Большой жестокий брат

Что роднит, а что различает людей и животных? Тема взаимоотношений человека и живой природы представлена в спектакле «Плаха» театра юного зрителя «Дилижанс». Постановка создана по мотивам одноименного романа Чингиза Айтматова. 23 ноября в ТЮЗе состоялся очередной показ спектакля.

История постановки началась ещё в 2015 году – на фестивале «Премьера одной репетиции». Режиссёр Екатерина Зубарева выбрала роман в качестве литературного материала для конкурсной работы. Спектакль стал победителем фестиваля и вошёл в постоянный репертуар «Дилижанса». «Плаха» исполняется на малой сцене ТЮЗа «Чёрный квадрат». По словам режиссёра, камерная сцена позволяет создать образ юрты и сделать зрителя сопричастным к происходящему. Помогают в этом и этнические музыкальные инструменты.

На протяжении всего спектакля актёры играли на барабанах, бубне и варгане. А сценический текст они не произносили, а протяжно пропевали.

- Я подумала, что эту историю должны рассказывать некие народные рассказчики. В киргизской культуре меня заинтересовали сказители эпоса «Манас». Они своеобразно напевают текст. В итоге я решила, что историю наших героев будут рассказывать некие манасчи, - пояснила Екатерина Зубарева.

Стихотворную форму тексту Чингиза Айтматова придал актёр Пётр Зубарев. Его стихи легли на запоминающийся этнический мотив. В своей постановке режиссёр сделала акцент на первой и третьей части романа. Это позволило сосредоточить внимание зрителя на важных темах – семейных взаимоотношениях, человеческих ценностях, взаимодействии человека с живой природой.

Первая часть спектакля — появление волчьей пары Ташчайнара (Пётр Зубарев) и Акбары (Екатерина Зубарева). Образы животных точно проработаны актёрами. Их вой был почти неотличим от настоящего, движения филигранны.

Во второй части раскрываются взаимоотношения людей и животных. Волки теряют своё потомство, и всему виной - человек. Следующее потомство у пары крадёт пьяница Базарбай (Дмитрий Кошелев). Подлый поступок становится причиной несчастья – и в стае волков, и в семье людей. Трагедия происходит в семье Бостона (Константин Федосеев) и его жены Гулюмкан (Ася Гафарова) – утрата сына Кенджеша. В спектакле сравниваются чувства Гулюмкан и волчицы Акбары. Обе матери теряют детей. Обе безутешны в своём горе.

Одна из ключевых сцен спектакля – встреча Бостона и Базарбая. Их спор был выражен в танце, который по своей пластике напоминал шаманский обряд. Движения актёров были точными и органично сочетались со сценическими образами.

Огромная работа была продела режиссёром и актёрами, чтобы рассказать трогательную историю зрителю. Спектакль заставляет задуматься о том, насколько мы можем быть жестокими по отношению к животным, к окружающей среде, о том, что природа хранит вечные ценности и не позволяет людям о них забывать.


Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей