«Приходится всё время быть в тонусе!» Преподаватели ТГУ – о том, как учатся совмещать несовместимое
19 ноября 2022

Второй год подряд в России 19 ноября отмечают День преподавателя высшей школы. «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь», – писал русский историк Василий Ключевский. Мы расспросили преподавателей Тольяттинского государственного университета (ТГУ), почему они выбрали путь педагога, что их вдохновляет в работе и чему они учатся у студентов. И вот что они рассказали.

«Всё время быть в тонусе»

Светлана Вопияшина, заведующий кафедрой «Теория и практика перевода» гуманитарно-педагогического института (ГумПИ) ТГУ:

– В работе преподавателя очень много того, что имеет большую притягательную силу. Возможность творческого самовыражения. Возможность постоянного движения, развития. Возможность взрослеть, оставаясь молодым. Знания и умения устаревают, надо осваивать новые, преподаватель взрослеет с каждым годом, студенты всегда молоды. Приходится всё время быть в тонусе! И очень важен, конечно, человеческий контакт. Я бы вряд ли смогла долго работать исключительно в коммуникативной паре «человек – машина».

Вообще я планировала стать переводчиком, хотя, когда поступала в институт, эта профессия была редкой в нашей стране. Мне интересно было всё, что связано с коммуникацией, особенно с межкультурной коммуникацией. Как донести ту или иную мысль до человека, который не говорит на твоём языке, у которого совершенно другая картина мира в голове? Как помочь людям понять друг друга? Вот такая деятельность привлекала. Но на последнем курсе института меня, как лучшую студентку потока, рекомендовали на работу в Тольяттинский филиал Самарского государственного педагогического института на филологический факультет, который готовил переводчиков-референтов. Была такая уникальная специальность в институте. Выпускники получали квалификацию учителя русского и английского языков и допспециальность референта-переводчика. Предложение показалось неординарным – я могла и переводить, и готовить переводчиков. А должность преподавателя вуза была на тот момент очень престижной. Так я оказалась в вузе.

Я очень люблю занятия, на которых есть энергия совместной работы, когда и я, и студенты оживлённые, включённые, обсуждающие, дискутирующие, когда и они, и я готовы к диалогу. Очень люблю, когда студенты внимательные, вдумчивые, задающие вопросы, впитывающие. Тогда хочется отдать всё, что накопила в профессии: знания, опыт, может быть, мастерство. После таких занятий я обычно говорю: «Спасибо вам, с вами сегодня было очень интересно».

У студентов я учусь совмещать несовместимое. Всегда удивляюсь, каким широким фронтом они иногда идут: пробуют свои силы то в одном, то в другом, как быстро осваивают всё новые и новые навыки. Я в их возрасте так не умела. У них стоит учиться умению находить свой путь в очень динамичном и разнообразном мире. Это трудно. Нам было проще, траекторий развития было немного, мир был предсказуемее, стабильнее. Они вынуждены ориентироваться и находить себя в водовороте возможностей, событий, потоках информации. У молодёжи есть определённая гибкость, которая нам даётся сложнее, мне кажется. Надеюсь, что у меня студенты учатся любви к профессии, ответственности, любопытству, вниманию к контексту.

Я в своё время многому научилась у завкафедрой Маргариты Юрьевны Карцевой. Мы её невероятно уважали. Она была профессионалом, что ни спросишь, всё знает, обо всём есть мнение. А чего не знает, узнает и расскажет в следующий раз, не забудет. Она была очень справедлива. Всегда давала шанс, но оценивала строго. Никаких заниженных или завышенных оценок и всегда с объяснением, почему. Если ты у неё получил «отлично», это действительно «отлично».  Она была внимательна и уважительна к студентам и одновременно строга. Как-то спустя лет 10 после окончания института я приехала на кафедру по делам. Захожу, Маргарита Юрьевна работает за столом, поднимает глаза, видит меня и совершенно будничным голосом говорит: «Здравствуйте, Света! Как ваши дела?» Как будто мы с ней не виделись пару дней. Мы поболтали минут десять, а потом она засобиралась, заспешила, у неё поход со студентами в музей, на выставку, с которой она очень хотела познакомить студентов. На тот момент ей было лет 70. Мне кажется, что вузовский преподаватель должен быть таким.

 

«Есть чему учиться у студентов»

Игорь Панов, директор института изобразительного и декоративно-прикладного искусства ТГУ:

– В работе со студентами всегда стараюсь не навязывать что-то, а выявить творческую индивидуальность. У каждого свой уникальный мир, и для меня важно то, что интересно студенту.

Мне интересно работать, когда есть обратная связь. Если студенты не просто сидят на парах, а участвуют в беседе, задают вопросы, рассуждают, то для меня это очень ценно. Это и есть настоящая работа, которая вдохновляет и даёт понимание того, что всё не зря.

Конечно, нам есть чему учиться у студентов. Иной раз удивляюсь тому, как необычно студент подошёл в своей работе к раскрытию той или иной тематики. Важно в каждом увидеть индивидуальность и суметь её раскрыть. Порой это бывают такие находки и открытия!

Каждый из моих преподавателей по крупиночке за годы учёбы вложил в меня знания и навыки. Выражаю огромную благодарность всем педагогам, которые встретились на моём пути. У каждого, безусловно, я чему-либо научился.

 

«Не заставить, а заинтересовать и вдохновить студента»

Валентина Сарафанова, доцент кафедры «Общая и теоретическая физика» института математики, физики и информационных технологий ТГУ:

– Желание быть учителем сформировалось у меня ещё в школе. Я всегда занималась с отстающими, всегда кому-то что-то объясняла. Это, конечно, отнимало много времени, но удовлетворение от того, что твой подопечный получил отличную оценку, доставляло невероятное удовольствие. В старших классах была комсоргом школы. Мне нравилось заряжать своими идеями одноклассников, организовывать мероприятия. Это пригодилось в работе преподавателя: я не заставляю студентов учиться, я стараюсь их заинтересовать, вдохновить. И лучший источник вдохновения в работе – улыбки студентов, их достижения и желание ходить на твои занятия.

Для меня примером преподавателя является Зинаида Петровна Курбатова – один из старейших сотрудников кафедры «Общей и теоретической физики» Тольяттинского госуниверситета. Когда я пришла на работу в ТПИ, она была моим наставником. Красивая, статная, всегда с хорошим настроением. На кафедре Зинаида Петровна работала вместе с мужем Анатолием Николаевичем, который много лет был заместителем декана электротехнического факультета – одного из лучших факультетов в ТПИ.

В этом году Зинаиде Петровне исполнилось 90 лет. Она уже не работает в университете, но сотрудники с большой теплотой вспоминают её. В день преподавателя высшей школы обязательно поздравим её с профессиональным праздником.

 

«Вовлекаю студентов в творчество»

Диана Третьякова, старший преподаватель кафедры «Русский язык, литература и лингвокриминалистика» ГумПИ ТГУ:

– Для меня важны поиск и освоение нового – и в науке, и на практике. Ценность моей работы в том, что она предполагает непрерывность этого процесса и носит творческий характер. Моя задача – вовлечь студентов в это творчество. При этом важно выдерживать баланс между теорией и практикой. Преподавателю необходимо не только вложить знания в голову студента, но и научить активно использовать эти знания. Практико-ориентированное образование – это современный социальный заказ, веление сегодняшнего дня. Именно поэтому я уделяю внимание развитию у студентов практических навыков, особенно если речь идёт о межфакультетских дисциплинах, таких как «Русский язык и культура речи». Например, у меня есть увлечение: я ищу ошибки в разных текстах, фотографирую и анализирую их. В этом году профессиональное увлечение приобрело новый формат: каждую субботу я делаю пост в рубрике «Логодуш» сообщества нашей кафедры во «ВКонтакте» с текстом, нагруженным какими-то ошибками. И дальше мы со студентами в комментариях анализируем эти недочёты, разбираем на занятиях удачные комментарии, обсуждаем достоинства и недостатки. Я считаю, что это и есть практико-ориентированная работа: если ты научишься видеть ошибки в чужих текстах, тогда будешь меньше делать их сам. В конечном счёте именно к такому результату – побудить студента быть более внимательным к собственной речевой практике – стремится преподаватель русского языка, преподаватель-лингвист в высшей школе.

Вдохновение для работы черпаю в жизни. Жизнь – это вечно живая стихия языка. Самое главное – заинтересоваться, а потом уже и заинтересовать! В изучении самых скучных текстов я могу найти что-то необычное, даже интригующее. В процессе преподавательской деятельности появляются такие моменты, когда меня что-то привлекает, а затем это перерастает в какой-нибудь интересный формат. А дальше мне не только самой нравится этим заниматься, но и студенты активно включаются в работу. Общение со студентами для меня очень важно. Это часть моей работы – работы, которую я люблю.

Я с большой теплотой отношусь ко всем моим преподавателям, потому что каждый внёс огромный вклад в моё образование, в мой профессиональный рост. С гордостью говорю, что я ученица профессора Галины Николаевны Тараносовой. Лингвистический анализ текста – основа всей моей филологической деятельности, и эту базу заложила Галина Николаевна. Прикоснувшись к филологическому анализу художественного текста, я уже смогла подойти более профессионально и к другим текстам, освоить в том числе и такую сложную и неоднозначную специализацию, как юридическая лингвистика.

Очень приятно, что появился праздник, который посвящён преподавателям высшей школы. Всем коллегам желаю крепкого здоровья, самореализации, творческого развития и научных достижений!

 

«Мотивируют выпускники, которые работают по специальности»

Татьяна Хорошева, заведующий кафедрой «Физическое воспитание» института физической культуры и спорта ТГУ:

– В детстве я играла в куклы и представляла себя учителем. Мне всегда было интересно общаться, мне нравилась роль наставника, я любила с кем-то позаниматься, кому-то помочь. Поэтому поступила в педагогический институт. Получила профессию «учитель» и сразу решила преподавать в университете. Сначала работала лаборантом. Параллельно мне доверяли вести практические занятия, так как видели, что я тянусь к преподавательской деятельности. Постепенно начала заниматься наукой, преподаванием, защитила кандидатскую диссертацию, получила звание доцента.

Я человек общительный, открытый, и мне очень нравится то, что я несу знания не в пустоту, а получаю в ответ обратную связь, интерес и благодарность. Недавно столкнулась со своим студентом, который выпустился в 2015 году, я его не узнала. Он говорит мне: «Вы меня не помните? А мы вас всем потоком помним, мы вас любим!» И даже те студенты, которые выпустились в 2008 году, до сих пор поздравляют меня с праздниками, с днём рождения и Днём учителя, а это святое. Такая теплота, такая отдача, наверное, самое важное в этой жизни. Но ещё приятнее, что мои студенты работают по специальности и благодарят за знания, которые я им дала. Это моя мотивация.

Когда работаешь с молодёжью, всегда чему-то учишься. Они учатся от тебя, ты учишься от них. От студентов всегда узнаю новые веяния, поэтому постоянно с ними на одной волне и постоянно совершенствуюсь. Вот эта взаимообучаемость очень важна.

Мой наставник, который очень грамотен в плане практики и теории, – профессор Валерий Николаевич Власов. Это человек, которого я ценю, который до сих пор даёт множество полезных советов. Все мы не боги, иногда чего-то не понимаем. Но ему можно позвонить, спросить, и он всегда даст совет. Ещё один мой учитель – Анатолий Иванович Бурханов. Его, к сожалению, уже нет в живых, но именно он дал мне путёвку в жизнь.

 

«Преподавание – мой стиль жизни»

Марина Шилехина, доцент центра дизайна ТГУ (архитектурно-строительный институт):

– В преподавательской работе мне важен драйв, ощущение зажигательного приключения. Интересно мне, интересно и студентам. В общении со студентами очень важна атмосфера доверия и открытости: если человек не может сказать то, что он думает, то не будет той передачи информации, которой я хочу добиться.

Почему я решила преподавать? Просто захотела попробовать. Сейчас понимаю, что преподавание в высшей школе – это не столько работа, сколько стиль жизни. Когда понимаешь, что это дело – твоё, ты начинаешь им жить. У нас, дизайнеров, происходит именно так. Мы в работе круглосуточно. Я могу в любое время суток взаимодействовать со студентами во «ВКонтакте». Могу придумать ночью задание, а утром его реализовать. Вдохновение для работы я вижу во всём: когда смотрю фильм, когда путешествую. Это мой стиль жизни, и ничто другое мне не подходит.

Я постоянно учусь у студентов. Убеждена, что пары делаю не я одна, а вместе со студентами. Мне нравится молодёжь за смелость, честность, за стремление менять свою жизнь. Когда долго не вижу студентов, например во время отпуска, понимаю, что мне не хватает их энергетики.

У меня было несколько наставников, которым я благодарна. Борис Борисович Левицкий – мой учитель и директор школы № 13. Его уже, к сожалению, нет в живых. Но я всегда вспоминаю о нём, как о настоящем Педагоге. Именно он показал мне, что к ученикам, студентам должно быть уважительное отношение. Если ты не уважаешь студента, то тебе в преподавании делать нечего.

Отмечу ещё моего преподавателя Нину Ивановну Надеину из Поволжского государственного университета сервиса. Она часто ругалась на меня, но когда я сама стала преподавать, поняла, что Нина Ивановна делала это с любовью.

 

«Студенты учат совершенствоваться и развиваться»

Неля Ярыгина, доцент департамента бакалавриата (экономических и управленческих программ) института финансов, экономики и управления ТГУ:

– Я продолжила династию педагогов. Примером для меня с детства были папа, Анатолий Николаевич Ярыгин, который начинал свою преподавательскую деятельность в Тольяттинском политехническом институте, и мама, Таисия Петровна Ярыгина, которая работала в школе учителем химии и биологии. Именно на преподавательской деятельности я решила остановить свой выбор после окончания учёбы в магистратуре ТГУ в 2011 году, тогда же и защитила кандидатскую диссертацию.

Работа преподавателя связана с дополнительной ответственностью. Преподавание для меня – это всегда сосредоточенность, постоянная учёба, так как преподаватель не может отставать от современных тенденций в предмете, всё время нужно осваивать новые технологии. Получаю удовольствие от своей работы, общения с коллегами и, конечно же, от встреч со своими студентами.

Вдохновение для научной и преподавательской работы черпаю, наблюдая за деятельностью своих студентов. Их заинтересованность на занятиях убеждает в том, что моя работа не напрасна. К тому же мне хочется постоянно узнавать что-то новое.

Находясь каждый день в обществе студентов, поневоле начинаешь забывать о своём возрасте и чувствуешь себя молодой и полной сил. Студенты меня учат постоянно совершенствоваться и развиваться. Между нами дружеские отношения, именно в такой обстановке учёба становится более эффективной и студент максимально реализовывает себя.

Из тех, кто учил меня, одного преподавателя выделить не могу. Мне повезло, меня окружали высококвалифицированные педагоги. С Днём преподавателя высшей школы хочу поздравить всех своих коллег и, конечно, своих родителей, которые задали мне направление и всегда помогали.

 

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 29 (884) от 16.11.2022 г.

Просмотров: 1839
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей