Один день с актёром. Максим Никлус, театр «Дилижанс»: «Нет такой роли, от которой бы я отказался»

«Вся жизнь – театр». Эти слова Шекспира прошли через века. Но есть люди, для которых этот афоризм вовсе не метафора, ведь они в буквальном смысле проводят большую часть жизни на сцене: изучают произведения, прорабатывают образы, играют... Речь, конечно же, об актёрах. Казалось бы, вполне понятно, из чего складывается работа служителя сцены: учить роль и демонстрировать игру перед зрителем. Но каково это – участвовать в многочасовой репетиции, а вечером показывать спектакль? Вживаться в роль, сопереживать своему герою, который, возможно, совсем тебе не близок? Редакция Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» решила найти ответы на эти вопросы – и запустила новую рубрику «Один день с актёром». Её герои – молодые актёры тольяттинских театров. Корреспондент «Есть talk!» Амина Дахунаева посетит спектакли и репетиции с их участием, чтобы рассказать о закулисье этой профессии. Первый гость рубрики – актёр театра юного зрителя «Дилижанс» Максим Никлус.

Максим Никлус, 22 года, актёр театра юного зрителя «Дилижанс»

В младших классах Максим вместе с другом увлечённо придумывали забавные сценки и снимали видео. Актёр отмечает, что именно эта детская забава помогла ему определиться с профессией. В восемь лет он принял самостоятельное решение учиться театральному мастерству в родном городе Амвросиевке (Украина, Донецкая область). «Мне нравилось быть на сцене, правда, смотреть спектакли особого желания не было», – делится актёр. Впервые в качестве зрителя Максим посетил театр только в 17 лет. В 2015 году он переехал в Тольятти и начал посещать театральную студию Молодёжного драматического театра (МДТ). Именно там он получил задание от преподавателя – посмотреть спектакль МДТ под названием «Цилиндр». По словам Максима, сначала было скучно, но к финалу возник невероятный интерес, потому что он смог увидеть постановку со стороны зрителя. С тех пор он частый гость театров.

Когда встал вопрос о выборе будущей профессии, у Максима сомнений не было, а вот у родителей они возникли. Они настояли, чтобы после окончания девятого класса сын выучился на бухгалтера. Получив среднее специальное образование по настоянию родителей, в 2018 году Максим поступил в Самарский государственный институт культуры на заочное отделение по направлению «Актёр театра и кино». «В университете не столько с нами занимаются, сколько нас проверяют. Мы показываем, что умеем, и нас корректируют, указывая на ошибки в работе, чтобы мы их исправляли. Мне нравится такая система, ведь актёрскому мастерству нельзя научить, им можно овладеть только самостоятельно», – полагает актёр.

Институт настаивал на трудоустройстве заочников. Выбирая театр, Максим остановился на тольяттинском «Дилижансе». Желание работать в этом театре у него появилось ещё в 2017 году, когда он в составе труппы МДТ принял участие в XIII фестивале «Премьера одной репетиции», организованном театром юного зрителя «Дилижанс». Тогда студия МДТ участвовала в фестивальной программе «Гости» со спектаклем «Сто пудов любви». «Мне хорошо запомнилась и очень понравилась атмосфера творчества в „Дилижансе“», – вспоминает актёр.

Первая попытка трудоустройства оказалась неудачной: художественный руководитель театра Виктор Мартынов посоветовал начинающему актёру «ещё подучиться». Но Максиму не хотелось терять время. Он побывал в нескольких театрах Самары, прошёл собеседования – где-то отказывали, где-то брали. В результате сработаться так и не получалось: актёр чувствовал себя не на своём месте. «Год скитаний подарил мне много размышлений о театре в целом и о том, что мне необходимо. Пришёл к выводу, что театры Самары меня не вдохновляют. Душой я по-прежнему стремился в „Дилижанс“», – вспоминает Максим.

Через год он вновь обратился в театр, в котором мечтал работать. И в этот раз удача ему улыбнулась – его пригласили на прослушивание. Стихотворение, басня, песня, танец – Максима ничто не пугало, он был готов. И в тот день он услышал долгожданное «Вы приняты!». «Я был невероятно рад! Вышел из театра с мегаэйфорическим ощущением и улыбкой на лице! И вот уже второй сезон я служу театру „Дилижанс“», – рассказывает актёр.

День в театре

День начался не по плану. Мы с Максимом договорились о том, что я буду присутствовать на репетиции и спектакле для взрослой аудитории «Ганди молчал по субботам». Утром я получила от него смс: «Прогона „Ганди“ не будет, у нас репетиция „Академии маленьких долгожителей“ до четырёх часов. В семь часов мы будем продолжать репетировать. А беседу проведём часов в восемь. Хорошо?». Я, конечно, согласилась. Изменение графика актёра меня даже порадовало, потому что удастся увидеть актёра в разных образах в течение одного дня, ведь второй спектакль – уже для детской аудитории.

За полчаса до начала спектакля я стояла в фойе театра «Дилижанс». Не снимая верхнюю одежду, присела на диван понаблюдать за зрителями. Они уже начали собираться. Появилась первая группа школьников, за ними – учительница, которая предупредила администратора, что подойдут ещё несколько учеников. Меня порадовало, что школьники посещают театр. Возможно, кто-то пришёл сюда не по своему желанию, но всё же...

Раздался очередной звонок. Быстро сдав одежду в гардероб, я поспешила в камерный зал.

Спектакль «Ганди молчал по субботам» оказался музыкальным. Мне впервые в театре захотелось пританцовывать, подпевать и отбивать ритм. Ловлю себя на том, что непроизвольно улыбаюсь. Да, задумка режиссёра сделать бит-драму очень необычна! Тут же нахожу единомышленников – рядом сидящий парень делится эмоциями со своим другом: «Прико-о-ольно!».

Первое восторженное впечатление по мере развития спектакля сменялось беспокойством. Я начала искренне сопереживать героям. На сцене – мама, папа, сестра, дедушка, собачка Карамелька и главный герой – подросток Саша. В первых сценах перед зрителем счастливая семья. Но одна лишь фраза меняет жизнь каждого героя. «Лучше я скажу это сейчас... Я ухожу», – произносит отец семейства, и с этого момента жизнь семьи превращается в страшный сон. Всё моё внимание сосредотачивается на Максиме – он в роли отца, который уходит из семьи.

Роль весьма спорная, хочется осудить персонажа, ведь после его ухода у каждого члена семьи жизнь начинает идти под откос: жена задумывается о поиске нового спутника, дочь отказывается от мечты – перестаёт заниматься танцами. А сын ищет утешение в общении с женщиной без определённого места жительства.

Тут вспоминаю, что я не просто зритель, и стараюсь немного отстраниться от действия на сцене, сосредоточившись на игре актёра, который сегодня для меня особенно важен. И понимаю: Максим отлично справляется с такой сложной и неоднозначной ролью. Его персонажа больше не хочется осуждать. Начинаю ему сочувствовать, потому что он любит свою семью, пытается ей помочь, поддержать детей. Герой сам становится заложником противоречивых чувств.

«Поступки моего героя – отца семьи – противоречат моей жизненной философии. И это здорово! Всегда пытаюсь понять и принять своего персонажа, ответить на вопросы, почему он так сделал и что он чувствует. В такие моменты возникает эмпатия, понимание того, что все мы люди и наши поступки не всегда определяют нас» (Максим Никлус)

Сначала показалось странным, что молодой актёр играет отца семейства, но по мере развития сюжета возрастные границы незаметно стёрлись – и я увидела на сцене взрослого мужчину, у которого много взрослых проблем.

«Формирование образа связано с изучением психологии поведения людей. И я говорю не о теории. Каждый актёр должен наблюдать за людьми, в итоге появляется запас типажей. У каждого уникальные движения, характер и повадки. Также мне важно „примерить“ личность моего героя – немного „пожить“, как этот персонаж» (Максим Никлус)

После окончания спектакля немного задерживаюсь в зрительном зале, осмысливая спектакль. Задаюсь вопросами, размышляю: что всё же заставило отца бросить семью? что он чувствовал в этот момент? И всё-таки как же важно уделять внимание детям, особенно в подростковом возрасте! Хорошо, что в зрительном зале сегодня были и взрослые, и довольно много школьников. Этот спектакль может оказаться важным для разных возрастов. Наконец понимаю, что в зале рядом со мной больше никого нет. Спешу выйти, чтобы успеть на репетицию. Сейчас мне нужно на главную сцену, где состоится репетиция детского спектакля.

 

Перевоплощение продолжается

Сцена украшена декорациями для детского спектакля. А Максим уже успел «превратиться» в мультяшного персонажа.

«Настроиться на роль позволяет музыка определённого спектакля, она помогает войти в нужное русло. Ещё можно перечитать пьесу и всё вспомнить» (Максим Никлус)

Жан – так зовут персонажа Максима – ученик сказочной школы. Вместе со своей подругой Дили они проходят жизненно важные уроки безопасности. Я наблюдала за репетицией премьерного спектакля «Апчхи!» – второй частью цикла «Академия маленьких долгожителей». Если в спектакле, который я только что посмотрела, Максим был солидным взрослым мужчиной, то здесь его персонаж откликается на забавное прозвище «Жан-баклажан».

«Нет такой роли, от которой бы я отказался, потому что интересно „покопаться“ в любом персонаже. Некоторые роли бьют по психике, бывает, что после работы ведёшь себя, как твой герой – у тебя его мимика, жесты, походка. Ещё может быть „отходняк“ после спектакля – хочется молчать, потому что сложно выражать мысли вслух. В голове то пустота, то безграничный поток мыслей» (Максим Никлус)

В этой постановке весёлая парочка Дили и Жан знакомится с болеющим Чихуном и решает помочь ему выздороветь. «Мой папа говорит: „Клин клином вышибают!“» – сказал больному Жан. И герои спектакля занялись самолечением: закалялись, стояли на сквозняке, ходили по холодному полу. Чихуну стало хуже, а здоровые ученики едва не заболели. На помощь им пришла доктор Таблеткина, которая рассказала ребятам о важных правилах здорового образа жизни и о том, что, заболев, лучше обратиться к врачу.

Разыграв все сцены спектакля, актёры сели послушать мнение художественного руководителя Виктора Мартынова. Он внёс некоторые правки, отметив игру каждого актёра. Максиму посоветовал повторить танцевальные движения и слова. В итоге Виктор Валентинович заключил, что актёры хорошо справились со своей работой перед премьерой спектакля.

После репетиции, отправилась на заранее запланированное интервью. Мне очень хотелось задать вопросы актёру, но, увидев Максима уставшим, спросила:

– Вы, наверное, устали. Может, перенести беседу на завтра?

– А вы устали? – спросил Максим.

– Нет, – ответила я.

– Тогда я найду силы для беседы.

От первого лица

Первый вопрос, который я задала, касался студенчества – общая тема, понятная и мне, и ему.

– Вы обучаетесь актёрскому мастерству на практике. А как дела с теорией?

– Изучаю самостоятельно. Например, театральную систему Станиславского я изучал несколько месяцев. Это не потому, что я долго читаю (смеётся), просто старался понять каждую строчку и конспектировать материал.

– Есть ли у вас любимый персонаж, которого уже сыграли?

– Я люблю всех героев, но могу всё же выделить роль дровосека из спектакля «Путешествие в Изумрудный город» театра «Дилижанс». Эта роль далась мне нелегко. До последнего момента я не понимал, как себя вести. Построил определённую философию персонажа, пытался понять его характер, но всё равно не понимал, то ли я делаю. Хотя мне и говорили на репетициях, что всё хорошо. Но это непонимание заставляло меня искать что-то новое, пробовать разные варианты – такие моменты меня вдохновляют. Поэтому и роль стала особенно близкой.

– Какую роль вы бы хотели сыграть?

– Робин Гуда.

– Почему?

– Всё просто – лук и стрелы (показывает и смеётся).

Тут и я не смогла сдержать эмоции, рассмеялась – все мы немного дети, мечтаем о чём-то добром и смелом.

– А в кино сняться мечтаете?

– Конечно, это желание и заставило меня заниматься актёрским искусством ещё в детстве... Может быть, пробьюсь в Голливуд (улыбается).

– Вы бы смогли бросить театр ради кинематографа?

– Оставить театр насовсем я бы не смог. Жизнь актёра кино – странная штука, всё зависит от контракта – сегодня он есть, а завтра нет. Я мог бы сделать перерыв для кино, но театр бы не оставил.

– Сегодня молодёжь в большинстве своём особо не интересуется театром. Как думаете, почему так происходит?

– Многие чаще ходят в кино. Театр – это искусство настоящего, и каждый спектакль – это новая история. Люди, которые «раскусили» это, становятся постоянными посетителями. Многие не приучены ходить в театр с детства. Может быть, попали на спектакль, который не впечатлил, и сразу поставили крест на всех постановках. Так делать нельзя, нужно пробовать – театр обязательно удивит!

– Что для вас театр?

– Театр – это жизнь, то место, где я могу быть собой и не собой. Театр – это школа, как для актёров, так и для зрителей. Если человек, выйдя из театра, задумался и смог что-то изменить в своей жизни, это замечательно. Меня вдохновляет мой путь, вдохновляют актёры, которые живут своими ролями. В «Дилижансе» все актёры выполняют свою работу максимально правдиво, от души. Это заставляет меня трудиться больше.

После дня, проведённого в театре, уже дома, я подумала о том, что за этот день познакомилась сразу с тремя совершенно разными людьми – в лице одного человека. И это по-настоящему здорово: мне удалось увидеть, как актёр не просто надевает маску своего персонажа, а становится им. И я смогла ему поверить.

Просмотров: 1452
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей