Завкафедрой журналистики ТГУ Людмила Иванова: «Студенты всегда остаются для меня главным в работе»

Учиться всю жизнь – это не просто модная современная концепция, это жизненное кредо заведующего кафедрой «Журналистика» Тольяттинского государственного университета Людмилы Ивановой. В этом человеке любовь к чтению и страсть к обучению сочетаются с живым интересом к студентам, а гиперответсвенность руководителя – с неподдельным вниманием к людям. Людмила Викторовна рассказала в интервью корреспонденту Молодёжного медиахолдинга «Есть talk!» о современных тенденциях в журналистике и высшем образовании, роли педагога и особенностях подготовки современных студентов.

О школе

– Людмила Викторовна, в школе вы учились у Натальи Степановны Ярыгиной, которая славилась своими прогрессивными методиками преподавания. Как вы вспоминаете то время? Что вынесли из него для себя?

– Наталья Степановна учила меня с шестого класса. Самые сильные впечатления, конечно, оставили 10-й и 11-й классы. Тогда ею впервые был набран литературный класс для тех, кто видел себя в гуманитарном направлении. У нас была очень серьёзная программа по литературе и углублённое изучение русского языка. Уроки вели преподаватели Тольяттинского филиала Самарского государственного педагогического университета (позже вошедшего в Тольяттинский государственный университет).

Мы, конечно, были увлечены литературой, погружены в русский язык. Потом было легко учиться на филологическом факультете, потому что большую часть произведений из программы по истории русской и зарубежной литературы я прочитала ещё в школе. Не знаю, была ли у Натальи Степановны какая-то особая методика. Мне кажется, она просто всех заражала своей фанатичной преданностью литературе, желанием читать. Сама очень много читала. У неё огромная библиотека, и она постоянно её пополняет.

Елена Робертовна Раскатова нам преподавала основы театрального мастерства. Потом в ТГУ в рамках предмета «Техники публичной речи» много лет она делала то же самое со студентами нашей кафедры. Я жутко не любила эти занятия, потому что я человек непубличный и для меня выйти на сцену было сложно.

– И в итоге она вас «сломала»?

– Нет, я просто очень ответственная. Мне сказали – надо, я делаю, но сказать, что мне это нравится, не могу. Хотя определённые умения и навыки благодаря этим занятиям сформировались. Я вообще считаю, что бесполезного ничего не бывает. Из всего надо выносить какой-то опыт, знания.

– Вот и особенная методика. Не в каждой школе такая глубина изучения и настолько обстоятельный подход...

– Конечно! Мне в этом плане жалко современных детей, которые вынуждены сдавать ЕГЭ (по литературе особенно). Они лишены определённой свободы. Наталья Степановна очень мобильно меняла базовую программу обучения. Если появлялся новый писатель или интересное произведение – они сразу же вводились в наш образовательный процесс. Знаю, что во многих школах курс литературы заканчивается началом ХХ века, а она нас «довела» практически до конца ХХ века.

А ещё Наталья Степановна нас на все спектакли водила: в театре «Колесо» у нас, можно сказать, абонемент был, все премьеры смотрели.

Благодаря Наталье Степановне в 16 лет я увидела Нью-Йорк – она каким-то образом включила меня в список школьников по обмену.

– Вы что-то вынесли из той поездки? Ну, дух свободы, например?

– Да, наверное. Вообще впечатления от другой страны были очень сильные.

 

Об обучении в вузе

– А вы получили в вузе фундаментальное образование?

– Думаю, да, тем более что в то время преподавание велось по-другому. У меня на первом курсе, например, была античная литература. Её вели два преподавателя, потому что один был специалистом по греческой литературе, а другой – по римской. И вообще за пять лет обучения практически не было такого, чтобы один преподаватель вёл несколько предметов. Каждый читал тот предмет, в котором был мощным специалистом. Понятно, что и мы готовились к занятиям тогда очень тщательно!

– После университета вы в какую аспирантуру пошли?

– Я после пяти лет обучения так устала, что даже не могла подумать о продолжении этого процесса в аспирантуре. Мой научный руководитель, Светлана Николаевна Лебедева, тогда сказала: «Ты, конечно, сходи куда ты там хочешь, ненадолго, но я же знаю, что ты вернёшься». Так и получилось, через несколько лет я вернулась, но уже не на филологию...

– Вы себя видели преподавателем, ещё когда на филфаке учились? Как докатились до жизни такой?

– Сама не знаю, как докатилась (улыбается). Получила диплом по специальности «Филология» и какое-то время работала в школе. Но там я себя не увидела. Потом, благодаря своему преподавателю с филологического факультета Людмиле Ивановне Дергун, попала в вуз. Наталья Степановна Ярыгина как раз открывала на кафедре литературы специализацию «Журналистика». Как всегда, поверила в меня. Помню, первые годы работы мне сложно было заходить в аудиторию – каждый раз это было преодоление себя. Я ведь интроверт. Мне бы книжки в тишине почитать... Даже о них не очень люблю делиться своими впечатлениями. А тут нужно было постоянно всем делиться. Это давалось непросто.

– Но и интересным был новый опыт, наверное?

– Интересным – да, но это же постоянное состояние стресса!

– Вы научились справляться со своими барьерами?

– Я научилась с ними жить. Справляться не научилась. Человек же по своей природе не меняется.

 

О работе в вузе и студентах

– А в чём особенность учебного процесса сейчас?

 Сегодня от студентов мы ожидаем, что они сами будут глубоко вникать в профессиональные вопросы, погружаться в темы, самостоятельно изучать то, что им интересно, а потом задавать вопросы преподавателю. Когда студенты демонстрируют высокий уровень заинтересованности и подготовки, каждый преподаватель на это откликается. Если хотят заниматься наукой или делать интересный проект, у нас для этого всегда найдётся время и возможность.

– Как студент кафедры «Журналистика» могу сказать, что градус свободы у нас достаточно высокий.

– Профессия обязывает. Без равноправной коммуникации очень сложно подготовить свободно мыслящих выпускников. Относясь к ним как к равным, мы от них получаем живой отклик. Если приходится просить о какой-то помощи – получаем её в таком объёме! Мы понимаем – студенты всегда помогут!

– А за время вашей работы в вузе студенты сильно изменились?

– Думаю, что студенты, в сущности, сильно не меняются: всегда есть те, кто приходит на занятия после долгого «гуляния», есть те, кто приоритетом выбирает учёбу, и те, для которых учёба как...

– ...приятное дополнение...

– ...либо неприятное дополнение к личной жизни. Со студентами всегда сложно и интересно. Скорее, изменился статус преподавателя: раньше он воспринимался как единственный носитель знания, и студенты понимали, что если что-то упустят, то догнать будет сложно. Сегодня благодаря огромным объёмам и доступности информации студенты многое могут найти сами. Другое дело, что они не всегда умеют знания применить – и здесь как раз нужен преподаватель, который должен постоянно держать себя в форме (осваивать новые знания и умения), чтобы хотя бы чуть-чуть быть выше студента. Нужно иметь широкий кругозор, богатую эрудицию и следить за новыми трендами...

– Вам удаётся в этой гонке лидировать, как вы думаете?

– Не знаю. Иногда да, иногда нет. Думаю, это нормально, когда студент где-то забегает вперёд, потому что есть какие-то вещи, которые ими быстрее и осваиваются, и усваиваются, и применяются. Преподаватель должен оставаться носителем фундаментальных знаний, инициировать освоение актуальных умений... А в том, что приходит в профессию как особенность времени, пусть студенты будут лучше нас.

– Вы всегда стараетесь привнести в учебный процесс что-то новое, интересное. Как вам удаётся генерировать идеи и находить жизненные силы на их реализацию?

– С трудом мне это удаётся (смеется). В ущерб другим вещам, личной жизни. Но сейчас практически у любого преподавателя рабочий день длится как минимум часов 18, и это независимо от того, есть у него пары в этот день или нет. Это тоже своего рода особенность современного преподавания.

– Подпитываетесь студентами?

– Конечно подпитываюсь! Мне кажется, все преподаватели немного вампиры (улыбается). Для всех важны личные встречи, общение, обсуждение спорных вопросов, обмен знаниями, чувствами, эмоциями. Студенты ведь наш главный стимул и смысл работы. От общения с ними и идеи рождаются, и вдохновение появляется.

– Сфера ваших научных интересов – это ещё и жанры, и форматы в СМИ. Чем они вас так привлекают?

– Это интерес ещё с филфака. Жанры и форматы – это же характеристики текста, поэтому мой интерес – очередной виток развития «вечной темы». Ничего не поменялось за долгие годы: у меня как была любовь к тексту, так она и осталась.

– Вы работаете на кафедре уже 20 лет. Какие традиции сформировались за эти годы?

– Лучшая традиция – это то, что мы очень хорошо друг к другу относимся. У меня всегда было ощущение, что кафедра – это семья, члены которой совместными усилиями пытаются что-то сделать. И кажется, пока у нас всё получается. Мы всегда вместе разрабатывали и разрабатываем учебные планы. Мы один за другим получали учёные степени, помогали друг другу чем могли. Несколько наших выпускников защитили кандидатские диссертации – и это тоже всегда было общим делом. Мы начинали работать с одним компьютером. А теперь у нас два компьютерных класса, лаборатория радио и, конечно, медиахолдинг «Есть talk!», оборудованный современными техническими средствами и программами. Благодаря возможности студентов проходить практику в конвергентной редакции решена проблема оторванности вузовского образования от реальной профессиональной деятельности.

– С 2019 года вы возглавляете кафедру. Что нового произошло за период вашего руководства?

– Мы перешли на новый стандарт обучения (стандарт третьего поколения). Министерство меняет стандарты, то есть требования к подготовке студентов в вузе.

До этого стандарты обучения сильно регламентировали образовательный процесс, вплоть до названия предметов. А новый стандарт ФГОС 3++ сделан по-другому: теперь вузам даётся больше свободы в выборе дисциплин, за счёт элективных дисциплин формируются индивидуальные траектории обучения, у вузов есть возможность выбирать, оставлять или нет государственный экзамен. Мы, например, оставили только выпускную квалификационную работу.

При разработке нового учебного плана мы ориентировались на профессиональные стандарты, требования работодателей, современные тренды в образовании, опыт ведущих вузов. Именно поэтому в него были включены предметы, связанные с цифровыми технологиями, с программным обеспечением. Так что сейчас для студентов направления «Журналистика» созданы хорошие условия. А дальше многое будет зависеть от участников процесса – от студентов.

– Как выстраивается взаимодействие нашей кафедры с другими структурами, с Молодёжным медиахолдингом?

– С другими кафедрами нашего института – великолепно. Сотрудники других кафедр и заведующие – наши единомышленники. Все всегда работают на благо студентов, все друг друга поддерживают. Аккредитация 2018 года, кстати, это доказала. Мы успешно её прошли в том числе и потому, что все объединили усилия.

Взаимодействие с Молодёжным медиахолдингом «Есть talk!» начиналось, когда я ещё не была заведующим. Дело новаторское и непростое – вписать постоянную практику в учебный процесс и при этом включить и студентов, и преподавателей в процесс выпуска материалов на всех платформах медиахолдинга. Отношения кафедры и медиахолдинга долго выстраивались. Конечно, были сложности, в том числе и у студентов. Первоначально они восприняли непрерывную практику не очень положительно, но в какой-то момент всё наладилось, мы договорились о принципах взаимодействия кафедры и редакций и сейчас стараемся соблюдать договорённости.

Я считаю, что медиахолдинг – это прекрасная возможность для студентов непосредственно во время обучения прокачать свои профессиональные навыки в реальных условиях. Так что медиахолдинг – партнёр, который кафедру серьёзно усиливает.

– Какие задачи стоят перед кафедрой сегодня? Какие трудности уже очевидны при их решении?

– Задач стоит много, они меняются ежегодно в зависимости от ситуации в образовании, в стране. Но очевидно, что сегодня кафедра – это такое подразделение, от которого требуется осуществлять сразу несколько видов деятельности: образовательную, научную, воспитательную, проектную и другие. С первой у нас всё прекрасно.

Сложнее с наукой. Загруженность преподавателей не позволяет полностью погрузиться в исследования. Из-за этого отсутствуют прорывные результаты. Но мы работаем. Ищем перспективные направления исследований. Например, [доцент кафедры] Анна Витальевна [Куприянова] в 2021 году начала активно разрабатывать актуальную тему подкастов. И исследует их, и сама делает интересный подкаст «А как там у вас, в Америках?!».

Что касается проектной деятельности, то благодаря Елене Робертовне Раскатовой кафедра и здесь смогла себя проявить. В 2020–2021 гг. мы участвовали в реализации гранта, который получил [благотворительный] фонд имени С. Ф. Жилкина. Елена Робертовна со студентом делала серию портретных интервью с руководителями АВТОВАЗа к юбилею завода. Процесс был достаточно сложный, но в итоге всё получилось. Елена Робертовна – большая умница!

Просмотров: 98
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей