«Моя музыка – мои эмоции». Легендарный ансамбль «Эмпатия» вернулся на сцену

Долгожданное возвращение легендарного тольяттинского ансамбля инструментальной музыки «Эмпатия» состоялось 14 апреля в Культурном центре «Автоград». Концерт проходил на камерной сцене Литературной гостиной (Литературный театр имени А.С. Пушкина) в узком кругу зрителей. Своим выступлением «Эмпатия» провожала из коллектива скрипачку Елену Сычугову, игравшую в ансамбле с момента его основания, и демонстрировала обновлённый состав музыкантов.

Инструментальный ансамбль «Эмпатия» основан в 2007 году. В своё время «Эмпатия» была широко известна в музыкальной среде родного города, собирала зал Тольяттинской филармонии, гастролировала по городам-соседям: Самара, Казань, Чебоксары, Димитровград... Даже мои школьные друзья когда-то советовали ознакомиться с творчеством ансамбля. Но знакомства так и не произошло.

Возможно, ещё потому, что «Эмпатия» на неопределённое время пропала с творческих радаров. После распада нескольких составов руководитель ансамбля и автор музыки Олег Щербаков искал новых музыкантов. Поиски затянулись, и среди поклонников возник слух, что «Эмпатия» больше не вернётся на сцену. К счастью, опасения оказались беспочвенны. Коллектив жив-здоров, репетирует и продолжает творить. Участница ансамбля, выпускница Тольяттинского государственного университета Дарья Круглова (виолончель) объясняет:

«Эмпатия» не исчезла, просто активность творческая снизилась, поскольку, чтобы искать новых музыкантов, делать новую программу, требуется много времени. Но даже при такой активности группа не переставала выступать. Второй состав, например, играл на фестивале «Акустика» в 2016 году.

14 апреля в Литературной гостиной играл уже третий, обновлённый состав «Эмпатии». Для ценителей это была возможность услышать в живом исполнении известные треки и новые композиции, для меня это было знакомством с неизвестной доселе музыкой креативных тольяттинских «легенд».

Правда, обстановка Литературной гостиной не соотнеслась с ожиданиями: по антуражу складывалось впечатление, что сейчас разыграется школьная постановка, а не популярный инструментальный ансамбль. Перед началом концерта пришлось потолкаться – помещение оказалось тесным для зрителей. Проход между рядами узкий, ноги впиваются в спинки кресел. Некоторые зрители смотрели программу у входной двери – не хватало места.

Группа выбрала для выступления зал, где было бы максимально скромное количество мест, поясняет лидер инструментального ансамбля «Эмпатия» Олег Щербаков. – Коллектив находится на стыке! Для нашего друга – Елены Сычуговой – это было последнее выступление. В ансамбль после перерыва вернулась Дарья Круглова. Новый состав, отработка новых композиций! Елена часть материала подзабыла уже, а Дарья не успела выучить новый. Потому решили сделать скромный, маленький концерт, чтобы по-доброму проводить нашего музыканта.

Первая пьеса концерта – «Прелюдия» – композиция с символичным названием. Она начинает программу и настраивает неподготовленного зрителя на то, каким будет ближайший час. Ритм мелодии энергичный, бодрящий, а живой звук действует как добротная кружка кофе. Камерная сцена, правда, не даёт ощущения эпичности, но позволяет наблюдать за энергетикой музыкантов. В композиции участвуют четыре инструмента: акустическая гитара – Олег Щербаков, Сергей Люкшин – бас-гитара, перкуссия Матвей Малеша, а ключевая партия у скрипки – Анастасия Усатюк.

Спустя два трека присоединилась Елена Сычугова. Девушки либо играли в тандеме, либо менялись поочерёдно. В отличие от других инструментов, скрипка звучала во всех композициях программы. Она является главным «строительным материалом» мелодии, словно прочный цемент, склеивает звуковые кирпичики в органичную музыку. Её мотив рождает сюжет и оседает в памяти, её звуки, словно целебный отвар, успокаивают душу. Убери скрипку – и любой трек «Эмпатии» станет обычным набор нот. Потому прощание с Еленой Сычуговой в финале программы символично. Мелодией «Спасибо» музыканты не просто выражают благодарность коллеге, которая играла с ними с момента основания ансамбля, а провожают в новый творческий путь ведущую скрипку.

Вся музыка «Эмпатии» будто создана для релаксации. Каждая пьеса захватывает разум, преодолевает время и расстояния, чтобы оставить слушателя гостить в невиданном, порой сказочном мире. Во время исполнения «Города тысячи слонов» воображение перенесло меня в северную Скандинавию эпохи викингов, где старый конунг принимает последний бой. Мелодия «Память» отправила меня на фронт Первой мировой. Почему-то меня тянуло на исторические ассоциации, но мои сюжеты пьес не должны совпадать с вашими. Я лишь отмечу, что музыка «Эмпатии» хорошо бы подошла для саундтрека к историческому кинофильму. Коллектив также похвастался новинками. Правда, пока это только черновики. Например, цикл лирических произведений под общим названием «Нижний Новгород». У автора музыки – Олега Щербакова – к этому городу особая любовь:

Не так давно я оказался в Нижнем Новгороде. И он мне так понравился, что в этом году я собираюсь поехать туда в пятый раз. Там потрясающая атмосфера, очень красивый город. Он вдохновил меня на написание новых композиций. И даже захотелось выпустить альбом, который бы так и назывался «Нижний Новгород». Первая мелодия из альбома – лирическая, вторая – танцевальная, третья – очень тихая, четвёртая – злая. Всё зависит от того, в каком расположении духа я пребываю в Нижнем Новгороде.

Ближе к финалу программы вступает виолончель – Дарья Круглова, выпускница кафедры «Журналистика» Тольяттинского госуниверситета. Длительный перерыв не сказался ни на её игре, ни на взаимодействии с партнёрами. Возращение «Эмпатии» на тольяттинскую сцену – это и её возвращение тоже.

Я очень соскучилась по коллективу, по музыке, по сцене, по выступлениям, – призналась виолончелистка. – Когда я ушла из группы четыре года назад, стала уделять больше времени работе, начала осваивать другие хобби – в общем, немного сменила приоритеты в жизни. Но я всё равно продолжала ходить на концерты «Эмпатии». Однажды мне приснилось, что я играю на виолончели, и в этот же день она у меня со стены упала. Подумала – знак: виолончель просится в руки! После этого я пришла к Олегу и попросилась обратно.

Концерт завершён. Час прошёл упоительно – с первых нот. Культурный отдых, оказывается, заряжает энергией получше, чем валяние на диване. Всегда было интересно, что вдохновляет на создание подобной музыки? В чём секрет?

Секрет заключается в эмоциях, – поясняет Олег Щербаков. – Кто-то их глушит, кто-то, наоборот, даёт им крылья, пускает их по ветру. Я из второй категории людей. Любой творческий человек, будучи эгоистичным (а творческий человек – всегда такой), хочет рассказать о себе, и ему важно, чтобы именно его услышали. Я испытываю трудности, скучаю по кому-то, радуюсь встрече с кем-то, и мне важно, чтобы об этом услышала вся планета. Моя музыка – это мои эмоции!

Оставался только один, самый важный вопрос: ждут ли «Эмпатию» большие сцены в ближайшем будущем?

Осенью, ближе к зиме, намечается выход нового альбома, а следом – большой концерт, – поделился планами Олег Щербаков. – В сравнении с тем, что было сегодня, надеюсь на ещё больший состав музыкантов. Ансамбль планирует гораздо более глобальное событие, чем сегодняшнее.

Просмотров: 1252
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей