Психология и лингвистика: как с помощью анализа конкретных слов классифицировать цели людей
24 апреля 2020

Для психологии как научной дисциплины проблема классификации намерений и желаний людей, долгое время была спорным вопросом, решить который не представлялось возможным. При попытке исследовать данную область у специалистов возникали значительные расхождения во мнениях даже относительно терминологии, предназначенной для описания факторов, мотивирующих поведение личности.

Стремясь решить эту проблему, группа учёных во главе с представителями факультета психологии Университета Вайоминга провела всестороннее исследование лексики, используемой носителями английского языка для выражения своих намерений и желаний. Основываясь на результатах анализа, исследователи утверждают, что человеческие стремления могут быть разделены на четыре основные группы: «известность», «инклюзивность», «избегание отрицательных эмоций» и «следование традициям».

Данное исследование опубликовано в журнале The Journal of Personality and Social Psychology, посвящённом социальной психологии и психологии личности. Группу учёных возглавил профессор Университета Вайоминга Бэнджамин Вилковски и сотрудники лаборатории эмоций и познания, включая аспирантов: Шон Лаппи, Зак Вильямсон, Элизабет Фергюсон Леки и Эмилио Ривера. Также свой вклад в исследование внесли студенты и представители Техасского университета в Эль-Пасо и Геттисбергского колледжа.

– Вопрос «Чего хотят люди?» является одним из важнейших в психологии, однако относительно терминов, используемых для обозначения желаний и целей людей, до сих пор ведутся нешуточные споры, – рассуждает профессор Вилковски. – Мы пришли к выводу, что лучшим решением данной проблемы станет исследование лексических единиц, используемых людьми для описания своих потребностей и желаний, и надеемся, что результаты нашего анализа позволят утвердить единую терминологическую систему в этой области психологии.

В начале проекта исследователи проштудировали более 140 000 существительных английского языка. После этого список потенциально важных для исследования единиц был сокращён до 1060 слов. Затем была проведена серия из семи исследований, включающих опросы сотен людей, которых просили описать то, чего они хотят достичь, добиться или получить. В результате учёным удалось распределить все ответы на четыре категории, отражающие все основные человеческие мотивы и желания.

1. Категория «известность» охватывает различные цели: начиная от стремления к власти и получения прибыли до самосовершенствования и обретения славы. Однако наиболее точно данный термин отражён в стремлении к желанному социальному статусу, то есть в попытке заработать уважение и восхищение в глазах других за счёт достижения высоких результатов.

2. Категория «инклюзивность» представляет собой желание непредвзято судить о людях различных взглядов и мнений, а также принимать любые суждения.

3. Категория «избегание отрицательных эмоций и конфликтных ситуаций» демонстрирует стремление избежать и предотвратить широкий спектр негативных последствий, включая конфликты, разногласия, одиночество и социальную рознь.

4. Категория «следование традициям» включает в себя готовность поддерживать устоявшиеся обычаи культуры. Здесь речь также может идти об установке следовать одной и той же религии, а также предпочтение групповых, национальных и семейных ценностей.

– Результаты нашего исследования показывают, что самые широкие аспекты человеческой мотивации имеют преимущественно социальный характер. Потребность «принадлежать к какой-либо общности» и наша чрезмерно социальная природа отражены во всех четырёх категориях, – утверждает Вильковски.

Несмотря на то, что эти четыре категории, вероятно, применимы ко многим другим промышленно развитым культурам, учёные признают, что необходимы дальнейшие исследования, поскольку их работы касались только английского языка, используемого в американской культуре.

Исследователи приводят пример: «Слово church (церковь) не будет являться адекватным показателем приверженности традиционным ценностям для нехристианских культур, а лексическая единица fatness (упитанность) в свою очередь не будет маркером категории „избегание негатива“ в культурах, где голод является более серьёзной проблемой, чем ожирение. Тем не менее, мы предполагаем, что более глубокие понятия, лежащие в основе этих четырёх категорий, характерны для всех людей, по крайней мере, для представителей больших индустриальных культур».

 

Оригинал

Переводчик: Андрей Нестеров

Редактор: Анна Малявина

Просмотров: 1463
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей