Чеховские женщины

«Женщины без мужского общества блекнут,

а мужчины без женского глупеют»

А.П. Чехов

Что значит «быть женщиной»? Этот вопрос стоит в одном ряду с извечным «что такое любовь?». Рассуждений много, но доподлинного ответа никто не знает. Спектакль «Женщины» тольяттинского театра «Колесо» по ранним рассказам Антона Чехова приоткрыл «закулисье» их жизни. Они прихорашиваются, влюбляются, хранят секреты, терпят измены и сами изменяют... Это женщины!

Спектакль «Женщины» тольяттинского театра «Колесо» стал для меня ярким аргументом в пользу того, что у провинциальных театров есть шанс подняться на действительно высокий уровень. Не раз я ловила себя на мысли, что нахожусь если и не в столичном, то, во всяком случае, в очень известном театре. Потрясающе оформленная сцена – заслуга Сергея Дулесова, головокружительной красоты костюмы Максима Обрезкова, выверенная работа со светом и 24 актёра! Но главное – истории, которые рассказывают зрителю герои чеховских рассказов «Юбилей», «Который из трёх?», «Переполох», «Несчастье», «Ведьма», «Хористка». Думаю, посмотреть их лучше со своим любимым человеком.

В «Женщинах», как и в жизни, героини разные, но сюжеты их судеб знакомы нам. Даже не верится, что Чехов сочинил их больше века назад. Здесь есть несчастная любовь, женское соперничество, нежная дружба и семейные драмы. Собрал воедино и преподнёс эти истории тольяттинскому зрителю режиссёр Михаил Чумаченко.

Каждый «рассказ» начинается с эпиграфа. Первую историю открыл вопрос банкира Андрея Шипучина (в исполнении Андрея Чураева), адресованный пожилому Кузьме Хирину (Евгений Князев): «За что вы так ненавидите женщин?». Здесь на сцене появляется взбалмошная жена Шипучина Татьяна Алексеевна (Елена Барамикова), которая начинает громко рассказывать о своей недавней поездке. Подобно буре в тихой заводи, она нарушает спокойствие и дремотную атмосферу вокруг мужчин-финансистов. Для одного её эмоциональность – глоток свежего воздуха, для другого – головная боль, катастрофа, смерч. Как выяснилось, за одно и то же женщину могут и любить, и ненавидеть...


В следующей новелле раскрываются вопросы денег и чести. Надя из рассказа «Который из трёх?» делает сложный выбор между тремя мужчинами: любимым, но бедным; хорошим, но наивным и скучным; высокопоставленным, но без серьёзных намерений. Сам Чехов свою героиню называет «молодой, хорошенькой и развратной гадиной». Актрисе Марине Филатовой, которая исполняет роль Нади, такая характеристика не подходит вовсе: это прекрасная молодая женщина, звонкая и тоненькая, как струнка. Но её героиня ломает стереотип о женской натуре. Вместо того, чтобы сидеть дома и готовить обед, она пускается в пучину страстей. В некотором смысле эта история созвучна с «Переполохом», где барыня Кукушкина (Елена Добрусина) замужем за слабым мужчиной (Пётр Касатьев). Актёрская игра Касатьева покорила зрителей. Он восхитил зал своей пластикой и умением серьёзно обыгрывать комичные ситуации, которых у подкаблучника хватает, ведь Кукушкина всё берёт в свои руки и даже не думает воспринимать мужа всерьёз. Ему ничего не остаётся, кроме как волочиться за молоденькими пугливыми гувернантками, чтобы хотя бы ненадолго вновь почувствовать себя мужчиной.

«Несчастье» – одна из многочисленных историй дружбы между мужчиной (Ильин в исполнении Яна Новикова) и женщиной (Софья ЛубянскаяОльга Вольская). Софья давно замужем, но не в силах забыть старую дружбу с соседом по даче и освободиться от оков многолетней связи. Знакомая история?

Тёмную сторону женской души раскрыла новелла «Ведьма» с эпиграфом «Крыс и жен духовного звания принято отравлять морфием». Дьячиха Раиса Ниловна (Юлия Киреева), как предполагает её муж Савелий Гыкин (Сергей Максимов), якобы владеет чёрной магией. Но, как становится понятно по ходу сюжета, речь идёт всего лишь об элементарной женской интуиции. Как же всё-таки легко в женщинах уживаются святость и хитрое ведьмовское начало!

Заключительным сюжетом спектакля стала «Хористка» – разговор двух несчастных женщин: жены и любовницы, обличающий их пороки и вскрывающий их раны. Каждая хочет извлечь выгоду из своего положения. Жена (Елена Радионова) требует от молоденькой любовницы мужа, хористки Паши (Нина Кучерук), подарки, которые тот ей преподнёс. Требует настойчиво, взывая к совести, ведь ей не на что содержать общих с мужем детей. И молоденькая Паша вытряхивает все свои кошелёчки и шкатулочки. Здесь свою роль сыграли декорации: «бирюльки» эффектно летели со второго этажа, со звоном падая на сцену, и звон их сливался с плачем бедной девушки.


В качестве музыкального оформления постановки были выбраны гитарные романсы, что внесло особую интонацию в спектакль. Во всём этом красочном калейдоскопе историй, образов, декораций и костюмов подкачал разве что темпоритм. Временами взрываясь хохотом, зрительский зал понемногу начинал скучать, уставая вникать в перипетии чеховских сюжетов и оживляясь только в динамичных сценах.

Спектакль был сыгран в духе произведений Чехова – легко, но поучительно. Рассказанные истории натолкнули на мысль о том, что совершенно непохожие друг на друга женщины на самом деле ищут в жизни одно – любовь. Ищут, пробираясь через страдания и муки. Чеховские рассказы были актуальны двести лет назад, актуальны сегодня и будут актуальны ещё многие годы. Всё-таки все мы немного чеховские женщины. И мужчины, конечно же.

Поделиться с друзьями
Назад к списку статей