Экология: миссия выполнима. Учёные ТГУ изучили уровень экологической ответственности тольяттинской молодёжи

Экология сегодня – самая горячая (во всех смыслах слова) тема в мире. В декабре 2019 года глава ООН Антониу Гутерриш после завершения конференции Организации Объединенных Наций по изменению климата в Мадриде заявил, что разочарован результатами Конференции по климату. «Международное сообщество упустило важную возможность продемонстрировать более серьёзную готовность принять меры в области сдерживания изменения климата, адаптации к его последствиям и финансовой поддержки развивающихся стран», – сообщается на официальном сайте ООН.

Ставшая мгновенно суперзвездой Грета Тунберг говорила об этом весь 2019 год. Шведская школьница и экоактивистка ярко выражает своё возмущение экологической обстановкой и отношением к этому людей.

Тема экологии проникла всюду, даже в мир моды. Шубы из искусственного меха, сумки-авоськи и прочие эко-френдли предметы гардероба – самые актуальные тренды и от кутюр, и в масс-маркете. Бренд Alexander McQueen при создании своих коллекций использует только органический хлопок, выращиваемый без пестицидов и химикатов, а бренд Armani помогает в установке систем для накопления и очистки воды. Одним словом, экология – это модно.

Но если говорить серьёзно, тема экологии – это не просто тренды, восходящие звёзды и актуальные новости. Экология – это то, что каждую минуту влияет на нашу жизнь и жизнь последующих поколений.

В центре нацпроекта

Экология сегодня – приоритетный для России вопрос. В число 13 национальных проектов входит и нацпроект «Экология». Среди его основных целей: эффективное обращение с отходами производства и потребления, включая ликвидацию несанкционированных свалок в границах городов; снижение уровня загрязнения атмосферного воздуха, повышение качества питьевой воды; создание новых особо охраняемых природных территорий. В ноябре 2019 года опорный Тольяттинский государственный университет посетил Владимир Бурматов, председатель Комитета Государственной Думы РФ по экологии и охране окружающей среды. На встрече со студентами ТГУ он отметил, что борьбу за экологическое состояние страны каждый должен начать с себя – воспитать в себе ответственность за экологию.

 

Какой герой нужен этому миру?

В Тольяттинском госуниверситете учёные-социологи провели исследование на тему экологической ответственности молодёжи в 2017 году. Исследование проводилось в рамках проекта «Концептуальная инновационная модель социо-эколого-экономической системы Самарского региона». Его реализация стала возможной благодаря гранту Российского фонда фундаментальных исследований (грант РФФИ № 17-46-630560 р_а), который получила кафедра «Социология» ТГУ.

– Проблемы экологии актуальны для нашего региона и это отмечает общественность Тольятти. Современной молодёжи досталось очень тяжелое наследие. Предыдущее поколение строило [Жигулёвскую] ГЭС и крупные химические предприятия, не задумываясь о влиянии индустриального бума на экологию. Экономические и политические интересы выходили на первый план, а природу рассматривали как источников неисчерпаемых ресурсов. Как результат – экологии нашего региона был нанесён разрушительный урон, – пояснила необходимость исследования доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия» ТГУ Ирина Цветкова.

В рамках реализации этого проекта учёные ТГУ проанализировали подходы людей к экологической деятельности, изучили проблему устойчивого развития городов, которая, по их мнению, зависит от эффективной взаимосвязи общества, экономики и экологии, и провели исследования формирования «зелёной экономики» в Самарской области. Важной частью этого масштабного социологического исследования стало изучение экологической ответственности молодёжи.

В ходе исследования было проведено анкетирование студентов второго и третьего курсов технических, гуманитарных и естественнонаучных направлений подготовки ТГУ, а также студентов Волжского университета им. В. Н. Татищева. Всего было опрошено 414 молодых людей. В проведении анкетирования учёным активно помогли студенты-социологи: в рамках практики они занимались сбором данных, которые затем анализировали учёные.

Результаты исследования представлены в научной статье «Социальные критерии экологической ответственности молодёжи». Материал был опубликован в высокорейтинговом научном журнале «Интеграция образования», индексируемом в библиографической и реферативной базе данных Scopus. Авторы статьи – доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия» Ирина Цветкова и доктор социологических наук, заведующий кафедрой «Социология» Татьяна Иванова.

В центре внимания

– В зарубежных теориях учёных-социологов используется термин «экологическое сознание», мы же при проведении социологического исследования намеренно ввели понятие «экологическая ответственность», ведь ответственность предполагает практическую направленность. Она связана с тем, что человек регулирует свою деятельность, опираясь на нормы, и сознательно осуществляет действия для предотвращения экологических проблем или для их решения, – рассказывает Ирина Цветкова.

Учёные предложили рассмотреть экологическое сознание на примере молодёжи Тольятти в разрезе трёх критериев – когнитивного, ценностного и деятельностного. Такая структура дала возможность детально проанализировать экологическую ответственность молодёжи.

Когнитивный критерий: выявление информированности молодёжи об экологической обстановке в городе, о проводимых в Тольятти экологических мониторингах, акциях. Так, например, студентов просили назвать основные экологические проблемы Тольятти.

На основе собранных ответов учёные ТГУ составили рейтинг экологических проблем Тольятти. Первое место заняла проблема загазованности воздуха, второе – загрязнение мусором мест отдыха горожан, третьей в рейтинге стала проблема беспризорных животных. А вот радиационное загрязнение местности волнует молодёжь меньше всего: эта проблема оказалась на последнем, одиннадцатом месте рейтинга.

Ценностный критерий: выявление ценностного отношения студентов к окружающему миру. Респондентам предложили выразить отношение к спроектированным ситуациям. Например, можно ли стрелять по деревьям, птицам, животным? 98 % опрошенных оказались против этого. Можно ли выбрасывать мусор и пластиковые упаковки в неположенных для этого местах? Против высказались все 100 %. Также студентов спросили о том, нужно ли придерживаться правил поведения во время отдыха на природе.

Нашлись и те, кто не считает общепринятые правила поведения обязательными для исполнения. 8 % опрошенных полагают, что можно полностью расслабиться, не стесняя себя никакими правилами, а 4 % студентов считают, что правила можно нарушить, если нет угрозы неизбежного наказания. Но большинство – 88 % опрошенных – считают, что существуют правила, которых нужно обязательно придержи­ваться, чтобы не нанести ущерб при­роде и другим людям.

Деятельностный критерий: изучение вовлечённости респондентов в экологическую деятельность.

Только 50 % опрошенных принимали участие в субботниках по очистке лесов и парков, 13 % респондентов посещали экологические экспедиции, 10 % собирали подписи против экологически опасных проектов, 5 % участвовали в мероприятиях по охране прав животных, 3 % принимали участие в экологических митингах, 2 % занимались охраной природы в заповедниках и лишь 1 % респондентов занимается разработкой проектов по экологическим проблемам. Однако 63 % опрошенных пытаются вести здоровый образ жизни.

 

Вместо выводов

Результаты исследования позволили учёным понять, что в сознании опрошенных преобладают ценностные и когнитивные составляющие. Молодёжь хорошо осведомлена об экологической обстановке Тольятти, знает о самых острых проблемах и считает их очень важными. Однако молодые люди не принимают должного участия в решении экологических проблем. Экологическая ответственность у молодёжи Тольятти развита слабо, есть понимание важности проблем, но крайне редко предпринимаются попытки к их решению.

Экологическое образование – тема для обсуждения не только российских учёных. Например, в «Междисциплинарном журнале экологического естественно-научного образования», который издаётся в Великобритании, часто публикуются статьи о мировых тенденциях экологического образования.

– Западные учёные изучают, как сформировать экологическое сознание и побудить население к действиям по защите экологии. Экологическое образование на Западе начинается с детского сада и продолжается вплоть до студенчества. Цель – чтобы ребёнок, выбирая товар, задумывался о том, из чего этот товар сделан, не нанесёт ли потребление этого товара вреда экологии. Так у детей детсадовского возраста формируются правильные экологические ориентиры потребительского поведения. Также на Западе обсуждают плату за доступ к дикой природе, когда возможность погулять по лесу или покупаться в озере становится платной, – рассказывает Ирина Цветкова. – Наше общество находится в переходном состоянии. У нас индустриальное наследие, мы переходим в постиндустриальное информационное общество, а для этого нужно много чего поменять и переосмыслить, изменить сознание людей. У нас природные ресурсы в силу экономических условий порой рассматриваются как средства, чтобы выжить, а если и к ним запретить свободный подход, к чему мы придём? Те модели, которые применяются на Западе, будут не совсем понятны и, скорее всего, не подойдут к российским условиям.

 

***

Одна из героинь сериала «Рассказ служанки» говорит: «Ты садишься в кастрюлю с холодной водой и не сразу понимаешь, что вода уже начинает закипать». То же и с экологическими проблемами: пока мы не придаём им должного значения, они только множатся. Пора посмотреть на себя со стороны и сделать выводы.

 

Учёные, работавшие над проектом «Концептуальная инновационная модель социо-эколого-экономической системы Самарского региона»

• Ирина Цветкова, доктор философских наук, профессор кафедры «История и философия» ТГУ

• Татьяна Иванова, доцент, доктор социологических наук, заведующий кафедрой «Социология» ТГУ

 Евгения Желнина, доктор социологических наук, доцент, профессор кафедры «Социология» ТГУ

• Наталья Горбачёва, старший преподаватель, методист кафедры «Социология» ТГУ.


Просмотров: 35
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей