Кто такая Поллианна? В театре «Дилижанс» поставили спектакль о счастье

Спектакли бывают разные – как для взрослых, так и для детей. А есть спектакли семейные. Они интересны людям любого возраста: заставят смеяться и сопереживать. Тольяттинский театр юного зрителя «Дилижанс» поставил именно такой спектакль. Речь о «Поллианне» по роману Элинор Портер. Постановка срежиссирована художественным руководителем театра Виктором Мартыновым.

«Игра в радость»

Сюжет спектакля почти не отличается от текста романа. В его основе – история о сироте Поллианне (Ксения Ворожейкина), которой приходится переехать жить к суровой тёте Полли (Ирина Храмкова). Из среды, где царили любовь и доброта, девочка попадает в мир ограничений и запретов. Несмотря на непростую судьбу и трудное детство, Поллианна не только сумела сохранить в себе любовь к жизни и людям, но и растопила сердца жителей всего города.

В начале спектакля город и его жители кажутся серыми и удручающими. Образы американцев начала XX века переданы очень точно. Роль самого богатого и сварливого жителя городка Джона Пендлтона примерил на себя Максим Никлус, прислугу в доме тёти Полли сыграли Екатерина и Пётр Зубаревы, а жителей городка – Михаил Гаврилов, Илья Домбровский, Екатерина Федощук и другие.

Атмосфера в доме тёти Полли угнетающая. «А когда же жить?» – спрашивает Поллианна, когда тётя рассказывает о будущем распорядке дня, в котором нет места детским радостям. Кажется, в новой жизни девочки совсем не останется счастья и детства. Но у Поллианны есть средство – «Игра в радость». Эту игру придумал её отец, протестантский пастор. Поллианна мечтала о кукле, но члены благотворительной организации прислали в подарок костыли. В утешение ей отец сказал простую фразу: «Радуйся, что тебе эти костыли не нужны». Такую философию и переняла девочка. Подобное отношение к жизни вызывает у зрителя одновременно смех и сочувствие, ведь Поллианна – наивный и даже чудаковатый ребёнок, с которым случилась настоящая беда.

Актёры трепетно отнеслись к своим персонажам. Например, Петру Зубареву пришлось нанести на себя чёрный грим, чтобы сыграть чернокожего садовника тёти Полли Тома. Сама же тётя одета в строгое синее платье, подчёркивающее её тяжёлый нрав. Поллианна чем-то смахивает на Пеппи Длинныйчулок: у неё тоже пышное детское платьишко, жёлтая шляпка, смешные косички и личико, усыпанное веснушками. Художник по костюмам (Дарья Солодова) сумела создать образ ребёнка «не от мира сего» и показать это на контрасте с жителями города, одетыми в строгие костюмы. Педантичные и угрюмые горожане, занятые своими делами и погруженные в обыденность, совсем перестали замечать простые радости.

Художником по декорациям выступила Ольга Зарубина. Декорации сменялись благодаря крутящейся сцене: от комнаты Поллианны до поезда на вокзале. Всё на сцене выполнено в чёрно-белой цветовой гамме, декорации будто нарисованы мелом на доске. Не случайно садовник тёти Полли в самом начале спектакля приносит чёрную доску: со временем на ней появляется дерево, затем птицы, цветок, словно вместе с этим цветком начинается новая жизнь, полная радости.

«Каждый держится за свои скелеты»

Создателям постановки удалось затронуть струны души не только у детей, но и у их родителей. Спектакль отличается поистине добрым юмором, авторы точно передали комичность и абсурдность детской логики: если Джону Пендлтону, чтобы стать счастливым, нужны рядом женщина и ребёнок, то для всего этого Поллианне и тёте Полли нужно переехать к нему в дом – и все будут счастливы. Или, например, в одной из сцен служанка Нэнси (Екатерина Зубарева) сказала, что у Джона Пендлтона «есть скелеты в шкафу». Конечно, маленькая Поллианна восприняла эту фразу буквально и потребовала показать, где спрятан этот скелет. Примечательно, что именно её детская непосредственность делает людей вокруг счастливыми. Будучи счастливой просто по факту своей жизни, она стала своеобразным лекарством, спасательным кругом для жителей города.


О больших и маленьких радостях

Ксения Ворожейкина в роли Поллианны заставила переживать за судьбу ребёнка. К счастью, это семейный спектакль, всё здесь должно закончиться хорошо. Эта история не только о любви к жизни, но и о любви к людям, о чуткости и сострадании. Поллианна вдохнула радость в жителей городка, а они, в свою очередь, помогли девочке не сдаться в сложный период и не опустить руки.

«Поллианна» Виктора Мартынова – очень простая история, и мораль её – на поверхности: люби жизнь и людей вокруг, радуйся мелочам, радуйся тому, что жив, – и точно станешь счастливым.

Просмотров: 766
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей