Formula Student Italy 2019: о победах, результатах и надеждах команды «Формула Студент ТГУ»
27 августа 2019

В конце июля в итальянской коммуне Варано де Мелегари состоялись соревнования Formula Student Italy 2019. На европейской трассе свой новый болид успешно испытала команда Тольяттинского государственного университета. По итогам гонки на выносливость «Black Scorpion G2» показал самую высокую топливную эффективность. А в общем зачете ребята из Togliatti Racing Team стали лучшими среди всех российских команд.

О прошедших соревнованиях мы поговорили с руководителем проекта «Формула Студент ТГУ», заведующим кафедрой «Проектирование и эксплуатация автомобилей» Тольяттинского госуниверситета Александром Бобровским, а также с непосредственными участниками победоносной команды: со студенткой гуманитарно-педагогического института (ГумПИ) Екатериной Чижаткиной и студентом института машиностроения (ИнМаш) Владимиром Власовым.

Насколько мне известно, по условиям международного соревнования, в котором вы приняли участие в Италии, студенческие команды должны самостоятельно собрать гоночный автомобиль. Правильно ли понимаю, что у вас на это ушел целый учебный год?

Александр Викторович: Да, правильно, это условие не только итальянского этапа, это условие международного регламента проекта «Формула Студент». Все студенческие команды должны за год спроектировать болид и принять участие в соревновании. Не является исключением и наша команда, которая за год спроектировала машину, испытала её и выехала на соревнования.

Ребята тоже принимали участие, вы были на первом курсе, как вы включились в работу и что делали?

Владимир: В нашей команде задачи распределены между всеми участниками, однако если кто-то что-то не успевает, то все остальные помогают. Когда я только пришёл в проект, меня сначала всему обучали. Началось всё с проектирования, потом уже занялся разработкой узла автомобиля, работал с композитными материалами.

Александр Викторович: Володя запомнился тем, что он подошел ко мне 28 августа перед первым курсом и спросил, когда он сможет приступить к работе над проектом. Студент целенаправленно поступал к нам в университет, зная о «Формуле», и хотел в нее попасть. В первый раз он с ней познакомился летом после окончания школы, побывав в наших лабораториях, и принял для себя решение, что он точно хочет попасть именно в эту команду. Владимир сразу включился, ему доверили разработку сложного узла, и с этим участком проектировки он неплохо справился. А Екатерина попала к нам благодаря проектной деятельности – у неё очень хороший уровень владения иностранными языками, к тому же на моё предложение она откликнулась с энтузиазмом.

Екатерина: Я учусь на лингвиста, но мне всегда были интересны и другие направления, технические в том числе. Поэтому я решила записаться на непрофильный предмет и с интересом приняла предложение Александра Викторовича. Моей первостепенной задачей в команде является отчёт по стоимости машины – в течение года я занимаюсь этим, а также переводами регламентов и документации. На самих соревнованиях, помимо защиты своей дисциплины, я представляюсь переводчиком нашей команды. «Формуле Студент ТГУ» необходимы люди, знающие английский язык, и те, кто может заниматься статическими дисциплинами: отчетами, презентациями, дизайном, переводами.

Кто и почему назвал гоночный болид «Чёрным скорпионом» (Black Scorpion)?

Александр Викторович: Прототипом, конечно, является первая версия болида Black Scorpion – тоже чёрная и шустрая, а воздухозаборник выглядел как жало скорпиона. Возникает ассоциация со скорпионом, который расставил лапы и жало. Новая машина подобна предыдущей, они конструктивно похожи, только теперь это жало смотрит не вверх, а вбок. И мы решили оставить название прежним, но сделали акцент на том, что новый болид является вторым поколением нашей ранней разработки. Стоит заметить, что европейские команды не меняют названия машин, у них обычно идут порядковые номера, связанные с годом производства, либо с поколением. Так мы попали в общий европейский тренд, ведь раньше каждый наш болид имел своё особенное имя.

Напомните, пожалуйста, каким по счету болидом для команды «Формула Студент ТГУ» стал «Чёрный скорпион»?

Александр Викторович: Если говорить об общей истории команды, то у нас сначала было «2 спринта», потом болиды: «Белая акула», «Чёрная пуля», «Фиолетовый Демон» и два «Чёрных Скорпиона». Получается – 7 машин.

У «Чёрного скорпиона» второго поколения есть какое-то принципиальное отличие от предыдущего болида?

Александр Викторович: Принципиально отличаются рама, подвеска, рулевое управление. Мы оставили типовой двигатель, но и он уже был другого поколения, с другой системой управления, и потому – более эффективный, что и было доказано в Италии. Поэтому практически каждый узел был существенно модернизирован или отличался коренным образом от первого «Скорпиона», который создавался под американский регламент. Второй «Скорпион» соответствовал немецкому регламенту, и там есть ряд существенных отличий. Хотя обычный человек, может быть, на глаз и не смог бы найти разницу, но на деле, с точки зрения конструкций это две сильно отличающиеся друг от друга машины.

Сколько студентов принимали участие в создании болида?

Александр Викторович: В нашем проекте «Формула Студент ТГУ» участвуют ребята различных направлений. Процессом разработки и конструирования занимаются наши механики и инженеры, но проект подразумевает комплексный подход, потому он также включает в себя пиар, экономику, журналистику, лингвистику. И в итоге непосредственно крутят гайки десять-пятнадцать человек. Проект крупный, инфраструктурный, поэтому над ним в общей сложности работают приблизительно сорок студентов.

Вы можете назвать имена студентов, которые внесли существенный вклад в создание болида?

Александр Викторович: Многие студенты, кто занимался болидом, погрузились в создание и разработку машины с головой и крепко связали свою жизнь с этим направлением. В первую очередь это наши ветераны-выпускники – Иван Митюхин, Максим Валеев, Виктор Сметанин, Олеся Шерстобитова, Екатерина Волкова. Конечно, стоит вспомнить и студентов второго-третьего курсов – Владимир Хабибулин, Леонид Харин, Алексей Нуянзин. Это и первокурсники – Володя Власов, который присутствует здесь, Данил Гагаринов, Дмитрий Перминов, ну и, конечно, девчата, которые отвечали за статику – Елизавета Кирьянова, Анастасия Зарубина, они уже покинули проект, так как цикл работы в Формуле закончился. Будем ждать новых девушек-лингвистов. Это тот основной костяк, который эту машину создавал, разрабатывал, изготавливал, строил.

Где вы брали комплектующие для этого болида?

Александр Викторович: Все специфичные части, например, рулевая рейка, двигатель, быстросъёмная рулевая муфта – они специфичны именно для гоночных условий. Понятно, что в России массово их никто никогда не выпускает, приходится их выписывать из-за рубежа. Там же мы берём колёсные диски, гоночные колеса. «Формула Студент» – не настолько массово популярный проект, чтобы под все машины этой серии было организовано отдельное производство. Поэтому такие уникальные специализированные части, как колеса, амортизаторы – очень дорогое удовольствие. Остальное в той или иной степени можно производить на нашем оборудовании нашими силами или закупать в России. Если говорить о раме, то весь металл мы, конечно, закупаем отечественный, те же трубы – правда, не простые, водопроводные. Приходится искать специализированные материалы и выписывать их, например, из Новосибирска или Челябинска. Не всё, что нам необходимо для создания болида, используется в России массово и можно купить без проблем. Что касается подшипников, то их мы закупаем у тольяттинской компании, а некоторые комплектующие мы используем с автомобиля ВАЗ или даже с автомобиля ОКА. Отдельные части у нас от стандартных гоночных мотоциклов. Например, производитель той системы управления двигателем, которая используется у нас, специализируется на автомобилях ГАЗ и ГАЗель. Таким образом, мы адаптировали некоторые элементы отечественного автопрома под наши гоночные нужды. Это не так просто, но нам активно помогала кафедра «Энергетическое машиностроение» ТГУ. Двигатель без внутренней составляющей, без проводки, без датчиков – это просто груда металлолома, и нужно было подружить металл с нашим российским содержанием – задача непростая, но интересная. Мы часто используем отечественные разработки, но и какие-то делаем сами. Например, все навесные элементы мы делаем из углеволокна российского производства. Понятное дело, что это далеко не все элементы – тысячи и тысячи комплектующих от гаечек и шурупчиков до массивных позиций. Если посмотреть наши отчёты, то только все комплектующие болида по документам выйдут по толщине на 10 см.

Екатерина: Конечно, очень многое приходится учитывать. Именно поэтому получаются такие массивные документы на 300 страниц, но без этого никак. Необходимо описывать все как можно подробнее, чтобы зафиксировать наиболее точную стоимость конечного продукта.

Когда болид собрали и испытали на территории Тольятти, начала формироваться команда для поездки в Италию. Мне интересно уточнить у Владимира и Екатерины: вы - первокурсники, и уже первая командировка за границу. Что запомнилось больше всего?

Владимир: Во-первых, само представление об этих соревнованиях у меня очень изменилось. Перед тем, как туда уехать, я очень переживал и представлял себе что-то страшное, что-то невообразимо сложное, но, побывав непосредственно на месте проведения, испытав те самые эмоции, я, вместе с тем, набрался уверенности и теперь понимаю, что от нас ждут, понимаю, где и какая инспекция проводится, когда какая дисциплина проходит, как самостоятельно пройти техинспекцию. Теперь я готов к соревнованиям по максимуму. Главное – работа в команде, действуя сообща, можно многое преодолеть.

Александр Викторович: Дорогу осилит идущий. Работая рядом со старшими ребятами, со своими наставниками, ты шаг за шагом продвигаешься к общей цели. Большинство первокурсников представляли поездку в Италию новым для себя туристическим маршрутом: солнце, море, шезлонг, коктейль. А когда команда приезжает на соревнование, то начинается жаркая рабочая пора: участники спят всего по пять-шесть часов и ничего не видят, кроме машины. Они подчинены жёсткому графику и иногда даже забывают про еду, потому что задач становится так много, что думать ни о чем другом просто не получается. Поэтому наши ребята так здорово теряют в весе, самоотверженно посвящая всё время своим разработкам. Жёсткий режим совершенно изматывающий: подъем в полшестого утра, а время на отдых – с полвторого ночи. Поэтому мысли об отдыхе, море и солнечной Италии очень быстро сходят на нет. На соревнованиях не имеет никакого значения, куда ты приехал: Германия, Италия, Чехия или та же Россия – участники все равно не увидят никаких достопримечательностей. Главное, с чем они познакомятся: соперники, трасса и болиды других команд. Подобные соревнования никогда не проводятся в центре городов или на побережье – только на периферии в сельской местности, потому посетить красоты той или иной страны физически не представляется возможным.

Екатерина: Действительно, трудно. Действительно нет времени на какие-либо туристические маршруты, и все время посвящаешь именно соревнованиям. Мне удалось побывать на двух этапах – с одной стороны, я получила колоссальный опыт, но с другой стороны усталость даёт о себе знать, под конец поездки уже очень хочется вернуться домой. Однако не стоит забывать, что соревнования – это практика и оттачивание навыков, получение новых знаний. Мы, первокурсники, отчасти были готовы, что будет трудно.

Что конкретно вы делали в течение пяти дней на соревновании в Италии? Расскажите о ваших обязанностях, пожалуйста, поподробнее.

Владимир: Сначала проходили техинспекцию под палящим солнцем в 47 градусов. Тент невозможно было таскать с собой повсюду и иногда приходилось стоять под открытом небом в жару, помогать ребятам проходить те или иные этапы. Самое тяжелое мы прошли одни из первых, причём успешно. Было мало замечаний, однако это не упрощало нашу работу на соревнованиях – целых пять часов ребята показывали судьям наш автомобиль, отвечали на каверзные вопросы и рассказывали про все этапы сборки. В зону инспекций нельзя проносить те запчасти и инструменты, которые занимают пространства больше, чем маленькая тележка. А обычно возникало так, что дополнительные инструменты были жизненно необходимы, поэтому мы часто возвращались в наш бокс и снова прибегали обратно с необходимым инвентарем. Конечно, в дальнейшем были заминки, связанные с прохождением инспекций, но у нас всё получалось решать совместно с остальными участниками команды.

Александр Викторович: Механическая техническая инспекция подразумевает проверку болида на соответствие регламента – вплоть до мельчайших гаек. На моей памяти именно в Италии проходила самая жёсткая и серьёзная инспекция из всех, что были раннее за всю мою практику Formula Student. Судьи буквально разобрали наш болид до гайки, проверяя на соответствие каждую деталь. И понятно, что, если мы в течение года эту машину собирали, испытывали, то здесь в течение 4-5 часов нужно было её разобрать, о ней рассказать, потом опять собрать и подготовить к гонке. По приезде ребята сразу начали работать над машиной, а как закончили – на них обрушилась вся основная волокита, в течение которой на отдых не оставалось ни минуты. Что касается девчонок, то у них другая работа: на следующий день начинаются статические дисциплины. Ежедневно в довольно плотном графике девушки отчитывались по нашему болиду, проходили презентации, курировали документооборот, проверяли всё на соответствие и оперативно устраняли замечания судей. И несмотря на интенсивную работу, именно девушки должны были выглядеть презентабельно, носить юбки и рубашки, корректно и деликатно отвечать на все вопросы комиссии, и самое основное – неоднократно репетировать речь. Студентки постоянно занимались подготовкой к выступлениям и выкладывались по максимуму. Работа на соревнованиях не заканчивалась ни на миг. Например, в течение всех соревнований в редкие свободные минуты Олеся Шерстобитова, наш главный инженер, интеллектуальный двигатель нашей команды, ходила по другим боксам, анализировала конструкции наших конкурентов, общалась не только с коллегами, но и с командами из других регионов и стран, чтобы добыть необходимую информацию, которая помогла бы предварить проектирование уже следующей машины. То есть, уже сейчас мы отрабатываем элементы, которые будем закладывать в машину следующего поколения. Так же и я изучал разработки наших конкурентов, делал тысячи и тысячи снимков других команд, их болидов, оценивал уровень и состояние автомобилей. Вся информация подвергается серьезному анализу, чтобы потом мы смогли взять лучшее в свою работу.

Несмотря на тяжелые условия труда, вы можете отметить положительные моменты из вашей поездки?

Владимир: Это было интересно и очень познавательно, так как ветераны команды вскоре покинут наш проект, и им продолжат заниматься второкурсники, а также новопришедшие первокурсники. Нам придется обучать новеньких, а также создавать болид своими руками, потому что по регламенту каждый год нужно создавать новую машину. Также подобные соревнования развивают выносливость – кто бы мог подумать, что я смогу столько времени пробыть на жаре и быть продуктивным для своей команды!

Александр Викторович: У нас была серьезная глобальная цель – преодолеть рубеж в 500 баллов. Программа минимум для нашей команды – это 300 баллов. Мы считаем, что мы оправдали нашу поездку.

Нам практически удалось выполнить программу максимум, в общей сложности мы набрали 484 балла – это рекордное количество за всю историю «Формулы» для нашей команды, начиная с 2008 года. Это второй результат за всю историю российских команд в соревновании «Формула Студент», то есть, 511 баллов – это рекорд команды московского Политеха, он был установлен в 2011 году в Германии. Мы, в принципе, были нацелены на то, чтобы этот рекорд побить. У нас есть для этого все шансы. Другое дело – почему именно 500 баллов? 500 баллов – это тот самый критерий профессиональной команды. Если ты набираешь 500 баллов, значит, у тебя команда организована сбалансированно: достаточное число участников в проекте, каждый отвечает за свою работу и выполняет её на высшем уровне.

Поэтому для нас это уже был вопрос принципа и чести – перейти за этот рубеж. Конечно, нами выполнены не все пункты. Для того, чтобы поравняться с элитой, которая набирает по 600 очков, необходимо менять структуру команды и форму её организации. Нам необходимо уже иметь до 100 человек в команде, а вывозить на этап до 40 человек. Понятное дело, что тогда и выезд на этап будет стоить намного больше – около двух с половиной миллионов рублей. И сам проект, естественно, сильно повысится в цене. У других европейских участников такая возможность, конечно, есть. У нас «Формула Студент ТГУ» является одним из проектов, который реализуется в нашем опорном Тольяттинском государственном университете, поэтому пока о таких числах мы не можем говорить. Но никто не мешает нам к этому стремиться.

Александр Викторович, выпускники команды защищали свои дипломы как раз по темам, связанными с болидом «Черный Скорпион» или я ошибаюсь?

Александр Викторович: Нет, все правильно, сказали. Действительно, и Иван Митюхин, и Валеев Максим, и Виктор Сметанин, и Олеся Шерстобитова, и Катя Волкова – они все делали свои ВКР (*выпускные квалификационные работы) по тематике «Формулы» именно по нынешней машине. И чертежи, которые они разрабатывали для ВКР, были представлены даже на защите в Италии, ведь использование грамотных чертежей является одним из необходимых условий для презентации гоночного болида на соревнованиях. Сейчас мы стараемся, чтобы образовательный процесс всё более и более плотно пересекался с «Формулой Студент», а полученные лекционные знания на практике были отработаны на нашем проекте. Ведь создавать болид нам помогают не только непосредственно сами участники проекта. Так, например, некоторые элементы были разработаны студентами кафедры «Оборудование машиностроительного производства» ИнМаш ТГУ, проделанная работа оказалась связана с их ВКР. Некоторые темы в институте машиностроения, посвящённые проектированию и разработке автомобиля, можно пройти непосредственно практическим путем, будучи включённым в работу над нашим проектом хотя бы краткосрочно.

За время своего существования проекта «Формула Студент ТГУ» были выпущены десятки инженеров. У вас уже есть информация, где они трудоустроены, кем работают и чем занимаются?

Александр Викторович: Нынешние наши ветераны – так мы называем выпускников бакалавриата – Виктор Сметанин и Максим Валеев приглашены в компанию «Renault», где работают конструкторами. И сейчас они поступают к нам же в магистратуру. Стоит отметить, что ребята всё ещё остаются частью нашей команды: в процессе изготовления выпускники не принимают активного участия, однако также разрабатывают автомобиль вместе с другими участниками «Формулы», к тому же тематика их магистерских диссертаций будет всё равно связана с нашей машиной. Эту же траекторию прошла Екатерина Волкова – она закончила в этом году магистратуру, у неё была диссертация на тему оптимизации конструкции рамы, где она проводила инженерный анализ. Олеся Шерстобитова выпустилась в этом году и по договору целевого набора с АвтоВАЗом пошла работать в отдел конфигураций. Там же, в этом отделе, работают выпускники наших прошлых проектов. В инжиниринговом центре Алексея Боровкова (это знаменитый инжиниринговый центр, который по праву считается одним из лучших у нас в России и Европе, где занимаются разработкой машин BMW) тоже работает наш выпускник – Роман Казеенков. В основном наши студенты работают на инженерных должностях на различных предприятиях.

Сейчас я бы хотела обратиться к нашим первокурсникам. Екатерина, у тебя гуманитарная специальность, но ты всё равно решила связать свое студенчество с переводом технической информации. Почему тебе это нравится? И чем ты планируешь заниматься в дальнейшем?

Екатерина: Я учусь на кафедре «Перевод и переводоведение» ГумПИ ТГУ, и нам уже дали понять, что, в основном, переводы, которые будут пользоваться спросом в будущем, – это технические переводы. Поэтому для своей будущей профессии я считаю логичным идти именно в эту сферу. Даже за один год моего пребывания в команде я уже узнала огромное количество актуальных технических терминов, а также соприкоснулась с другими направлениями: бизнес, экономика, машиностроение и многое другое, что помогло расширить мой кругозор. Я не буду менять свое направление в дальнейшем - лингвистика и переводоведение близки мне, однако мне интересно этим заниматься именно в области автомобилестроения. Я верю, что у меня все получится, а необходимый опыт даст мне проект «Формула Студент ТГУ».

Владимир, на какой специальности ты видишь себя в будущем?

Владимир: Я не люблю загадывать на будущее, однако, несмотря на всю сложность, проект дает много опыта в разных сферах деятельности и, самое главное, опыта жизненного. Все участники «Формулы» – интересные, драйвовые, разносторонние ребята, а, благодаря проекту, мы развиваемся во многих направлениях, расширяем свой кругозор и формируем жизненно необходимые навыки работы как с техникой, так и с людьми, что очень поможет в будущем при выборе профессии.

Александр Викторович: Для многих участников проект «Формула Студент ТГУ» – это не просто инженерная школа, в которой они становятся работниками в какой-то области. Я к этому подхожу философски: проект – это кузница высококлассных инженеров европейского уровня. Мне, например, совершенно не стыдно за наших выпускников, я знаю, что у них отличный уровень, и «Формула» в данном случае уже дала свои плоды. Она является той самой формой подготовки специалистов высокого уровня, а это, определенно, знак качества нашего университета по направлению инженерной подготовки.

Когда инженер говорит о том, что он выпускник «Формулы Студент ТГУ», работодателям нашей области сразу становится всё предельно ясно – это знак отличного уровня подготовки. Такого специалиста однозначно возьмут на желаемую им должность, и разговор о размере заработной платы уже станет совсем другим. Заработная плата наших ребят отличается от средней заработной платы в регионе в три, а то и в четыре раза.

Александр Викторович, желаю вам умелых студентов и талантливых выпускников, а Екатерине и Владимиру – новых побед и достижений в учёбе. Спасибо за увлекательную беседу.

Просмотров: 1688
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей