Осторожно: только для бунтарей!

 «Фотография фиксирует вечность, на деле являясь доказательством того, что всё есть лишь краткий миг в глазах вечности»

Али Смит, английская писательница.

Запечатлеть каждый прожитый миг, запомнить лица близких людей, зафиксировать вечность. Было бы это возможно без фотоаппарата и фотографии? Сегодня любой человек может запросто сделать снимок с помощью смартфона или цифрового фотоаппарата. Одно нажатие кнопки - и фото готово. Не нравится - его можно удалить и тут же сделать новое. Но в последние годы всё молодых людей отдают предпочтение плёночной фотографии.

От Ньепса до «Кодака»

Появление первого фотоаппарата совпало с изобретением гелиографа в 1826 году, а первое подобие фотографии было сделано Жозефом Нисефором Ньепсом с помощью камеры-обскуры (вид устройства, позволяющий получать оптическое изображение). Снимок получил название «Вид из окна в Ле Гра». Кстати, фотография сохранилась и сегодня находится в Исследовательском центре в городе Остин (штат Техас, США), а в 2003 году, по мнению журнала Life, она попала в «Топ-100 фотографий, изменивших мир»...

Прогресс не стоял на месте, и вскоре настало время фотобумаги, складных и дорожных камер. Затем, pв 1942 году, компания «Кодак» выпустила фотолабы, оборудование, которое избавило фотографов от необходимости проявки и печати снимков. Так наступила эра любительской фотографии, а пик её популярности пришёлся на 80-е годы XX века. Особо пытливые фотографы скупали аппаратуру и химикаты для проявки фотоплёнки в домашних условиях.

Плёнку вернули юные романтики

Казалось бы, фотохимическая обработка плёнки и фотобумаги давно канула в Лету. С современным темпом жизни нам не хочется тратить время на выбор фотоплёнки, её проявление и дорогостоящую оцифровку. Проще приобрести «модную зеркалку» или новый смартфон. И стоит дешевле, и функций больше. Можно запечатлеть момент за считанные секунды, выбрать и обработать кадр, и вот - он уже летит в сеть собирать лайки. Но только ли это важно в фотографии? Оказывается, нет.

Плёночная фотография вернулась, и вернули её юные романтики! Сейчас социальные сети разрываются от количества контента, связанного с классической фотографией, снятой на плёнку. Молодые парни и девушки создают блоги и фотоальбомы онлайн, на страницах которых делятся советами по созданию «идеального кадра». А вот люди постарше размещают объявления «Продам плёночный фотоаппарат в отличном состоянии». И ведь такие объявления действительно пользуются спросом! Почему же плёнка вызывает такой ажиотаж у молодёжи? Об этом они расскажут сами.

 

Андрей, 19 лет, студент:

- Моё знакомство с плёночной фотографией произошло на лекции в Санкт-Петербурге. Я попал туда случайно. Как позже оказалось, спонтанное решение подарило мне хобби. Вскоре я нашёл старенький фотоаппарат у своей тёти. Это был Canon. Отец рассказал мне про плёнку, дал несколько советов по съёмке, и я стал пробовать. Опыта у меня, конечно же, не было, зато было большое желание научиться. Я быстро понял – в плёночной фотографии есть жизнь. За время проб и ошибок, меня зацепили засвеченные кадры. В небольшом пересвете есть какая-то эстетика.

За полгода я собрал коллекцию фотоаппаратов: Canon, Olimpus, «Зенит» и «Смена». И это далеко не предел. Сейчас я устраиваю мини-фотосессии для друзей и веду свой блог в Инстаграм. Каждый снимок для меня особенный, потому что я жду идеальный момент и делаю один-два кадра. С телефонами так не получится - атмосфера не та.

Олеся, 19 лет, студентка:

p- Мне нравится «плёнка», потому что это и свежесть, и классика одновременно. В 1990-е у моих родителей был плёночный фотоаппарат. Но потом все переключились на «мыльницы», и я забыла о существовании не цифровых фотоаппаратов. Поменялось всё два года назад. Как будто вернулась мода на плёночную фотографию. И тогда я решила попробовать. Моим первым плёночным фотоаппаратом был Rekam, с ним я больше всего экспериментировала, проверяла, сможет ли он справиться с тем, что умеет «цифра». Сейчас я приобрела Olimpus. А в планах – покупка качественного плёночного фотоаппарата «Зенит». 

pЛично у меня процесс съёмки вызывает какую-то ностальгию по времени, неотъемлемой частью которого я являюсь и о котором толком ничего и не знаю. И я чувствую, что плёнка помогает мне приблизиться, понять лучше то время. Плёнка - это для бунтарей, для тех, кто хочет экспериментировать и создавать от души для души.

p«Научиться делать правильно!»

pКоллекция фотоаппаратов, тысячи проявленных кино- и фотоплёнок... Его этим не удивить! Преподаватель предмета «Фотожурналистика» кафедры журналистики Тольяттинского государственного университета Андрей Косов поделился своим мнением о «плёночном буме».

- Андрей Алексеевич, с чем, на ваш взгляд, связан такой неподдельный интерес молодёжи к плёночной фотографии в наши дни?

- Действительно, интерес просто огромный. Ко мне часто обращаются студенты и знакомые с просьбой помочь разобраться в этой сфере. И специализированные источники всё больше стали вспоминать плёнку. В один момент это стало модным, а мода, как мы знаем, понятие цикличное. Есть подъём, а значит, скоро будет спад. На мой взгляд, в обществе на данный момент произошло некое пресыщение цифровыми устройствами и люди просто хотят вернуться к тому, что давно забыто. А для молодёжи такой интерес – это стремление выделиться среди сверстников и быть не таким как все.

- В чём главное преимущество фотографии, снятой на плёнку, над цифровой?        

- Диапазон цвета даже в чёрно-белой фотографии по-прежнему значительно выше, чем на любой цифровой камере. Что уж там говорить о цветной плёнке?! Всё благодаря эмульсии, нанесенной на плёнку и фотобумагу. Она состоит из мельчайших кристаллов галогенида серебра, которые в свою очередь, позволяют сделать каждый кадр уникальным. Каждый кристаллик по-своему реагирует на свет, попадающий на него. Снимая на плёночный фотоаппарат, невозможно получить два одинаковых кадра, для этого нужны определенные условия, некий идеальный момент. Естественно, процесс создания цифровой фотографии намного проще, быстрее, удобнее. Да и качество выше, этот самый идеальный момент можно воссоздать с помощью настроек фотоаппарата или прибегнуть к компьютерной обработке.

 

- Выпускают ли в наше время новые модели плёночных фотоаппаратов?

- Их выпускают разные фирмы, но небольшими сериями. Существуют и узкоспециализированные производители широкоформатных профессиональных камер, такие как Hasselblad и Mamiya. Сейчас есть фотоаппараты со сменными задниками, они за считанные секунды из цифровых становятся плёночными и наоборот. Также до сих пор производят фотобумагу, и надо сказать это оправданно. Осталось много фототехники, которая до сих пор в хорошем состоянии и прослужит ещё долго.

 

- Что вы посоветуете молодым людям, которые только начинают изучать процесс создания плёночной фотографии?

- В любой деятельности необходимо для начала научиться делать правильно. И в фотографии важно знать устройство фототехники, основы композиции и как правильно кадрировать. Только после этого можно экспериментировать и говорить: «Я фотограф, я так вижу». Капли, засветы, царапины – всё это раньше считалось браком, а сейчас ценится молодёжью. Вроде бы некие атмосферные кадры получаются? Может быть, но, к сожалению, это уже не искусство. Это по-прежнему технический брак.

 

(Врез)

По инициативе Андрея Косова в опорном Тольяттинском госуниверситете (ТГУ) появилась выставка фототехники. Здесь представлены модели раритетных фотоаппаратов и кинокамер. Первые плёночные, среднеформатные и малоформатные и другие раритетные фотокамеры.

Всё это можно увидеть в холле молодёжного медиахолдинга ТГУ «Есть talk» (главный корпус ТГУ, 2 этаж).

От автора

Признаться честно, я и сама увлекаюсь плёночной фотографией. Наверное, потому, что с детства следила за папой с объективом вместо глаз. У него был самый крутой фотоаппарат для любителя, который в девяностые годы ХХ века было почти невозможно достать в России – Fuji Discovery, а в гараже стоял старый проявитель и химикаты, с помощью которых папа получал готовые фотографии. Теперь этот фотоаппарат мой. И по возможности он везде со мной. Я хочу сохранить в памяти моменты своей молодости и лица людей, которые меня окружают. И я делаю это так же, как делали когда-то давно мои родители. Я пишу свою историю светом. Если тебе это тоже важно и интересно, то достань потрепавшуюся «плёнку» из шкафа или найди свой аппарат в магазине старой техники и – вперёд, пробуй!

Просмотров: 1022
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей