Женская Формула: Togliatti Racing Team

С каждым днем становится все меньше профессий, которые можно назвать чисто мужскими. Женщины водят грузовики, служат в армии, осваивают космос. У команды Togliatti Racing Team есть своя женская формула.

Инженерно-гоночная команда Тольяттинского государственного университета образовалась в 2007 году. Первый болид был создан уже через год. Работа команды отмечена значимыми наградами. В 2012 году проект получил одобрение от губернатора Самарской области, мэра Тольятти и министра промышленности и технологий Самарской области. В 2014 году студенты даже установили собственный рекорд: за три месяца был создан третий болид под названием «Белая акула». Именно он успешно показал себя на международном этапе Formula Student Russia – 2014. В 2015 году команда заняла III место в общем зачете на российском этапе в Москве, а в 2018 студенты из команды стали лучшими российскими молодыми инженерами на международных инженерно-спортивных соревнованиях Formula Student в Италии.

В инженерно-гоночном проекте Formula Student участвуют студенты ТГУ разных специальностей. Помимо проектирования самого болида, команде необходимы бизнес-планы, дизайн-проекты, переводы документов и подготовка презентаций. Кстати, этим в основном и занимается женская часть команды. Но по-прежнему бытует стереотип: мотогонки – это дело мужское. Так как же девушки попадают в команду Togliatti Racing Team и, самое главное, почему в ней остаются?

Аня Крылова – PR-менеджер, в команде с 2017 года (гуманитарно-педагогический институт ТГУ):

– Я попала в проект, когда проходила учебную практику по журналистике. Тогда мне достался институт машиностроения. Я написала о мероприятии, связанном с «Формулой». Потом руководитель проекта Александр Бобровский предложил мне выполнять журналистскую работу в «Формуле». Я пришла в команду и услышала от участников: «Ну все, теперь тебе никогда не будет скучно». Так и случилось.

В мои обязанности входит освещение мероприятий, заказы командной одежды, изготовление макетов, поиск спонсоров, подготовка фото и видео, ведение социальных сетей.

Для меня проект – это больше, чем просто работа. Я прихожу и понимаю, что все ребята стали мне близки за этот год. С мужской компанией мне намного легче найти общий язык. Парни всегда воспринимают тебя такой, какая ты есть. Не согласна, что работа в таком проекте только для парней, потому что наш руководитель говорит, что только 30% зависит от технической составляющей. Остальная работа лежит на плечах девушек. Нам нужно составить бизнес-план, осветить все мероприятия, в которых мы участвуем. Конечно, это мужская работа участвовать в гонках, но девчонки здесь очень важны.

Дарья Горохова – тим-лидер, менеджер, в команде с 2014 года (институт финансов, экономики и управления ТГУ):

– На формулу я пришла на четвертом курсе, готовилась к защите дипломной работы и узнала про создание болидов. Защитила диплом и начала работать в проекте. Я занимаюсь организационными вопросами, на соревнованиях защищаю отчет о стоимости болида.

Сейчас задач довольно много, и я уже примерно знаю, сколько они у меня потребуют сил и времени. Это интересно, потому что монотонная работа скучная. Когда у тебя есть новые задачи, проекты, цели – это всегда интересно, потому что ты пытаешься испытать себя.

Работа в команде отнимает достаточно много времени. Это полноценный рабочий день, а подготовка к соревнованиям занимает еще больше времени. Иногда мы работаем даже по ночам. В коллективе у нас дружеская атмосфера. И девчонки, и парни достаточно коммуникабельные, с ними легко. К тому же, с парнями мне всегда было общаться легче.

Есть стереотип, что автомобили интересны мужчинам, наш проект это не подтверждает. Так как у нас 50% коллектива – это девчонки. В 2017 году мы общались с зарубежными командами в Италии, и они удивлялись, что у нас много девушек. Когда мы приехали в Италию уже в 2018 году, те же самые ребята подошли и сказали: «У нас теперь тоже много девчонок».

А еще мы всегда рады новым членам команды и стараемся помочь им влиться в проект.

Олеся Шерстобитова – главный инженер, в команде с 2015 года (институт машиностроения ТГУ):

– Я пришла на «Формулу» случайно. Проходила мимо главного корпуса и как раз в этот день там стояли болиды. Меня они заинтересовали, подошла узнать. Мне предложили прийти в цех, там мне все понравилось, и я осталась. Уже четвертый год работаю в проекте.

Мои основные задачи – это компоновка модели, то есть проектирую свой узел и компоную его в автомобиль. Сейчас приходят новые студенты, они тоже проектируют модели, а я проверяю их работу. Сначала было сложно, но я уже привыкла. Учебе это не мешает, даже помогает, потому что учусь на автомобилиста.

Я считаю, что это просто стереотип, что здесь работа чисто мужская. На самом деле девочке это даже интереснее. Мальчики говорят: «Все понятно, можно сделать без проектировки», а девочки: «Ой, хочу сделать красиво». Главное, быть готовой к работе, а остальное мальчики объяснят.

Елизавета Кирьянова – лингвист, в команде с 2018 года (гуманитарно-педагогический институт ТГУ):

– Я помню, как Александр Викторович провел экскурсию по цеху. Тогда я увидела для себя возможность подтянуть здесь английский, особенно по автомобильной тематике, и сказала: «Берите меня. Я с удовольствием». Так я оказалась на «Формуле». Почему осталась? Команда хорошая, и вообще это интересно. В дальнейшем планирую связать свою жизнь именно с машиностроением, а не с лингвистикой.

Здесь я занимаюсь переводами документов. Езжу на соревнования с ребятами, в прошлый раз в Италии защищала презентацию на английском языке. Сложность только в объеме документов. Я в любой момент могу подойти к мальчикам и спросить: «Это правильный перевод?» Они отвлекутся, бросят свои дела, но ответят.

Мне хочется быть полезной ребятам, потому что видишь, как они стараются и вкладывают огромное количество усилий в машину, и хочется им помочь облегчить эту задачу. Я стараюсь все больше и больше на себя брать дел.

Когда я первый раз пришла на «Формулу», первое, что бросилось мне в глаза – это, как Олеся сидит перед компьютерами и что-то проектирует. Тогда я подумала: «Ого, вот это да. Девчонка проектирует детали». И мой стереотип сразу разрушился.

Анастасия Зарубина – лингвист, в команде с 2018 года (гуманитарно-педагогический институт ТГУ):

– Всегда хотела получить техническую профессию. Но изучение языков также меня привлекало. Я решила, что основная профессия будет переводчик, но заниматься также буду и техническим направлением.

В проекте я с августа. У меня на самом деле не было мысли, что я могу уйти. Я решила, что если пришла, то я остаюсь. Перевожу документацию, регламенты и буду переводить техническую инспекцию на международных соревнованиях.

Несмотря на то, что я пришла в августе, в конце сентября меня уже взяли в Москву. Это был замечательный опыт, который показал, что мне комфортно работать в мужском коллективе.

У нас тут достаточно все сурово. Нужно много работать, нельзя женские капризы выставлять напоказ. Нужно быть трудолюбивой, обладать чувством юмора, потому что мальчики у нас любят пошутить, нужно быть стойкой. В целом отношения хорошие, но я довольно стеснительный человек, поэтому мне пока трудно найти со всеми общий язык.

Алина Костюкова – журналист, в команде с 2018 года (гуманитарно-педагогический институт ТГУ):

– Я пришла к ребятам, чтобы написать материал про «Формулу». Мне про нее рассказали много интересного. Тогда я подумала: будет классно, если останусь в проекте. Мне понравилась дружная команда и сам проект. Сейчас веду группы, социальные сети, пишу материалы.

Мальчики о девочках

Иван Митюхин – пилот, механик команды (институт машиностроения ТГУ):

– С девочками работать мне нравится, но есть свои сложности. С одной стороны, увеличивается КПД, потому что начинаешь старательнее работать и хочешь, чтобы тебя заметили. Но иногда работа уходит на второй план. Думаешь: «Пойду-ка, я узнаю, как у нее дела». И работа стоит.

Конечно, я рад, что в нашей мужской команде работают девушки. Это влияет на атмосферу в коллективе, она становится более теплой и приятной.

В основном, всегда идут вопросы с их стороны. У нас в команде есть взаимовыручка. Но полностью взять ответственность за их работу невозможно.

Максим Валеев – пилот, механик команды (институт машиностроения ТГУ):

– В принципе, работа с девушками несложная, понимаем друг друга с полуслова. Во всяком случае, когда мы приходим сюда и видим много девушек, то настроение сразу становится лучше. И у нас работа идет.

Виктор Сметанин – капитан, пилот, механик команды (институт машиностроения ТГУ):

– Конечно, часто возникают некоторые недопонимания со стороны девочек и мальчиков. Естественно, мы и думаем по-разному. Но мы все подчинены общей цели. Всегда стараемся друг другу помогать. Их вклад ничуть не меньше нашего вклада. И все победы – это наши общие достижения.

Мы никогда не заставляем девочек работать с металлом. И они не стремятся этого делать. Это все лежит на нас. Но естественно нам пришлось бы тратить много времени на задачи, которые лежат на девочках, без них просто было бы тяжелее.

Сборка болида и гонки – это только вершина айсберга проекта FormulaStudent. Есть еще большой объем работы, который сложно оценить при общем знакомстве с проектом. Как «инь» невозможен без «янь», так и команда TogliattiRacingTeam не состоялась бы без участия девушек. Парни – это мощь и сила, а девушки – ускорение. Без этого не сложится никакая формула успешного движения.


Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей