Киргизские сказки. В «Дилижансе» прошла премьера по повести Чингиза Айтматова

Обычно центральной темой сказок является вечное противостояние добра и зла. А что же происходит потом? Всегда ли героев ждёт счастливый финал? Всегда ли добро побеждает? Эти темы раскрываются в постановке «После сказки» по повести Чингиза Айтматова «Белый пароход». Премьеру для театра «Дилижанс» подготовила режиссёр Екатерина Зубарева.

Фото: Елена Кабилова

«Плаха» vs «После сказки»

К творчеству Чингиза Айтматова Екатерина Зубарева ранее уже обращалась: на сцене «Дилижанса» была поставлена «Плаха» по одноимённому роману киргизского писателя. Актёр Пётр Зубарев переосмыслил прозаическое произведение, переложив его на язык поэзии и музыки. Этот необычный режиссёрский приём основан на рассказах манасчи (сказитель эпоса «Манас». – Прим. авт.). Текст в спектакле пропевался, а не проговаривался, что позволяло передать этнические особенности киргизского народа.

– Рассказчик эпоса может петь «Манас» долгое время, – рассказывает Екатерина Зубарева. – Он импровизирует, входит в транс, может читать его часами и днями. От этого эпоса и родилась форма спектакля «Плаха». И я захотела поставить другую повесть Чингиза Айтматова – «Белый пароход» – тоже в этой стилистике.

Впервые постановка «После сказки» была представлена зрителям в виде эскиза на XIII фестивале «Премьера одной репетиции» в июне 2022 года.

«Премьера одной репетиции» – ежегодный театральный фестиваль «Дилижанса». Часто его участниками становятся ­­режиссёры со всей России. Их задача – за ограниченное время подготовить работы с минимальным реквизитом и костюмами. Спектакль-победитель получает финансирование и включается в репертуар театра.

Эскиз входил во внеконкурсную гостевую программу и уже на первом показе собрал множество положительных отзывов. К февралю 2023 года он был доработан и представлен в театре.

Фото: Елена Кабилова

«Детская совесть в человеке – как зародыш в зерне»

С первых минут постановка погружает зрителей в мрачную атмосферу глубоких лесов Киргизии. Здесь находится кордон – практически безлюдное и будто неживое место. Растёт там семилетний мальчик-сирота. Играет его сама Екатерина Зубарева. Миниатюрная актриса со светлой улыбкой идеально подходит на эту роль. Ей удалось выразить чистую, невинную душу ребёнка, который, несмотря на окружающие его жестокость и равнодушие, остаётся добрым, чутким и понимающим. Начальник кордона Орозкул (Максим Никлус) – настоящий тиран, воплощение жестокости, гнева и злобы. Мальчик видит, как Орозкул избивает свою жену и держит в страхе всех соседей. Жена Орозкула, тётка Бекей, не может забеременеть. Ольга Стенина, сыгравшая эту героиню, тонко передаёт эмоции несчастной женщины, с которой судьба обошлась так жестоко. Молодой лесник Сейдахмат (Павел Зотов) – беспробудный пьяница, простодушный и глуповатый мужчина. Ему, как и всем остальным жителям кордона, совершенно безразличен семилетний сирота, живущий по соседству. Единственный луч света в царящих здесь жестокости и равнодушии – дед Момун (Пётр Зубарев). Из всех немногочисленных жителей лесного кордона только старик любит мальчика и занимается его воспитанием. Момун знакомит ребёнка с менталитетом нации, обычаями, жизненными сложностями, прививает ему духовные ценности, сеет в его сердце доброту.

Фото: Елена Кабилова

Есть у старика одна особенность – его искренняя вера в таинственную сказку о Рогатой матери-оленихе, которая когда-то давно спасла жизнь киргизского народа, а после увидела человеческую жестокость и разочаровалась в людях. Эта история объединяет сердца дедушки и внука. Мальчик словно живёт в двух мирах: вымышленном и реальном. В мире грёз всё хорошо, там гармонично сосуществуют волшебство, любовь, доброта, счастье и, конечно, дедушка Момун и Рогатая мать-олениха. Они являются своеобразной заменой семьи. В реальности же всё совсем иначе. На протяжении всей своей жизни ребёнок наблюдает за битвой добра и зла в лице, соответственно, Момуна и Орозкула. И, вопреки сказочному канону, здесь побеждает зло. Не желая мириться с жестокой реальностью, мальчик «уплывает рыбой» от бессердечных людей.

Живая музыка приобретает особое значение для раскрытия идеи постановки и создания задуманной авторами атмосферы. Игра на варгане погружает театралов в глубокую лесную чащу, звуки барабанов и бубна (в зависимости от развития сюжета) становятся то громче, то тише, и это заставляет зрителей находиться в постоянном напряжении. Ритм трещотки и мелодия флейты дополняют картину, делая её объёмнее и аутентичнее. При помощи ширмы, света фонарика и заготовленных фигурок актёры создают театр теней, иллюстрируя историю о Рогатой матери-оленихе. Показ спектакля не на главной сцене «Дилижанса», а в камерном зале театра «Чёрный квадрат» придаёт постановке уникальность, помогая усилить особую атмосферу мрачных непролазных лесов Киргизии.

Увидеть печальную историю об одиночестве и несправедливости, узнать, как воспитать детскую совесть, и окунуться в киргизскую сказку можно в театре «Дилижанс». Следующий показ спектакля «После сказки» состоится 24 марта. 12+

Просмотров: 2234

Читайте также:
1 - 3 из 127
Страницы:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей