Культурный код. Советские мультфильмы, которых в детстве не понять

В детские годы мультфильмы кажутся добрыми цветными историями. Они учат дружбе, честности, состраданию и другим качествам, помогающим формировать психику ребёнка. Но возвращение к мультгероям в осознанном возрасте нередко открывает новые смыслы, на которые не обращаешь внимания в детстве (хотя бы из-за недостатка жизненного опыта). Даже самые любимые истории могут показаться непривычно страшными, грустными или удивительно глубокими. А ведь есть и мультфильмы, все аллюзии в которых только взрослые и смогут понять. О некоторых из них – в материале корреспондента «Есть talk!» Николая Ерещенко.

Кадр из мультфильма «Жил-был пёс». Источник: kinopoisk.ru

Онегинская хандра в детской комедии

«Жил-был пёс» (1982, «Союзмультфильм», режиссёр Эдуард Назаров, 0+)

Один из самых известных советских мультфильмов 1980-х «Жил-был пёс» начинается с рассказа о главном герое – псе. Собака состарилась и бесполезна в хозяйстве. Когда дом обкрадывают, а пёс даже не замечает этого, хозяева выгоняют главного героя. Тогда он понимает, что всё потерял. В этот момент раскрываются сразу несколько совсем не очевидных для ребёнка тем: брошенные старики, безысходность из-за полной зависимости от хозяев, самостоятельный уход из жизни в одиночестве и тоске по дому. И сцена встречи с волком, когда пёс закидывает на дерево верёвку, уже не кажется такой комичной, как в детстве...

«Жил-был пёс» не заканчивается в лесу, а предлагает истории развиваться дальше. Волк без какого-либо умысла помогает разыграть сценку, как он утаскивает ребёнка бывших хозяев пса, а последний нарочно прогоняет «врага» в лес и возвращает малыша. Пса возвращают в дом, и холодным зимним вечером он помогает волку пробраться на свадьбу, чтобы до отвала наесться со стола.

Мультфильм заканчивается на весёлой ноте. Герои прощаются, но волк произносит ставшую крылатой фразу: «Ты заходи, если что!» Однако в действительности остаётся вопрос, зачем волк помог псу? А скорее – зачем они помогли друг другу? Мультфильм не даёт ответа, но окружающая героев атмосфера намекает на скуку, тоску. Волку нечего делать в лесу, он натыкается на пса и помогает ему только потому, что самому нечем заняться. Пёс и сам чувствует дома, что ему неинтересно просто лежать в будке, поэтому зовёт волка в гости. И не только потому, что хочет отплатить за добро, но и потому, что сам не прочь развеяться. Так буквально детская сказка пропитана «онегинской хандрой».

Мультфильм выдерживает баланс между тем, чтобы оставаться интересным взрослому, и тем, чтобы развлекать ребёнка. Кроме тяжёлых тем, он содержит в себе и юмор. Подобное сочетать непросто, и можно предположить, что передать все тонкости мультфильма при первом просмотре режиссёр и не рассчитывал. Скорее, «Жил-был пёс...» построен по принципу пазла, чтобы зритель мог открывать для себя новые детали при каждом просмотре. Именно потому мультфильм стоит внимания.

Кадр из мультфильма «Его жена курица». Источник: kinopoisk.ru

Философская драма семейного быта

«Его жена курица» (1990, «Пилот», режиссёр Игорь Ковалёв, 0+)

Мрачная история «Его жена курица» рассказывает о семье мужчины и женщины-курицы, у которых дома живёт существо, похожее на гусеницу с человеческим лицом. У мужчины полностью синяя кожа, он одет в чёрно-белые рубашку и брюки. Пока жена занята бытом, муж только сидит и читает газету, а гусеница почти всё время спит на его кресле. Однажды в дом приходит незнакомец и рассказывает мужчине, что его жена курица. Лично в этом убедившись, муж выгоняет жену. Немного пожив самостоятельно, мужчина понимает, что не справляется с бытом, и просит жену вернуться. Та возвращается и в свою очередь видит, что у мужчины куриные лапки вместо ног. Она разворачивается и уходит навсегда.

Анимация от начала до конца наполнена символами, поэтому вариантов трактовки сюжета может быть много. В основе мультфильма – метафора семейной жизни, но толкование деталей раскрывает её по-разному. Синяя кожа у мужчины может означать его метафорическую смерть как личности, мужа или взрослого человека либо сильную приверженность к алкоголю («синий» в значении пьяный, не просыхающий). Его одежда похожа на тюремную или больничную робу, что намекает на его несвободу или болезнь. Гусеница, соответственно, является символом плода отношений или зависимости – исходя из трактовки фигуры мужа. Незнакомец же может выступать и как альтер-эго мужчины (например, в состоянии галлюцинаций при пьянстве), и как сторонний недоброжелатель, и как символ трудности в отношениях, которую пара не перенесла.

Если не вдаваться в детали, мультфильм трактуется как история отношений, не переживших тягот семейного быта. Когда муж выгоняет жену, он обесценивает её вклад в семейную жизнь, а после, как выясняется, и сам оказывается ничуть не лучше. Это открывает жене глаза, отношениям приходит конец.

Хотя подача сюжета очень динамичная, а ребёнку может быть интересно следить за действиями необычных с виду персонажей, рисовка, музыкальное сопровождение и содержательные особенности истории всё же делают мультфильм тяжёлым для восприятия детьми. Но взрослым явно будет о чём задуматься во время просмотра.

Кадр из мультфильма «В синем море, в белой пене...». Источник: kinopoisk.ru

Жуть и красота в морской пучине

«В синем море, в белой пене...» (1984, «Арменфильм», режиссёр Роберт Саакянц, 0+)

История рассказывает о мальчике, случайно освободившем морского царя, который забирает героя на дно и хочет сделать своим учеником. Мальчику предлагают несметные богатства в обмен на жизнь в море и постоянное потопление заходящих в его воды кораблей. Мальчик соглашается, обманом ловит морского царя и запечатывает обратно в кувшин. Итог: мальчик вновь оказывается в лодке с дедушкой и выбрасывает кувшин в море, где тот навсегда оседает на дне.

В первую очередь при просмотре в глаза бросается полная символов яркая анимация. Подводный мир выглядит устрашающим: рыбы едят друг друга, у подданных морского царя неестественные тела с жуткими лицами, раскрытые сундуки с золотом стоят на фоне разрушенных кораблей и подводных пустошей. Дочь морского царя напоминает русалку с рыбьей головой и чрезмерно большими губами – будто намёк на прячущееся за красотой зло. Рыбы буквально проворачивают корабли через мясорубку, получая золотые сундуки и ящики, похожие на гробы. Сюжет можно трактовать как историю об обманчивой выгоде, которую морской царь (мошенник) пытается навязать мальчику.

Яркий видеоряд дополняется музыкой, усиливающей впечатление от картинки: «Оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королём!» Во многом благодаря динамичной анимации и музыке, разбавляющим сложные смыслы, «В синем море, в белой пене...» может понравиться ребёнку. Но полностью мультфильм раскроется, конечно, только взрослому зрителю.

Просмотров: 2161
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей