Филолог Леонид Клейн: «Я не против, чтобы эльф был любого цвета кожи»
4 марта 2022

Как прокачать эмоциональный интеллект через чтение? Как книги формируют культурный код страны? Можно ли отнести блоги к литературе и бывают ли эльфы темнокожими? Об этом в интервью «Тольяттинскому университету» рассказал известный филолог и просветитель Леонид Клейн.

«Я не знаю, что такое главные книги»

– Сейчас очень актуальны блоги. Как они влияют на литературу?

– Это форма культуры. Но блогер или интересен самому себе – и он главный герой – или ему интересно то, о чём он говорит. Это трибуна, зеркало или это объектив? Или это фасад и маска – «известный блогер». Вот о чём можно подумать.

– Можно ли назвать блог новой литературой?

– Не знаю... Литература – она вполне себе старая. Это как записки на манжетах, вроде ничего нового. Возникают споры, комментарии, много лайков... Это безусловно интересное явление.

– Количество лайков – это критерий качества того, что написано в блоге?

– Смотря какая аудитория. Если это триста избранных людей (людей с высшим образованием), то это круто. Я понимаю, про что вы, и это интересное, живое, динамичное явление. Люди, которые пишут свои комменты, – у них есть свой стиль, свои мемы, свои шутки. Это сообщество. Нечто среднее между новой тенденцией, жанром и т. д. Это точно новое явление – но не совсем новое, если начнём смотреть назад. Это новая вещь, и это здорово.

– Что можно назвать литературным или культурным кодом?

– Многое. Цитату из известной книги, шутку – но тогда культурных кодов много, потому что есть разные страны, есть количество заданных и непрочитанных книг.

– Именно непрочитанных?

– Всем задаётся «Война и мир». Можно собрать огромное сообщество людей, которые не прочли эту книгу, и это тоже часть культурного кода. Возникают идиотские мифы вроде «когда я была маленькой, я читала в „Войне и мире“ только про любовь, а мальчики про войну», хотя там нет такого разграничения.

– Можно ли назвать главные книги литературного кода России?

– Мне кажется, что у некоторых классических текстов срок годности не прошёл. И «Мёртвые души» абсолютно живой текст, и Чехов, и Достоевский, и Толстой. Это не архаика. Я перечитывал что-то из «Мёртвых душ» недавно – и я продолжаю смеяться. Значит, это живо. Я не знаю, что такое главные книги. Мы видели, как какие-то книжки были главными, а потом они исчезли. Было несколько поколений, которые в школе читали роман «Что делать?». Кто его сейчас читает, кто помнит?.. Я, кстати, не говорю, что это плохой роман. Или все читали «Поднятую целину». Все! Где это теперь? Мне кажется, что Солженицын – очень важный и очень крупный писатель. Просто нужно время, чтобы оценить его масштаб. Как любой человек, который был очень активен и умер недавно, он вызывает много эмоций. Попробуйте спросить людей – кто читал или перечитывал «Матрёнин двор»? А это большая русская литература. И это главная книга, одна из главных.

«Любая интерпретация должна иметь основание»

– В связи с анонсами секретного сериала по «Властелину колец» от Amazon возникло очень много споров из-за ожидания весьма смелых решений образов персонажей: например, некоторые из эльфов – темнокожие. Возможны ли интерпретации такого плана по отношению к литературным источникам в кинематографе, на ваш взгляд?

– В смысле – может ли Наташу Ростову играть чернокожая девушка? Всегда нужно понимать, ради чего это происходит. Что мы делаем. Если нам нужно непременно утвердить политкорректность в каждом нашем дыхании, тогда это уже не про литературу. Это ничем не отличается от советской идеологии. Получается как в анекдоте. Приносит писатель роман в издательство, у него по сюжету в какой-то момент влюблённые лежат в постели. Редактор говорит: «Это всё хорошо. Но где у вас классовая борьба?» И автор добавляет: «За окном шёл дождь, рабочие возвращались с завода и полыхала Октябрьская революция».

Если вы не можете выпустить сериал, где эльф – это эльф, потому что кто-то обидится, то это уже такое явление в культуре. Где все обижаются.

– Однако сторонники такого подхода говорят, что надо широко понимать источники. Визуальная интерпретация может быть любой, так как в книге нет точных данных...

– Тут нужно понять, кто лукавит и для чего. Хотя я не против, чтобы эльф был любого цвета кожи.

– А как вам гендерфлюидный Гендальф?

– Любая интерпретация должна иметь некоторое основание. Если это основание внутри текста – то да. Если это основание для зрителей только потому, что у них есть какие-то идеологические установки – то нет.

– Вы могли бы обозначить самые любимые фильмы по литературным источникам? Например, топ-10.

– Топ-10 сейчас не назову. Но отмечу «Мёртвые души» Швейцера и его же «Маленькие трагедии» по Пушкину. Мне кажется, что «Мёртвые души» – просто прекрасная экранизация. И ещё – тут я могу немножечко слукавить – прекрасные экранизации у Шукшина по его же собственным рассказам. Но это очень редкий случай.

«Работа культуртрегеров всегда будет»

– Сейчас в основном читают соцсети, а не книги. Можно ли изменить ситуацию? Например, устраивать книжные клубы или размещать в инстаграме, как вы это делаете, свои впечатления о книгах?

– Работа культуртрегеров всегда будет, она всегда продолжается. И это всегда какой-то энтузиазм. Вы упомянули мою скромную фигуру. Я действительно в инстаграме всё время что-то публикую. Для чего я это делаю? Потому что сам на себя возложил некоторую миссию. У меня нет миллиона подписчиков, мне за это никто не платит. Но находятся люди, которым это интересно. Их немного. Но людей, которых интересует «Война и мир», всегда немного.

– Каким образом чтение прокачивает эмпатию и эмоциональный интеллект?

– Очень сложно проявлять эмпатию, если у вас нет образов проявления эмпатии. То есть когда вы что-то читаете, вы можете безопасно сопереживать. Когда вы находитесь в конфликте (неважно, вы жертва, насильник, свидетель или вам рассказали историю о том, что происходит с родственниками, с друзьями), вы уже вовлечены. В литературе вы тоже можете быть вовлечены, но при этом вы не часть этого. Это идеальная ситуация, и вы можете это проработать, вы можете это увидеть, вы можете этим потом воспользоваться, вы можете сказать – да, это так. Поэтому без чтения, на мой взгляд, эмпатия невозможна. Слишком простые реакции будут у человека. Он скорее всего будет склонен к тому, чтобы не учитывать контекст мотивации человека. Почему он так поступил? Он на меня накричал, он мне не ответил. Или даже обманул, или бросил, или ударил, не дай Бог. Что вы дальше с этим делаете? В литературе есть время и пространство для того, чтобы поразмыслить, что происходило с человеком. И это очень важная часть литературного образования.

– Есть ли сейчас яркие литературные персонажи, которые соответствуют духу своего времени? Как, например, Холден Колфилд Сэлинджера или же Алекс из «Заводного апельсина».

– Знаете, я, честно говоря, не знаю, что такое дух времени. Правда не знаю.

– Вы бросаете читать, книгу, если она вам не нравится?

– Да, я точно бросаю читать книгу, если она мне не нравится. Только если это не книга по работе.

– Вы можете привести пример?

– Марина Степнова, «Сад». Я прочёл 30 страниц и понял, что дальше не буду читать.

– Как вы считаете, ЕГЭ убивает любовь к литературе?

– Нет, ЕГЭ ничего не убивает, это просто зеркало. «ЕГЭ убивает любовь к литературе». Как будто до ЕГЭ любовь к литературе была где-то! Нет! Если в массовой школе далеко не всегда хорошее качество преподавания литературы, то ЕГЭ не имеет к этому никакого отношения. Всё-таки любовь к литературе – для очень малого количества людей.

Первая публикация – в газете «Тольяттинский университет» № 4 (859) от 02.03.2022 г.

Просмотров: 645
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей