. Проклятие христианству». Второй заголовок не случаен: энергия Ницше направлена против религии, но не против Иисуса Христа, которого, согласно книге, Ницше уважал. Он считал, что идеи Христа извращены его последователями. В «Антихристианине» Ницше называет Христа «идиотом», но, стоит отметить, что к тому времени он ознакомился с произведением Ф.М. Достоевского «Идиот». Существует теория о том, что Ницше проводит параллель между Христом с князем Мышкиным. Так, он пишет о «болезненном и странном мире, в который нас вводит евангелие, мире, где, как в одном русском романе, представлены, словно на подбор, отбросы общества, нервные болезни и «детский» идиотизм».
«...Вы не хотите убивать, вы, судьи и жертвоприносители, пока животное не наклонит головы? Взгляните, бледный преступник склонил голову, из его глаз говорит великое презрение....»
(О бледном преступнике. Так говорил Заратустра, 1883-1885 гг.)
Миф 5. «Так говорил Заратустра» была написана под впечатлением от прочтения «Преступления и наказания» Ф.М. Достоевского.
Ницше прочёл «Преступление и наказание» и взялся писать «Так говорил Зартустра», не правильно истолковав образ Раскольникова. Интересный миф, который имел основания. Ницше так пишет о Достоевском: «Достоевский принадлежит к самым счастливым открытиям в моей жизни...». Действительно, философ, познакомившись с творчеством величайшего русского писателя, был потрясён до глубины души. Правда, они были абсолютно разными: Достоевский — рационалист и моралист, Ницше — иррационалист, отрицающий существующую мораль... Их концепции миропонимания были крайне различны, даже противоречили друг другу. Но таков уж Фридрих Ницше: видя величие, он не способен не признать его. Философ проявляет интерес к писателю как психологу, считает его «Художником» (а художник, по Ницше, это гений, преисполненный первородной творческой мощи, которая возносит его над действительностью к горним высотам эстетической свободы «по ту сторону добра и зла»).
Книга «Так говорил Заратустра» была опубликована в 1885 году, за два года до знакомства с произведением Достоевского! Это подтверждает письмо к Овербеку от 12 февраля 1887 г., в котором Ницше пишет: «До недавнего времени я даже не знал имени Достоевского...». Безусловно, философ говорил о «родственности» своей с Достоевским и ценил его, но он был родственен ему в той же степени, насколько и противоположен. Русский писатель «противоречил его самым потаённым инстинктам».
Читая «Так говорил Заратустра», я разрывался между православием, которое есть основа и квинтэссенция русской культуры и моей жизни, и идеями Ницше, который писал о том, что религия тянет «вверх», отрывает нас от земли, где мы перестаём «жить». Не самое лёгкое для разрешения внутреннее противоречие!
Я выбрал для себя дорогу поиска истины вместе с Ницше, но не отказался от веры. Философ на протяжении всей жизни пребывал в поиске истины, это и есть лучшее состояние для человека, стремящегося обрести свой Путь. Но двигаться по этому пути русскому человеку нельзя без твердой опоры – религии.
Дерзостью мыслей Ницше можно восхищаться, его можно любить или ненавидеть, но его философия, безусловно, достойна внимания хотя бы для того, чтобы взглянуть на другие «истины», узнать альтернативные Пути.