По невиданным велодорожкам. Администрация Тольятти пошла навстречу велосипедистам
3 Ноября 2017

Велодорожки – это экономия и времени, и денег

Три района города Тольятти – Комсомольский, Центральный и Автозаводский – разделены обширными лесными массивами. Самый быстрый способ передвижения между районами, минуя пробки, – через лес. Обустроенные лесные велодорожки могли бы стать оптимальной альтернативой автодорогам при поездках по городу.

Организатор массовых мероприятий клуба «ВелоТольятти», активистка велодвижения Наталья Козловская рассказала, что с мая по октябрь ездит на работу из Комсомольского района в Автозаводский на велосипеде:

– Я проезжаю 14 километров в одну сторону и столько же обратно. С дочкой мы также ездим в другой район города – то в парк, то в кафе. И ни одной велодорожки по пути не встречается.

Жители сёл Ягодное и Подстёпки, расположенных неподалёку от Тольятти, также зачастую добираются до города на велосипеде.

Велодорожек очень не хватает. Дорога от Подстёпок до «Алых парусов» (база отдыха в селе Ягодное. – Прим. авт.) очень сложная: только одна полоса. На дороге через [Жигулёвскую] ГЭС есть обочина, по которой могут ездить велосипедисты, но она бесхозна. Поток машин очень плотный, и водители часто заезжают на эту обочину, – делится активист велодвижения Дмитрий Синица.

Обустройство велодорожек может помочь тольяттинцам, готовым пересесть с автомобиля на велосипед, сэкономить время и деньги и при этом способно снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду. Тольятти – город промышленный. Прошедшим летом, в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, воздух в городе был серьёзно загрязнён выбросами с химпредприятий, что в сочетании с автомобильными выхлопами заметно ухудшило экологическую ситуацию. Строительство дорожек для велосипедистов позволит, с одной стороны, отчасти снизить объёмы выхлопов за счёт отказа части горожан от регулярных поездок на работу на автомобиле, а с другой – поможет немного разгрузить городские автодороги.

 

Велодорожка – безопасная альтернатива автодороге

Велодорожка как альтернатива автомобильным дорогам может обеспечить велосипедистам безопасность.

Общероссийская статистика дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов с августа по сентябрь 2017 года показывает рост числа несчастных случаев во многих регионах России: в Самарской и Кировской областях, Пермском крае, Республике Татарстан, Республике Саха и др.

Статистика ДТП с участием велосипедистов по Тольятти и Самаре с января по сентябрь 2017 года позволяет увидеть, что число аварий и пострадавших в них в Автограде значительно выше, чем в областной столице.

Наталья Козловская: «Потенциально опасные дорожные ситуации возникают на автодорогах Тольятти постоянно. Добраться куда-либо в городе на велосипеде, не нарушив ни одного правила, физически невозможно».

Обустройство велодорожки может помочь снизить загруженность городских дорог в часы пик, а также уменьшить число конфликтных ситуаций между водителями и велосипедистами.

 

Человек предполагает, а власть – располагает

Власти Тольятти прислушались к словам велолюбителей о  необходимости велодорожек. Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации г. о. Тольятти обратился к Научно-исследовательскому и проектному институту территориального развития и транспортной инфраструктуры (ООО «НИПИ ТРТИ») с заданием провести анализ дорожных систем г. о. Тольятти. После изучения дорожной ситуации специалисты НИПИ ТРТИ изложили своё видение решения проблемы в проекте «Концепция развития улично-дорожной сети городского округа Тольятти с учётом развития городского пассажирского транспорта».

Согласно концепции, до 2025 года планируется построить девять новых велодорожек и реконструировать одну уже существующую.

Мероприятия по строительству и реконструкции велодорожек
в г.о. Тольятти в период до 2025 года

№ п/п

Наименование мероприятия

Проводимое мероприятие

Период реализации

Протяженность, км

1

Лесопарковое шоссе от ул. Спортивной до ул. Комзина

Новое строительство

2015–2020

6,7

2

Комсомольское шоссе от ул. Комзина до ул. Коммунистической

Новое строительство

2015–2020

6,1

3

Ул. 40 лет Победы от ул. Дзержинского до Южного шоссе

Новое строительство

2015–2020

2,5

4

Ул. Кунеевская от ул. Чайкиной до ул. Баныкина

Новое строительство

2015–2020

3,0

5

Ул. Комзина от Лесопаркового шоссе до ул. Баныкина

Реконструкция

2015–2020

3,0

6

Ул. Лесная от ул. Мира до бул. 50 лет Октября

Новое строительство

2020–2025

2,7

7

Ул. Калмыцкая от Южного шоссе. до ул. Новозаводской

Новое строительство

2020–2025

4,4

8

Ул. Коммунистическая от ул. Механизаторов до ул. Матросова

Новое строительство

2015–2020

1,1

9

Ул. Баныкина от ул. Кунеевской до ул. Родины

Новое строительство

2015 –2020

5,0

10

Ул. Новопромышленная от бул. 50 лет Октября до ул. Рабочая

Новое строительство

2015 –2020

4,1

 

В июле 2017 года активисты велодвижения Тольятти встретились с главным специалистом отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации Тольятти Игорем Чесноковым, чтобы обсудить наиболее проблемные зоны дорожного движения в Автозаводском районе города. Активистам удалось добиться внесения поправки в имеющийся проект и согласовать строительство ещё одной велодорожки.

 

 

В сентябрьском интервью порталу «День города» глава Тольятти Сергей Анташев сообщил, что власти города действительно рассматривают возможность нанесения разметки для велосипедистов на имеющихся дорогах, а также назвал две основные причины задержки строительства велодорожек, в том числе и на Лесопарковом шоссе.

Сергей Анташев: «Когда будем проектировать другие дороги, начнём делать велодорожки. Основную [велодорожку] планируем сделать при реконструкции Лесопаркового шоссе. Но там пока не решены земельные вопросы, поэтому ремонт дороги стопорится».

 На вопрос, когда же ждать реализации этих планов, глава города ответил: «Возможно, в следующем году. Если денег хватит – сделаем, если нет – будем исходить из приоритетов».

 

Инициативные тольяттинцы

Выпускница архитектурно-строительного института Тольяттинского государственного университета (ТГУ) 2016 года Юлия Батракова в своей выпускной квалификационной работе (ВКР) предложила проект благоустройства города и формирования удобной для занятий физкультурой и спортом среды. Заказчиком проекта стал «Велоклуб Тольятти».

Для выяснения сути проблемы проекта Юлия провела социологический опрос об отношении к велодорожкам жителей Тольятти в возрасте от 15 до 70 лет.

Как выяснилось, 83 % опрошенных предпочитают бегать, кататься на велосипеде в лесу, при этом 67 % участников опроса считают, что дорожки в лесной зоне Тольятти находятся в плачевном состоянии. Самостоятельно осмотрев городские велодорожки, Юлия выяснила, что одна из них перегорожена забором, а другая заброшена.

 

Результатом работы выпускницы стала дизайн-концепция спортивно-оздоровительных маршрутов г. о. Тольятти общей протяжённостью 120 километров с велодорожками и велотрассами. По словам Юлии, в ходе проектной работы ей помогали участники клуба «Велотольятти».

 

 

 

На защите ВКР члены экспертной комиссии, в которую вошли заведующая кафедрой «Дизайн» ТГУ Ольга Полякова, преподаватель кафедры Ирина Скрипачёва и другие специалисты, отметили экологические и инновационные решения, предложенные в работе, в частности, освещение велодорожек и велотрасс фонарями на солнечных батареях, оснащёнными датчиками движения.

На вопрос, обращался ли кто-то с предложением взять проект на рассмотрение, Юлия ответила следующее:

– Нет, подобных разговоров не велось, хотя комиссия на защите отозвалась о проекте очень хорошо. Мне предлагали посетить городские собрания, но я на них не была, поэтому особой гласности на городском уровне проект не получил.

Наталья Козловская: «Будут ли велодорожки в Тольятти? Это непредсказуемо. Любое явление в России последних лет зависит от внезапной отмашки сверху. Неожиданно спустили сверху новый ГОСТ – и по всему городу начали ломать тротуары и занижать съезды с них. Внезапно пришел другой ГОСТ – и снова сломали все свежеуложенные тротуары и вкопали убогие желтые «спинки от кроватей» по периметру дорог. Упадет сверху очередной ГОСТ на велодорожки – и их начнут строить. Спрогнозировать в очередной раз, какой ГОСТ на нас упадет – невозможно»


  • Впервые проблема нехватки велодорожек была озвучена в Нидерландах, когда волна автомобилизации накрыла страну после войны. Движение в крупных городах стояло из-за «пробок» и припаркованных повсюду машин. Вскоре смог надоел горожанам, и в 1971 году люди начали собираться на митингах с требованием решить проблему. В 1973 году, когда в стране наступил бензиновый кризис, владельцы автомобилей были вынуждены пересесть на велосипеды, и государство решило радикально улучшить инфраструктуру страны, построив велосипедные дорожки.

  • В 2017 году в Амстердаме насчитывается более 600 тысяч велосипедов на 825 тысяч жителей. Общая протяжённость велосипедных дорожек более 500 км.

  • В России первая велодорожка появилась в 1897 году.
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей