Сегодня танцуют все. Судите сами – танцевальные шоу на телевидении давно среди самых рейтинговых программ. Танцевать сейчас могут все вне зависимости от возраста или физической формы. Только в Тольятти дэнс-студий и фитнес-клубов, где можно найти занятия по хореографии, около 150. Студентка факультета филологии и журналистики Самарского университета Елена Резник танцует с трёх лет, уже несколько лет сама преподаёт хореографию и сегодня представляет свой топ-5 лучших фильмов про танцы.
«Чёрный лебедь»
Год производства: 2010
Страна: США
Жанр: триллер, драма
Для меня в рейтинге лучших фильмов о хореографии лидирующее место совершенно оправданно занимает «Чёрный лебедь». Фильм достаточно сложный – он для тех, кто не боится думать.
Главная героиня – молодая танцовщица Нина, которой представилась возможность занять место примы балетной труппы. Но главными конкурентами на пути к успеху окажутся не завистливые коллеги, а сама Нина. Справится ли девушка со своим альтер эго? Сможет ли совместить в себе добро и зло?
Зритель наблюдает за взрослением, раскрытием сексуальности и становлением личности 28-летней девушки. В фильме размыты грани между фантазией и реальностью. Мы видим не только два образа балерины, но и всю боль, непонимание жизни и страдания, которые преследуют девушку. Фильм поднимает множество вопросов о человеческом пути, а открытый финал даёт возможность самостоятельно на них ответить. Помимо напряжённого сюжета, зрители могут насладиться хореографией знаменитого «Лебединого озера».
«Большой»
Год производства: 2016
Страна: Россия
Жанр: драма
Самое настоящее закулисье культового театра мы можем наблюдать в российском фильме «Большой». Как ни крути, классический балет диктует невероятно жёсткие правила. Вот портрет идеальной балерины: высокая, стройная, длинноногая, с длинными руками, с красивой шеей, способная забросить ногу на 180 градусов без всякого напряжения, с высоким подъёмом и мягкими выворотными ногами. Вес взрослой балерины не должен превышать 50 килограммов. Во время обучения правила в балетном училище гораздо строже: идеальный вес высчитывается по формуле «рост минус 122», и всех, кто выходит за эти рамки, исключают.
Главная героиня Юля Ольшанская – одарённая балерина и трудный подросток. Благодаря таланту и удаче она смогла пробиться на сцену Большого театра. На протяжении фильма девочка взрослеет, проходит через трудности и душевные терзания.
Важно, что балетная драма «Большой» даёт зрителю посыл искать и в себе то самое «ради чего»: ради чего мы живём, ради чего танцуем, что заставляет сиять наши глаза и достигать поставленных целей.
«Чикаго»
Год производства: 2002
Страна: США, Германия, Канада, Великобритания
Жанр: мюзикл, комедия, криминал
Фильм «Чикаго» идеально подходит любителям мюзиклов и джаза. Убийства, интриги, ложь, любовь, дружба (и так по кругу); но, несмотря на это, фильм отлично подходит для поднятия настроения.
Главная героиня этой истории – Рокси Харт – мечтает о популярности, хочет сравняться с самой Велмой Келли, примадонной водевиля. Вскоре девушки оказываются в схожем положении, когда жизнь приводит их обеих на скамью подсудимых. Стоит отметить, что актёры в данном фильме самостоятельно поют и танцуют без дублёров. А вот потрясающие танцевальные номера ставил сам Роберт Луис Фосс, американский танцор, хореограф, актёр и кинорежиссёр.
«Пина: танец страсти»
Год производства: 2011
Страна: Германия, Франция, Великобритания, США
Жанр: документальный, мюзикл
Единственная в этом списке документалка – «Пина: танец страсти». Мюзикл вышел на экраны в 2011 году и до сих пор является одним из самых глубоких фильмов о профессии хореографа.
Когда меня спрашивают, как надо танцевать, я всегда привожу в пример Пину Бауш, немецкую танцовщицу и хореографа, которая была художественным руководителем театра современного танца в Германии.
В фильме «Пина: танец страсти» отчётливо показана её позиция. Все танцоры-актёры коллектива Бауш имеют отличную классическую базу, они исполняют свои партии исключительно в порыве страсти. Пина умела не просто поставить движения, но и пробудить у каждого в её труппе стремление исполнить поставленный танец, выражая всю глубину своей души. Более того, иногда они отходили от рисунка танца и импровизировали.
Отсутствие в фильме диалогов не влияет на понимание смысла и глубины чувств, ведь наши тела и движения порой говорят намного больше, чем слова. Жесты, мимика, взгляд – вот что передаёт наше истинное отношение.
«После тебя»
Год производства: 2016
Страна: Россия
Жанр: драма
«Не смиряйтесь, до самого края не смиряйтесь. Характер – это и есть судьба». Эти слова великой Майи Плисецкой были выбраны в качестве эпиграфа к фильму «После тебя».
Главным героем танцевальной драмы является Алексей Темников в исполнении Сергея Безрукова. Перед ним поставлен непростой вопрос: «Что останется в этом мире после меня?». Герой получил профессиональную травму, ему запретили танцевать, а значит – запретили жить. Но он решает вопреки всему поставить спектакль, который войдёт в историю и останется после его смерти. Фильм показывает, как искусство требует полной самоотдачи.
Образ Темникова, созданный Сергеем Безруковым, пожалуй, один из самых неожиданных в его актёрской карьере: талантливый танцовщик с непростым и циничным характером, не подпускающий к себе ни души, холодный и равнодушный к окружающему миру. Музыкальное оформление картины – не просто сопровождение визуального ряда, а отдельная драматургическая линия. В фильме звучат произведения Баха, Прокофьева, Стравинского, Щедрина, Шостаковича, Гласса, Вареза, Дебюсси, Берлиоза в исполнении выдающихся мастеров – от оркестра Валерия Гергиева до Марии Каллас. Что интересно, лишь незначительная часть танцевальных партий в фильме исполнена дублёром, всё остальное выполняет сам Сергей Безруков.
Фильм «После тебя» помогает пересмотреть своё отношение к жизни, расставить приоритеты и понять, что нам действительно дорого.