C древности известно о магической силе музыки. Она может активизировать человека, заставить смеяться, или, наоборот, грустить. Но музыка ещё и мощное лечебное средство, способное глубоко воздействовать на физическое и психическое состояние человека. И доказать это взялись участники опытно-экспериментального, обучающего проекта «Активная музыкотерапия с использованием барабанов мира», который реализуется в Тольяттинском государственном университете с ноября 2017 года на кафедре теоретической и прикладной психологии.
Эффективная альтернатива
Авторами уникального проекта «Активная музыкотерапия с использованием барабанов мира» являются кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой «Теоретическая и прикладная психология» ТГУ, руководитель магистерской программы «Психология здоровья» Елена Денисова и директор АНО Проект «Барабаны мира», основатель школы барабанов мира, руководитель Международного фестиваля «Барабаны Мира» Марина Ерофеева. Именно их авторская «Методика регуляции психоэмоционального состояния методом активной музыкотерапии» и стала основой проекта. Музыкотерапия с инструментами перкуссионного ряда и барабанами используется здесь как альтернативный метод нормализации психоэмоционального и психофизиологического состояния человека. Главное преимущество – в высокой эффективности и доступности этого метода для людей разных возрастных и гендерных групп.
Занятия по активной музыкотерапии проводятся на базе Тольяттинского госуниверситета с 11 ноября 2017 года. Работа идёт в группах по 8-14 человек. В начале и конце занятия все участники обязательно проходят экспресс-диагностику психоэмоционального состояния с использованием цвето-психологической методики швейцарского психолога Макса Люшера. Также фиксируются психофизиологические показатели организма по результатам использования группы методов, основанных на биологической обратной связи (БОС), что позволяет диагностировать состояние организма по особенностям дыхания и изменениям периферической температуры тела. В ходе работы участники приобретают клиентский психотерапевтический опыт и навыки самопомощи (т.е. использование техник музыкотерапии для диагностики и регуляции собственного состояния). Как отмечает Елена Денисова, в 70% случаев психоэмоциональное состояние в конце занятий гармонизируется и приближается к аутогенной норме.
На данный момент в ТГУ заканчивается первый цикл практических занятий по активной музыкотерапии. Следующий планируется запустить в марте 2018 года. Посвящён он будет командообразованию (team-building). Участники пройдут через все этапы развития команды: отбор членов команды, её формирование, этап конфликта и выведение на устойчивый рабочий ритм. Также будут отрабатываться личностные и социальные позиции в группе с использованием техник повышения конкурентоспособности для активизации дополнительных творческих ресурсов и в целях повышения общей эффективности команды. Ещё один цикл занятий планируется посвятить аутосуггестивным техникам и техникам сохранения здоровья.
В едином ритме
И о самом главном: как же музыка воздействует на человеческий организм? Современные научные исследования подтверждают, что музыка воспринимается одновременно двумя полушариями головного мозга. В обычном же состоянии у человека активно либо левое полушарие (склонность к абстрагированию и обобщению, оперирование словами и условными знаками), либо правое (человек опирается на интуицию и имеет склонность к творчеству, оперирует образами). Существует гипотеза синхронного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одаренности человека. Таким образом, активизация одновременно левого и правого полушария может открыть новые способности и ресурсы человека.
Но самое сильное воздействие на организм оказывает ритм. Ритмы музыкальных произведений лежат в диапазоне от 2,2 до 4 колебаний в секунду, что очень близко к частоте дыхания и сердцебиения. Поэтому физиологическое воздействие музыки основано на том, что нервная система, а с ней и мускулатура человека способны усваивать ритм. Музыка стимулирует физиологические процессы организма, происходящие ритмично как в двигательной, так и вегетативной системе. Человек подстраивает работу своего организма под определённый музыкальный ритм. В результате восстанавливается стабильная частота сердцебиения и дыхания, снижается болевая чувствительность, меняется психоэмоциональное состояние, настроение и работоспособность.
Между ритмом движения и ритмом внутренних органов также существует определённая связь. Используя музыку как ритмический раздражитель, можно достигнуть гармонизации ритмических процессов организма в большей компактности и экономичности энергетических затрат.
Музыкальное лекарство
Как поясняют авторы проекта, основной терапевтический принцип, используемый на занятиях по активной музыкотерапии, – изопринцип (монопринцип). Он заключающийся в том, что подобная музыка и ритмы лечат подобное состояние. Организм человека вступает в резонанс с определенным ритмом, что даёт доступ к состояниям и чувствам и их проработке.
Так, для актуализации и выражения эмоций, чувств, состояний, формирования определенных поведенческих навыков используются восточные барабаны, тибетские поющие чаши, рамочные барабаны народов мира и другие инструменты перкуссионного ряда. Кстати, эти инструменты не требуют сложных навыков владения; с их помощью можно издавать различные звуки, отражающие всю палитру психоэмоциональных состояний человека.
На занятиях по активной музыкотерапии можно познакомиться с различными инструментами. Интересен, к примеру, барабан ашико — западноафриканский барабан в форме усечённого конуса. Его родиной считается Западная Африка, предположительно Нигерия. Название чаще всего переводят как «свобода». Ашико использовались при проведении воинских ритуалов посвящения, ритуалов общении с предками, для передачи сигналов на расстояния и т.д..
Внимания заслуживают и рамочные барабаны. Воздействие издаваемых ими звуков на организм человека особое. Не удивительно, что именно рамочные барабаны часто используются в шаманских практиках исцеления. Рамочные барабаны, или frame drums – это цилиндрические барабаны с очень узким, по сравнению с диаметром мембраны, корпусом. Их зачастую называют просто бубнами, хотя это не совсем правильно. Рамочные барабаны - древнейшие музыкальные инструменты: их изображения можно увидеть, например, на древнеегипетских барельефах, шумерских вазах и древнеримских фресках. Сакральная роль этих инструментов отчасти сохранилась и в наши дни. Камлание под шаманские бубны, трансовое погружение вращающихся дервишей под аккомпанемент дафов, стремительные тарантеллы и пиццикареллы (да, не удивляйтесь, эти итальянские танцы - тоже пережиток древних мистерий) – всё это, как ни странно, ещё можно увидеть и услышать в наш век космических полётов и интернета.
Материал подготовлен сотрудниками кафедры «Теоретическая и прикладная психология Тольяттинского государственного университета.
Кстати…
Целебное воздействие музыки на физическое и психическое состояние человека известно с древних времён. Известна притча, описанная ещё в Ветхом Завете: игрой на арфе Давид излечил Саула от депрессии. В Древнем Египте музыка использовалась как средство лечения бессонницы, а в Древней Греции звуки трубы лечили болезни позвоночника и расстройств нервной системы. Аристотель называл музыку способом катарсического очищения души и лечения. Пифагор ввёл понятие «музыкальной медицины» и использовал в практике одни мелодии, «чтобы лечить пассивность души, чтобы не теряла она надежды», другие мелодии – против ярости и гнева. В Китае до сих пор широкой популярностью пользуется основанный на традициях даосской медицины, метод вокального вибромассажа, который основан на пропевании отдельных звуков с целью оздоровления определённых органов и систем организма. Каждой этнической группе, каждому народу и этнокультуре характерны музыкальные и исполнительские традиции, инструменты. Следовательно, музыка имеет символическое значение и содержит архетипы ритма и звука, свойственные человеку как существу природному и биологическому.