Велодорожки – это экономия и времени, и денег
Три района города Тольятти – Комсомольский, Центральный и Автозаводский – разделены обширными лесными массивами. Самый быстрый способ передвижения между районами, минуя пробки, – через лес. Обустроенные лесные велодорожки могли бы стать оптимальной альтернативой автодорогам при поездках по городу.
Организатор массовых мероприятий клуба «ВелоТольятти», активистка велодвижения Наталья Козловская рассказала, что с мая по октябрь ездит на работу из Комсомольского района в Автозаводский на велосипеде:
– Я проезжаю 14 километров в одну сторону и столько же обратно. С дочкой мы также ездим в другой район города – то в парк, то в кафе. И ни одной велодорожки по пути не встречается.
Жители сёл Ягодное и Подстёпки, расположенных неподалёку от Тольятти, также зачастую добираются до города на велосипеде.
– Велодорожек очень не хватает. Дорога от Подстёпок до «Алых парусов» (база отдыха в селе Ягодное. – Прим. авт.) очень сложная: только одна полоса. На дороге через [Жигулёвскую] ГЭС есть обочина, по которой могут ездить велосипедисты, но она бесхозна. Поток машин очень плотный, и водители часто заезжают на эту обочину, – делится активист велодвижения Дмитрий Синица.
Обустройство велодорожек может помочь тольяттинцам, готовым пересесть с автомобиля на велосипед, сэкономить время и деньги и при этом способно снизить антропогенную нагрузку на окружающую среду. Тольятти – город промышленный. Прошедшим летом, в связи с неблагоприятными метеорологическими условиями, воздух в городе был серьёзно загрязнён выбросами с химпредприятий, что в сочетании с автомобильными выхлопами заметно ухудшило экологическую ситуацию. Строительство дорожек для велосипедистов позволит, с одной стороны, отчасти снизить объёмы выхлопов за счёт отказа части горожан от регулярных поездок на работу на автомобиле, а с другой – поможет немного разгрузить городские автодороги.
Велодорожка – безопасная альтернатива автодороге
Велодорожка как альтернатива автомобильным дорогам может обеспечить велосипедистам безопасность.
Общероссийская статистика дорожно-транспортных происшествий с участием велосипедистов с августа по сентябрь 2017 года показывает рост числа несчастных случаев во многих регионах России: в Самарской и Кировской областях, Пермском крае, Республике Татарстан, Республике Саха и др.
Статистика ДТП с участием велосипедистов по Тольятти и Самаре с января по сентябрь 2017 года позволяет увидеть, что число аварий и пострадавших в них в Автограде значительно выше, чем в областной столице.
Наталья Козловская: «Потенциально опасные дорожные ситуации возникают на автодорогах Тольятти постоянно. Добраться куда-либо в городе на велосипеде, не нарушив ни одного правила, физически невозможно».
Обустройство велодорожки может помочь снизить загруженность городских дорог в часы пик, а также уменьшить число конфликтных ситуаций между водителями и велосипедистами.
Человек предполагает, а власть – располагает
Власти Тольятти прислушались к словам велолюбителей о необходимости велодорожек. Департамент дорожного хозяйства и транспорта администрации г. о. Тольятти обратился к Научно-исследовательскому и проектному институту территориального развития и транспортной инфраструктуры (ООО «НИПИ ТРТИ») с заданием провести анализ дорожных систем г. о. Тольятти. После изучения дорожной ситуации специалисты НИПИ ТРТИ изложили своё видение решения проблемы в проекте «Концепция развития улично-дорожной сети городского округа Тольятти с учётом развития городского пассажирского транспорта».
Согласно концепции, до 2025 года планируется построить девять новых велодорожек и реконструировать одну уже существующую.
Мероприятия по строительству и реконструкции велодорожек
в г.о. Тольятти в период до 2025 года
№ п/п |
Наименование мероприятия |
Проводимое мероприятие |
Период реализации |
Протяженность, км |
1 |
Лесопарковое шоссе от ул. Спортивной до ул. Комзина |
Новое строительство |
2015–2020 |
6,7 |
2 |
Комсомольское шоссе от ул. Комзина до ул. Коммунистической |
Новое строительство |
2015–2020 |
6,1 |
3 |
Ул. 40 лет Победы от ул. Дзержинского до Южного шоссе |
Новое строительство |
2015–2020 |
2,5 |
4 |
Ул. Кунеевская от ул. Чайкиной до ул. Баныкина |
Новое строительство |
2015–2020 |
3,0 |
5 |
Ул. Комзина от Лесопаркового шоссе до ул. Баныкина |
Реконструкция |
2015–2020 |
3,0 |
6 |
Ул. Лесная от ул. Мира до бул. 50 лет Октября |
Новое строительство |
2020–2025 |
2,7 |
7 |
Ул. Калмыцкая от Южного шоссе. до ул. Новозаводской |
Новое строительство |
2020–2025 |
4,4 |
8 |
Ул. Коммунистическая от ул. Механизаторов до ул. Матросова |
Новое строительство |
2015–2020 |
1,1 |
9 |
Ул. Баныкина от ул. Кунеевской до ул. Родины |
Новое строительство |
2015 –2020 |
5,0 |
10 |
Ул. Новопромышленная от бул. 50 лет Октября до ул. Рабочая |
Новое строительство |
2015 –2020 |
4,1 |
В июле 2017 года активисты велодвижения Тольятти встретились с главным специалистом отдела контроля за автомобильными дорогами управления дорожного хозяйства департамента дорожного хозяйства и транспорта администрации Тольятти Игорем Чесноковым, чтобы обсудить наиболее проблемные зоны дорожного движения в Автозаводском районе города. Активистам удалось добиться внесения поправки в имеющийся проект и согласовать строительство ещё одной велодорожки.
В сентябрьском интервью порталу «День города» глава Тольятти Сергей Анташев сообщил, что власти города действительно рассматривают возможность нанесения разметки для велосипедистов на имеющихся дорогах, а также назвал две основные причины задержки строительства велодорожек, в том числе и на Лесопарковом шоссе.
Сергей Анташев: «Когда будем проектировать другие дороги, начнём делать велодорожки. Основную [велодорожку] планируем сделать при реконструкции Лесопаркового шоссе. Но там пока не решены земельные вопросы, поэтому ремонт дороги стопорится».
На вопрос, когда же ждать реализации этих планов, глава города ответил: «Возможно, в следующем году. Если денег хватит – сделаем, если нет – будем исходить из приоритетов».
Инициативные тольяттинцы
Выпускница архитектурно-строительного института Тольяттинского государственного университета (ТГУ) 2016 года Юлия Батракова в своей выпускной квалификационной работе (ВКР) предложила проект благоустройства города и формирования удобной для занятий физкультурой и спортом среды. Заказчиком проекта стал «Велоклуб Тольятти».
Для выяснения сути проблемы проекта Юлия провела социологический опрос об отношении к велодорожкам жителей Тольятти в возрасте от 15 до 70 лет.
Как выяснилось, 83 % опрошенных предпочитают бегать, кататься на велосипеде в лесу, при этом 67 % участников опроса считают, что дорожки в лесной зоне Тольятти находятся в плачевном состоянии. Самостоятельно осмотрев городские велодорожки, Юлия выяснила, что одна из них перегорожена забором, а другая заброшена.
Результатом работы выпускницы стала дизайн-концепция спортивно-оздоровительных маршрутов г. о. Тольятти общей протяжённостью 120 километров с велодорожками и велотрассами. По словам Юлии, в ходе проектной работы ей помогали участники клуба «Велотольятти».
На защите ВКР члены экспертной комиссии, в которую вошли заведующая кафедрой «Дизайн» ТГУ Ольга Полякова, преподаватель кафедры Ирина Скрипачёва и другие специалисты, отметили экологические и инновационные решения, предложенные в работе, в частности, освещение велодорожек и велотрасс фонарями на солнечных батареях, оснащёнными датчиками движения.
На вопрос, обращался ли кто-то с предложением взять проект на рассмотрение, Юлия ответила следующее:
– Нет, подобных разговоров не велось, хотя комиссия на защите отозвалась о проекте очень хорошо. Мне предлагали посетить городские собрания, но я на них не была, поэтому особой гласности на городском уровне проект не получил.
Наталья Козловская: «Будут ли велодорожки в Тольятти? Это непредсказуемо. Любое явление в России последних лет зависит от внезапной отмашки сверху. Неожиданно спустили сверху новый ГОСТ – и по всему городу начали ломать тротуары и занижать съезды с них. Внезапно пришел другой ГОСТ – и снова сломали все свежеуложенные тротуары и вкопали убогие желтые «спинки от кроватей» по периметру дорог. Упадет сверху очередной ГОСТ на велодорожки – и их начнут строить. Спрогнозировать в очередной раз, какой ГОСТ на нас упадет – невозможно»