О балах, этикете и общении через танец. Что такое историческая реконструкция и кто занимается ей в Тольятти

Балы уже сто лет как канули в Лету. Но значит ли это, что сегодня их можно увидеть лишь в кино? Ничего подобного. Есть люди, которые утверждают: бальные танцы вполне современны. К тому же на балу сегодня может оказаться каждый – было бы желание. В рамках проекта «Живая история» корреспондент Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» Екатерина Кандрашкина рассказывает, как в Тольятти ведётся подготовка к балам-реконструкциям, кто и зачем этим занимается и что нужно сделать, чтобы прикоснуться к истории.

«Мне надо было родиться в XIX веке»

Один из последних общественных городских балов в Тольятти состоялся в марте этого года во Дворце культуры «Тольяттиазот». Организовала его студия исторического танца «Филира». Участниками бала стали 100 человек. Он получился столь многолюдным, потому что на него приглашались не только подготовленные танцоры – прийти мог любой желающий. Необходимо было соблюсти лишь одно условие – парадный дресс-код. На протяжении трёх часов участники бала под руководством организаторов изучали простые танцы, знакомились, играли в настольные игры XIX века и наблюдали за выступлениями профессиональных танцоров, которые показывали куда более сложные танцы, к примеру, богемскую и цыганскую польку, всевозможные кадрили.

Богемская полька – быстрый энергичный парный танец, возникший в Богемской культуре (синтез немецкой, чешской и еврейской культур). Её танцуют на специальном шаге – полькинаде, который состоит из приставного шага и прыжков.

– Мне надо было родиться в XIX веке, считает Марина Кольцова, впервые побывавшая на балу. – Это потрясающе! Дамы в пышных платьях, учтивые кавалеры, ярко сверкают огни люстр, повсюду зеркала, красивая музыка и танцы... И ты – участник всей этой сказки!

Тольяттинка Елена Лушникова, постоянная участница балов-реконструкций, призналась:

– Получила массу ярких, бесподобных ощущений, чувство радости и нереальности присутствия в другом времени. Это замечательная традиция – организовывать городские балы с приглашением неподготовленных участников.

На подготовку к балу у организаторов уходят месяцы упорного труда.

– Многие не знают, что это за мероприятие. Чтобы привлечь большое число участников, нужно проводить объёмную информационную работу, – рассказывает один из организаторов бала, участница студии «Филира» Анастасия Кольцова. – Если горожане слышат о музыкальном вечере, они примерно понимают, что это такое. А вот что будет происходить на «историческом вечере», они не знают. Моей задачей было как раз показать, что исторический бал – это интересно и совсем несложно. На открытом балу мы показываем простые танцы, чтобы принять участие могли все желающие.

«Исторические танцы воспитывают культуру»

В 2004 году в Тольятти был создан историко-ролевой клуб «Княжичи». Изначально его участники занимались изучением воинских традиций и культуры средневековой Руси и Европы, знакомились с историческим и народным танцем, бальным этикетом и историей костюма. Со временем в клубе «Княжичи» было выделено два основных направления – фехтование и исторические танцы. Со временем танцоры приняли решение отделиться и стать отдельной студией. Так в 2014 году появилась «Филира».

– Мы перебирали множество названий красивых бальных танцев и всевозможных предметов, связанных с балами, и поняли, что все варианты уже заняты. И тогда решили пойти по сложному пути. В XIX веке было очень популярно увлечение античностью. Тогда я просто открыла «Википедию» и посмотрела все имена нимф. Выбрала Филиру. Это океанида, морская нимфа, которая не имеет никакого отношения к искусству. Но имя её звучит красиво и мелодично. Грехов за ней тоже замечено не было, – рассказывает Екатерина Шурина, бессменный руководитель танцевальной студии.

Примечательно, что изначально Екатерина не планировала заниматься танцами. Её интересовало лишь фехтование. В клубе «Княжичи» она состояла с первых дней его существования.

– Я любила фехтование, а вот танцами никогда не занималась. Считала, что танцы совсем не моё. Но как-то раз всё же решила заглянуть на один мастер-класс. Была уверена, что для них необходима хорошая растяжка, чуть ли не на шпагат нужно будет садиться, но всё оказалось не так страшно. Мы тогда танцевали простенький танец бранль. Два шага вправо, два влево, поулыбались друг другу – вот и весь танец. И я как-то втянулась. Поняла, что всё не так страшно, что бальные танцы – это, в первую очередь, единение и общение.

Разделение студии стало большим испытанием для танцоров. Часть участников решила заниматься лишь фехтованием, часть ушла из студии по личным причинам. Заниматься танцами более профессионально начали лишь пять девушек. Поскольку исторические танцы – парные, девушки не могли устроить бал или организовать выступление на мероприятии. Не было у танцоров и подходящих костюмов.

Но студия выстояла. Постепенно и дам, и кавалеров стало больше. Участники начали посещать мастер-классы в других городах, научились самостоятельно шить костюмы и организовывать исторические балы.

Сейчас на занятия ходят более 30 человек в возрасте от 16 до 45 лет. Треть – мужчины. «Филира» устраивает собственные балы и выступает на различных городских мероприятиях.

– Есть стереотип, что танцы – в основном женское занятие. Парные танцы это опровергают, – рассказывает участник студии Антон Белоусов, студент четвёртого курса Тольяттинского государственного университета (ТГУ). – Я считаю, что мужчине заниматься танцами так же важно, как и женщине. Любые танцы развивают координацию, выносливость, чувство ритма, воспитывают культуру поведения. А парные танцы учат ещё и взаимодействовать с партнёром. Мужчину учат вести в танце, а позже и в жизни. То есть превращают мужчину в настоящего джентльмена.

Занятия проходят дважды в неделю: участники отрабатывают технику исполнения, изучают новые танцы, а также говорят о правильном поведении на балу и этикете, который в XIX веке отличался от этикета XXI века. Хотя основные принципы те же: уважение к окружающим, вежливость, деликатность.

– Ограничения у нас минимальны, – говорит Екатерина Шурина. – На балу нельзя пользоваться сотовыми телефонами, фотоаппаратами и другой техникой. Фотоаппарат есть только у фотографа. По возможности мы стараемся даже вести балы без микрофона.

На бал следует приходить в костюме, соответствующем эпохе. Конечно, приобрести настоящее бальное платье в магазине вряд ли получится, поэтому подобные наряды шьют на заказ или самостоятельно, осваивая швейное дело.

– Для кавалеров подходящий наряд – это фрак, смокинг или костюм (в зависимости от десятилетия), белая рубашка и обязательно – перчатки, – рассказывает руководитель студии. – В то время без них на публике не появлялись. Мода на костюмы для мужчин менялась редко, в отличие от нарядов дам. Мода на дамские платья менялась быстро, а потому и шились они (а потом и перешивались) в большом количестве. В то время девушки обязательно должны были носить корсет – широкий пояс, который позволял утягивать талию до «осиных» форм. Появиться на публике без корсета считалось верхом неприличия. Поверх надевали лиф. На нижнее белье и корсет прикреплялся кринолин (широкая юбка-колокол из тонких обручей). А уже на него надевались юбки. Образ завершали высокие причёски и всевозможные украшения.

Танцы = эстетика плюс математика

Сегодня «Филира» занимается воссозданием исторических танцев и балов, а её участники называют себя историческими реконструкторами.

– Исторические танцы мне безумно интересны, это хороший урок истории. Это грация, красота, эстетика и общение, которое отличается от норм общения XXI века. Это не просто танцы, а ещё и развитие в разных сферах жизни, – говорит Анастасия Кольцова.

Екатерина Шурина отмечает, что бальные танцы в большинстве своём схематичны. В некоторых танцах необходимо просчитать свой путь из одной позиции до другой. Например, популярный в XVIII и XIX веках бальный танец кадриль своё название получил из-за квадратного построения пар. Каждые две либо четыре пары образуют каре (пары встают друг напротив друга, чтобы получился квадрат) и танцуют в его пределах.

– Танцы – это аналог жизни, – говорит руководитель «Филиры». – Если человек надёжен в танцах, он будет надёжен и в жизни. Танцы для меня – это очень интересный мир, который не ограничивается костюмами и залами. Сейчас много социальных сетей, а потому людям гораздо проще написать, чем сказать что-то. Молодым часто сложно подойти познакомиться. Люди отвыкли друг друга слушать. Танцы помогают развить навык общения. Они учат нас понимать своего партнёра.

Исторические танцы – лишь один из способов узнать что-то новое о культуре прошлых лет. И способ весьма интересный.

– Всё в мире циклично, всё повторяется из раза в раз. Танцы – не исключение, – считает студентка 4-го курса института машиностроения ТГУ Анастасия Гнусина. – Пушкин в XIX веке приходил на балы, чтобы потанцевать, пообщаться да получить новые ощущения. И сейчас люди на балу делают то же самое.

Посетить танцевальное занятие может каждый желающий. Открытые балы проходят три-четыре раза в год. Узнать график занятий или дату ближайшего мероприятия можно в официальной группе студии «ВКонтакте».

Просмотров: 1040
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей