Хочешь стать профи – учись активно! Как деятельностное обучение помогает студентам лучше усваивать информацию
7 ноября 2019

Новое исследование показывает: хотя студенты думают, что получают больше знаний на обычных лекциях, на самом деле больше информации они усваивают в процессе активного деятельностного обучения.


В течение нескольких десятилетий эмпирическим путём было доказано, что активное деятельностное обучение – аудиторные методы, предназначенные для привлечения студентов к участию в учебном процессе – позволяет студентам любого уровня лучше учиться и усваивать материал. Учёные Гарвардского университета полагают, что важно сделать так, чтобы студенты это понимали.

В исследовании, опубликованном 4 сентября 2019 года в научном журнале «Труды Национальной академии наук» (Proceedings of the National Academy of Sciences, США), доказано: студентам кажется, что традиционные лекции дают им больше знаний, но на самом деле активное деятельностное обучение позволяет им усвоить информацию лучше и глубже.

Ведущий автор исследования, Луи Долориа, руководитель образовательных программ, профессор-физик уверен, что студенты усваивают гораздо больше при активном обучении. Результаты многолетнего труда, подтверждающего эту мысль, были опубликованы в журнале «Наука» (Science) ещё в 2011 году. Но до сих пор многие студенты и преподаватели не решаются перейти к использованию методов активного деятельностного обучения. «Студенты искренне отдают предпочтение давно знакомым им традиционным лекциям, – считает Долориа. – Мы хотели было поверить им на слово. Ведь, возможно, они действительно думают, что лекции – это лучшее, что вуз готов им предложить».

Кроме Долориа в исследовании приняли участие руководитель образовательной программы в области естественных наук и преподаватель физики Логан Маккарти, старший преподаватель прикладной физики Келли Миллер, преподаватель физики Грег Кестин, а также Кристина Каллахен, которая сейчас преподаёт физику в Калифорнийском университете (г. Мерсед).

Долория считает, что вопрос о том, соответствует ли восприятие учащимися своего прогресса в обучении уровню их фактической обученности, особенно важен, потому что, хотя студенты в конечном итоге понимают ценность активного обучения, на начальных этапах преподавателю приходится бороться с недоверием с их стороны: «Настоящая учёба – это всегда тяжёлый труд. А активное деятельностное обучение предполагает, что учащиеся должны прикладывать больше усилий, чем обычно, что воспринимается ими как плохой признак. С другой стороны, некоторым лекторам, владеющим магией просто объяснять сложные вещи, под силу заставить студентов думать, что они усвоили материал гораздо глубже, чем есть на самом деле».

Для того чтобы понять причины этой дихотомии, Долориа с коллегами поставил эксперимент. Он заключался в том, что в процессе изучения вводного курса физики студентам предлагались как обычные лекционные занятия, так и пары с применением методов активного деятельностного обучения. В течение одиннадцати недель из пятнадцати занятия по курсу проводил опытный преподаватель, который использовал только традиционные методы обучения. Двенадцатая неделя принесла серьёзные изменения: группу случайным образом разделили на две подгруппы. В первой подгруппе стали активно использоваться методы деятельностного обучения, а во второй продолжили читать тщательно выстроенные и многократно обкатанные лекции. На следующем занятии эти две группы поменяли местами. Следует отметить, что обеим группам предлагался одинаковый учебный материал, а отличие заключалось в степени вовлечённости студентов в процесс обучения.

После каждого занятия участники эксперимента должны были выполнить два задания. Первое: согласиться или не согласиться с утверждениями: 1. «Я чувствую, что многому научился на этой лекции»; 2. «Я хотел бы, чтобы все мои курсы по физике преподавались именно так». Второе: пройти тест из 12 вопросов с множественным выбором, который чётко демонстрировал степень усвоения материала.

Анализ результатов показал следующее: по ощущениям студентов, больше информации они узнают на лекциях, но тесты говорят об обратном: активное обучение на занятиях более эффективно с точки зрения усвоения знаний.

– Настоящее усвоение материала и то, как мы оцениваем наши достижения, – две абсолютно несвязанные вещи, – считает Долориа, указывая, что это подтверждено надёжно проверенными результатами эксперимента, за которые отвечала Келли Миллер – эксперт в области статистики образования и специалист по активному деятельностному обучению.

Подобные выводы не должны наводить на мысль, что студентам не по душе, когда их вовлекают в активное взаимодействие на занятиях. На самом деле, многочисленные исследования показывают, что студенты быстро откликаются на активные методы, как только начинают осознавать их эффективность. По словам Долориа, на всех учебных курсах в Гарвардском университете, на которых были использованы методы активного деятельностного обучения, успеваемость выросла.

– Преподавателю проще прийти в аудиторию с лекцией, захватывающей воображение, тем более это так нравится студентам, – пояснил Кестин, соавтор исследования, физик и продюсер научно-популярного документального сериала NOVA на телеканале PBS. – А я в первый же день занятий знакомлю студентов с данными этого исследования, чтобы помочь им оценить значимость их личного участия в активном обучении.

Маккарти, который курирует учебные программы различных направлений, надеется, что это исследование вдохновит коллег на применение активного деятельностного обучения в рамках других учебных курсов: «Мы хотим убедиться, что другие преподаватели серьёзно относятся к методике преподавания. Начиная любую новую тему, мы предлагаем студентам поработать над проблемными заданиями в мини-группах. Пока они вовлечены в процесс, мы переходим от одной группы к другой и отвечаем на вопросы. Затем мы собираемся вместе для короткой лекции, разъясняющей ошибки и трудности, с которыми столкнулись студенты при выполнении проблемных заданий. На сегодняшний день методы активного деятельностного обучения используются в той или иной степени в рамках более десяти предметов. И внедрённая методика показала себя чрезвычайно эффективной, так как с её помощью можно изучить материал в таком объёме, который необходим и для усвоения которого потребовалось бы провести множество лекций».

Пионер активного деятельностного обучения, профессор физики Эрик Мазур по праву считает, что это исследование развенчивает представления о том, как учатся студенты и что лекции являются эффективным средством усвоения информации: «В статье даже даётся ответ на вопрос, почему преподаватели и студенты продолжают утверждать, что лекции позволяют эффективно учиться и обучать. Поэтому мой вам совет – обязательно прочтите это исследование».

Работа коллег из Гарвардского университета также заслужила похвалы Кристофера Стаббса, профессора физики и астрономии, который одним из первых начал применять на практике методы активного обучения. При этом учёный отмечает, что на этапе внедрения активного обучения он столкнулся с сопротивлением и недоверием многих студентов. Именно поэтому «преподаватели должны, с одной стороны, быть настойчивее, а с другой, – разработать систему поощрения в начале использования методов активного деятельностного обучения. Кроме того, использование методов активного обучения в рамках любого направления подготовки бакалавров под руководством наших великолепных преподавателей должно стать визитной карточкой Гарвардского университета».

В конечном счёте, по словам Долориа, исследование показывает, что важно не допустить того, чтобы ни преподаватели, ни студенты не думали, что лекции, даже самые волшебные из них, являются лучшим вариантом обучения: «Отлично сделанная лекция создаёт у студентов впечатление, что они так многому научились. Студенты, потрясённые талантливым докладчиком, идут на поводу у своих ощущений, когда оценивают результативность и эффективность лекции, даже если на самом деле узнали совсем немного. Это объясняет, почему всё новые и новые исследования наглядно демонстрируют, что оценки учеников совершенно не связаны с уровнем их настоящих знаний и умений».

 

Оригинал: https://www.sciencedaily.com/releases/2019/09/190905171810.htm

Переводчики: Светлана Вопияшина, Евгения Косс, Татьяна Никитина

Редактор: Анна Малявина

Просмотров: 1209
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей