Театральный режиссёр Виктор Мартынов: «Зритель – друг, близкий, человек»
21 марта 2019

Автор – ученица 11-класса одной из тольяттинских школ Юлия Таркаева

Театр занимает места в сердцах многих людей на Земле. Воспоминания о каждом спектакле остаются в человеке, заставляют его задуматься, погружают в особую атмосферу, где человек наслаждается проведённым временем. Постановка спектакля – колоссальный труд. В первую очередь, это работа режиссёра. Он должен расставить всё так, чтобы донести до зрителя все свои задумки. С чего же начинается театр, как он «растёт» и развивается в человеке? С какими трудностями можно столкнуться при постановках? На эти и другие вопросы ответил режиссёр, композитор, художественный руководитель театра «Дилижанс» Виктор Мартынов.

– Помните ли вы, когда вы впервые встретились с театром?

– В детстве я посмотрел несколько спектаклей тольяттинских коллективов: Театра кукол, театра-студии «Эксперимент», театра «Колесо», спектакли каких-то иногородних театров, в том числе Театра оперетты Кузбасса и даже видел эфросовского «Тартюфа» на тольяттинских гастролях МХАТ. Не скажу, что был тогда очарован театром, может быть, в силу возраста. Настоящее потрясение произошло позже – от спектаклей «Театра поколений» Зиновия Яковлевича Корогодского. Но в тот момент я уже стоял на своём театральном пути.

– Каковы ваши воспоминания детства о театре?

– Помню, было интересно, но вынужденная обязанность сохранять тишину в зале сильно зажимала. Хотя на спектакле «Два клёна» Оренбургского театра орал во всё горло, когда к главным героям сзади подкрадывалась Баба Яга. Очень хотелось помочь добрым людям. С актёрами не встречался, особо-то и не хотел видеть их в жизни. Закулисье не казалось чем-то таинственным и манящим, а вот сцену как волшебное место я любил.

– Много ли вы знали о профессии актёра до прихода в театр?

– Да, кое-что о театре я знал. Присутствие «театральной» сестры, её рассказы тоже оказывали влияние на меня. Но Тольятти тогда совсем не был театральным городом. Наверное, он и сейчас только на пути к этому. Когда я поступил в университет и стал изучать это искусство, понял, что на самом деле не знал о театре ничего. Актёрская профессия всегда казалась удивительной. Прежде всего, по причине того, что эти люди не боятся выйти перед всеми и что-то сказать или сделать. Мне нравились Андрей Миронов, Николай Караченцов, Евгений Леонов и многие актёры кино того времени (любовь к ним и сейчас не угасла).

– Кто больше всего повлиял на ваше актёрское становление?

– В первую очередь, сестра, которая привела меня в театр. Во вторую – творческие руководители «Дилижанса» того времени: Ирина Миронова и Татьяна Вдовиченко, которые что-то во мне углядели и практически насильно вывели на сцену. А в третью – Зиновий Яковлевич Корогодский – мой учитель, который дал первоклассную школу, верность профессии и определил направление всей жизни.

– Что должен уметь актёр?

– Ответ на этот вопрос не вместится в толстую книгу. Но если интересно, я могу кратко выделить качества, необходимые артисту.

Психотехнические: развитое внимание и феноменальная память, обострённая чувствительность, музыкальный слух и чувство ритма, чувство времени, действия, события, композиции, партнёра, перспективы и целого.

Физические: гибкость и пластичность, сила и выносливость, отсутствие речевых дефектов, свободное дыхание, разработанные резонаторы, чёткая артикуляция, богатырское здоровье.

И наконец человеческие: быть неравнодушным и внимательным к жизни, обладать развитым интеллектом, неугомонно совершенствоваться, уметь работать в команде, тонко чувствовать психологию людей, быть добрым и скромным, вежливым и воспитанным и, несмотря на годы и объёмы творчества, любить театр, как в самом начале пути (это сложнее всего).

– Как вы относитесь к зрителю?

– Зритель – друг, близкий человек с которым можно поговорить о важных вещах. Именно с такой позиции я сочиняю спектакли. А фактическая реакция публики может быть абсолютно разной. Иногда человек не принимает увиденное по причине стилевого, тематического, эстетического несоответствия. Что ж, его право. Невозможно своим творчеством осчастливить всех.

– В чём особенность театра «Дилижанс»?

– Во внутреннем устройстве жизни коллектива. Есть некая семейная атмосфера, свои традиции, свой распорядок, своя система отношений. «Дилижанс» – театр, идущий сразу двумя художественными путями: детским и взрослым. Эстетически они очень разные, но творчески дополняют и развивают друг друга.

– Вы ежегодно проводите театральный фестиваль «Премьера одной репетиции». В этом году он пройдёт уже в десятый раз. В чём будет его особенность?

– Десятый фестиваль будет посвящён проблемам современной режиссуры. Впервые в подготовке фестивальной программы будут заняты исключительно внешние режиссёры с нашими актёрами.

– Чего ожидать зрителям в новом театральном сезоне «Дилижанса»?

– Сейчас у нас на выпуске «Преступление и наказание» Достоевского (режиссёр Евгений Зимин из Санкт-Петербурга) и «Ганди молчал по субботам» Анастасии Букреевой (режиссёр Екатерина Зубарева). Следующий сезон начнётся с нескольких детских премьер, среди которых спектакль «Дядя Фёдор, пёс и кот» по повести Эдуарда Успенского. А дальше загадывать сложно. Планов много, но что станет воплощаться в первую очередь, зависит от многих факторов.

– Остаются ли для вас сложные для постановки спектакли?

– Когда выпускаешь тяжёлую, но удачную премьеру, кажется, что теперь всё по плечу. Но каждая новая пьеса бросает новые вызовы и на каком-то этапе кажется совершенно неподъёмной. А потом всё равно складывается.

– Какие вершины вы хотите покорить?

– Конечно, очень хочется расширить круг известности театра до максимально возможного: сначала российского, потом международного.

– Ваш творческий девиз?

– Nulla dies sine linea – ни дня без строчки.

Просмотров: 874
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей