Важнейшим из искусств для нас является сериал. Пожалуй, так можно перефразировать известную цитату. Сериалы сегодня – эдакий передний край развития киноискусства. В последние годы на фоне крупных иностранных премьер всё заметнее становятся сериалы отечественного производства. По итогам 2023 года рейтинг лучших российских сериалов возглавило «Слово пацана». Также в десятку лучших вошли проекты «Жить жизнь», «След», «Фишер», «Содержанки. Новый сезон», «Папины дочки. Новые» и другие.
Когда в России случилась сериальная революция, почему отечественный производитель уже, кажется, не уступает мировым игрокам и как многосерийные телесаги вытеснили толстые романы – во всём разбирается выпускник программы «Журналистика данных» Тольяттинского государственного университета Евгений Стёпочкин.
Изображение сгенерировано нейросетью recraft.ai
Словарь начинающего сериаломана
Тайтл – конкретный продукт индустрии развлечений: сериал, фильм, видеоигра.
Пилот – серия, которую снимают ещё до того, как ставить сериал в эфирную сетку. За авиационным термином скрывается способ понять, «взлетит» ли проект.
Процедурал – процедурная драма. Чаще всего показывает будни врачей, полицейских или судей. Можно начинать смотреть с любой серии любого сезона.
Вертикаль – сюжет, умещающийся в одну серию.
Горизонт – сюжет, красной нитью проходящий через несколько серий или весь сериал.
Арка – сюжетная линия, за которой можно следить несколько серий или даже сезонов подряд.
Ситком – ситуационная комедия – сериал с постоянными основными персонажами и местом действия. Фишка – закадровый смех. Мода на него пришла с Запада, где ситкомы часто снимают перед живой аудиторией. У нас быстро поняли, что такие съёмки экономически нерентабельны.
Бритком – британские сериалы обычно короче (шесть эпизодов), а пишет их всего пара сценаристов против десятка в американских сериалах.
Шоураннер – движущая креативная сила сериала. Участвует в написании сценария и подборе актёров. Как правило, это человек, который и придумал проект.
Спин-офф – ответвление какого-либо другого популярного тайтла. Обычно строится вокруг одного из второстепенных героев сериала-первоосновы.
Клиффхэнгер – момент, когда серия обрывается на самом интересном месте.
17 сериальных мгновений
Автор текста решил проследить самые яркие, по его мнению, вехи развития сериалов в СССР и России. Ниже – абсолютно субъективный рейтинг того, без чего нашу сериальную жизнь невозможно, так сказать, представить, ещё труднее – понять.
С Запада на Восток
Если раньше единственным заказчиком сериалов в России были телеканалы, то теперь от «многосерийного» пирога солидный кусок откусили платформы. Изначально стриминги расширяли библиотеку контента, скупая западные фильмы, сериалы и анимацию. Чем более конкурентным становился рынок, тем острее было понимание, что нужно мотивировать зрителей платить за уникальный контент. Так у онлайн-кинотеатров появились оригинальные проекты. Ключевое отличие контента платформ от ТВ – большая свобода в выборе тем. Очевидно, боссы крупных платформ считают, что в интернете толерантная, молодая и продвинутая аудитория, которую не травмирует более откровенный контент, чем принято показывать в телеэфире.
Деньги на съёмку ориджиналов стали давать технокомпании вроде «Сбера» и «Яндекса», которые со временем скупили платформы и «замкнули» их в собственные экосистемы.
После ухода западных компаний с российского рынка производство оригинальных проектов выросло. По словам Ксении Болецкой, директора по взаимодействию с индустрией «Яндекса», российские продюсеры стали выпускать больше масштабных картин и более амбициозных по замыслу сериалов. К 2023 году онлайн-кинотеатры нарастили объём производства контента, выпустив порядка ста шестидесяти проектов. Ощутимо выросли просмотры российского контента – аудитория тридцати фильмов и сериалов в течение года достигла одного миллиона зрителей. По данным издания Sostav, игроки рынка тратят миллиарды рублей на продвижение своих оригинальных проектов, что может быть больше аналогичных трат телеканалов.
Как определили фонд «Центр стратегических разработок» и АНО «Диалог», в России каждый пятый пользователь платных подписок тратит деньги на сервисы, которыми не пользуется. Кстати, а вы задумывались, сколько тратите на подписки в онлайн-кинотеатрах? Загляните в специальный калькулятор, считайте и отписывайтесь от лишнего.
Источник: kinopoisk.ru
И слово было...
Пожалуй, главным ориджинал-хитом 2023 года можно считать сериал «Слово пацана». История о подростковых преступных группировках Казани времён перестройки вышла эксклюзивно на платформе START.
По данным рейтинга «Кинопоиск ПРО», сериал «Слово пацана» несколько недель подряд занимал верхнюю строчку рейтинга, набрав 4119 баллов. Для сравнения: великая и ужасная «Игра в кальмара» заработала только 1500 баллов. Актёрам «Слова пацана» сериал принёс первые двенадцать строчек в топ-100 рейтинга популярных персон «Кинопоиска». Сериал получил почти сто тысяч упоминаний в СМИ. Особенно упоминания поползли вверх после слива финальной серии на пиратских сайтах. Создатели «Слова пацана» не растерялись и оперативно пересняли финал. По словам телекритика Арины Бородиной, это первый случай для российского сериала, когда сделаны два варианта заключительных серий.
Кстати, казанская романтика привлекла внимание зрителей не только в России, но и за рубежом. Сюжет о приключениях чушпанов и пацанов вышел на общественном телевидении Швеции – SVT – одной из крупнейших телекомпаний в стране. В апреле 2024-го сериал появился в эфире НТВ.
Не нужны мне твои камбэки
Пока стриминги через край льют новый контент, телесериальный бал в России, кажется, правит ностальгия. В 2023 году телеканал СТС перезапустил «Папиных дочек» после десятилетнего отсутствия в эфире. Следом канал объявил о возвращении ещё одной легенды – сериала «Не родись красивой». Адаптация колумбийской теленовеллы Yo soy Betty, la fea рвала рейтинги в 2005 году, но получится ли повторить успех?
ТНТ возвращает «Счастливы вместе» и «Универ», а СТС готовит спин-офф «Ворониных». Камбэк сериалов из нулевых кажется шагом назад после вроде бы утвердившейся традиции создателей контента развивать оригинальные форматы для стриминговых сервисов.
Зрители часто критикуют ремейки за нелогичность сюжета, слабую актёрскую игру и неудачные арки новых персонажей. Возвращение сериалов вроде «Счастливы вместе» легко объяснить эффектом узнавания, который помогает создателям сериалов не рисковать, а предлагать зрителю знакомый продукт в обновлённой обёртке. Своеобразным «пережёвыванием» телеканалы спасаются от конкуренции со стримингами и соцсетями, где особенно популярен юмористический контент. Общемировую моду на ностальгию в России «поддержали» ушедшие западные компании, прихватив с собой лицензии на свои проекты.
Драматическая «дораматизация»
Весь 2023 год спрос на корейские сериалы у россиян обгонял даже турецкий контент. В онлайн-кинотеатре Wink сейчас представлено более трёхсот фильмов корейского производства, восемьдесят из них компания приобрела в 2023 году. При этом количество турецких произведений за год выросло примерно на 15 %, а корейских – на 35 %. Онлайн-стриминг KION регулярно пополняет библиотеку азиатскими фильмами. В онлайн-кинотеатре Premier представлено более ста пятидесяти картин из Кореи.
Сериалы на азиатском телевидении называются дорамами (японское произношение слова drama). Они бывают разных жанров – от комедий до детективов. Длительность стандартного сезона – три месяца. В дорамах часто поют, почти не занимаются сексом и обходятся без жестокости. Цепляют, видимо, своей яркостью и национальным колоритом.
Не менее популярны у российского зрителя китайские дорамы и сериалы, сделанные в Израиле. Сюжеты в основном рассказывают о собственных политических и исторических традициях. Малобюджетность израильских картин с лихвой компенсируется напряжённым сюжетом и отменной актёрской игрой.
Ещё одну – и спать
В 2015 году британский словарь английского языка Collins English Dictionary назвал глагол to binge-watch словом года. Означает оно «запойный просмотр». Сериалозависимость работает на тех же дофаминовых механизмах, «благодаря» которым возникают прочие зависимости. Так что ограничивайте время, отведённое на просмотр, и не погружайтесь в очередной сезон с головой.
Изображение сгенерировано нейросетью recraft.ai
Британское исследование показало, что на выбор сериала в течение жизни взрослый человек тратит пятьдесят пять дней. При этом каждый второй сериаломан настолько устаёт от поисков, что в итоге не смотрит вообще ничего. Но есть и обратная ситуация: контента вокруг настолько много, что в нём легко «утонуть».
Если вы боитесь окончательно потеряться в многообразии сериалов, посчитайте, сколько времени вы потратите на просмотр нового сезона. Для подсчёта есть специальный сервис. Например, если вы решите разом посмотреть все серии «Друзей», то исчезнете из реальной жизни на двое суток, а на просмотр всего «Доктора Хауса» уйдёт три дня.
Сериалы ближе, чем нам кажется
Сериалы идут в регионы. Такая вот неожиданная тенденция последних лет. В 2010 году вышел сразу ставший культовым сериал «Реальные пацаны». Псевдодокументалка о жизни пермского гопника действительно снималась в Перми (причём пилот сняли на любительскую камеру) с местными актёрами. Кино положительно отразилось на образе города. «Реальные пацаны» даже стали культурным достоянием Пермского края.
Сериальный федерализм опровергает висевший в воздухе тезис, что смотрят только «московские» сериалы. Кажется, зрители всё больше хотят уйти от пластиковых декораций столицы с её огромными безжизненными пентхаусами и крутыми иномарками. Учитывая тренд, неудивительно, что сериал «Лада Голд» – роуд-муви о похождениях внука криминального авторитета и внука героя-милиционера – частично снято на родине «Лады», в Тольятти.
Алексей Алексеев, сценарист:
– За последние годы вижу, что тренд на авторские сериалы сменился трендом на сериалы продюсерские: если раньше авторы сами искали, кому продать свой проект, то сейчас продюсеры рождают потенциально продаваемую идею и ищут под её реализацию авторов.
Стало меньше сериалов, сделанных «на коленке», качество выросло, и тому есть несколько причин: во-первых, естественное умирание части аудитории, которая потребляла не самый качественный контент, во-вторых, нынешние хорошие сериалы в основном выходят на платформах, а это совсем другие бюджеты. Ещё тренд: сериалы сегодня практически заменили книги, для меня так точно. Часто вечером хочется просто расслабиться, и множество новых интересных сериалов в этом помогает. Что будет с российским рынком сериалов дальше, сказать сложно. Знаю, что сейчас многие не последние деятели индустрии заняли выжидательную позицию и пока не шевелятся, всё очень непредсказуемо.
Татьяна Голюнова, драматург, сценарист, выпускница Тольяттинского госуниверситета 2006 года:
– Как сценарист, убеждена, что всегда популярными будут отлично написанные истории. Когда есть крутые герои с внутренней трагедией, когда есть сюжет с неожиданными поворотами, когда есть классный саундтрек, который хочется переслушивать снова и снова.
Для меня эталоном остаётся сериал Breaking Bad («Во все тяжкие»). Там и драма, и сильные герои, и классные твисты. То самое чувство, когда ты смотришь последний сезон до пяти утра и не можешь выдохнуть потом дня три, вот это для меня идеальное ощущение от крутого сериала. Ещё могу выделить сериалы «Настоящий детектив», «Чёрное зеркало», «Почему женщины убивают». Да, в списке сплошь зарубежные хиты, они мне кажутся более качественными, хотя я всячески верю в отечественный кинематограф, люблю его и на него работаю.
Денис Колесников, основатель и «голос» проекта «Кураж-Бамбей»:
– Нет единого рецепта успешного сериала, очень тяжело просчитать, как долго он продержится в эфире. В случае иностранного сериала многое зависит от переводчика, он должен быть хорошо подготовленным. Комедия для переводчика – самый сложный жанр, потому что ему нужно разбираться в культурных особенностях страны оригинального языка, чтобы адекватно перевести шутку, нужно быть начитанным, эрудированным, следить за мировой повесткой. Если у тебя всё это есть, то ты сможешь донести смысл шутки, даже если в оригинале она совсем нам культурно не близка, и она будет смешной для нашего зрителя.
Русским сериалам, на мой взгляд, не хватает только бюджетов, чтобы подняться до мирового уровня. Бюджет решает всё. Но, кстати, в последнее время я вижу хорошую тенденцию, которая говорит о том, что качество российских сериалов растёт, продюсеры смотрят в сторону отечественных сериалов и, кажется, понимают, что стоит закладывать большие бюджеты, чтобы получать лучший результат. Деньги нужны на очень многие вещи: на хороших актёров, режиссёров, особенно сценаристов – с ними вообще беда, и здорово, что они всё-таки появляются, новые и интересные.
Источник: kinopoisk.ru
To be continued
В XXI веке архетипические сюжеты и драматургические законы, по которым раньше писали книги, окончательно переехали на экран. Свежий пример – сериал «Цикады», по которому написали книгу. Технологическое развитие позволяет воплотить в жизнь самые масштабные бумажные эпопеи. Однако прочить закат толстых бумажных романов и ждать, что не будет ни книг, ни газет, а сплошные сериалы, кажется, преждевременно. По сути, схемы потребления книг и сериалов схожи: кто-то «инвестирует» пару свободных часов после работы на парочку серий любимой франшизы, а кто-то за это же время «проглатывает» две главы нового романа.
Противопоставлять сериалы книгам стало общим местом, тем интереснее выглядят попытки российских книгоиздателей выпускать аудиосериалы. Если аудиокнига – это чтение оригинального текста автора одним-тремя актёрами, то аудиосериал – это смонтированный аудиопродукт, выпускаемый серийно, со своими подложками и звуковым сопровождением, с полной переработкой книги и адаптированным аудиосценарием. По такой технологии в 2024 году вышел новый роман Алексея Сальникова «Когната».
Современность мыслит сериалами так же, как викторианская эпоха думала многотомными романами. Сериалы сегодня – уже не просто развлечение, а зеркало, отражающее разнообразие человеческого опыта. Хочется верить, что сериалы не станут способом уйти от реальности, но, быть может, помогут нам выйти из зазеркалья.