«Мозаика Серебряного века». В Тольятти обсудили неоднозначные тексты классиков

Новый литературный петанк, посвящённый Серебряному веку русской поэзии, состоялся в библиотеке культурного центра «Автоград». В число обсуждаемых текстов вошли стихотворения, пьеса и короткий рассказ, представившие основные направления модернизма в русской литературе.

Литературный петанк – это интеллектуальная игра, участники которой обсуждают произведения, объединённые какой-либо тематикой. Раз в месяц организатор петанка поэт Сергей Сумин выкладывает перечень текстов для прочтения и назначает дату новой встречи. От желающих подискутировать на выбранную тему требуется только знание литературного материала. Во время игры участники анализируют произведения, стараясь приблизиться к раскрытию авторской задумки.

На обсуждение было выдвинуто шесть коротких текстов, которые позволили максимально полно, как сказал Сергей Сумин, «раскрыть Серебряный век». Среди них пьеса Александра Блока «Балаганчик», рассказ Фёдора Сологуба «Белая собака», стихотворения Валерия Брюсова «Грядущие гунны», Марины Цветаевой «Имя твоё – птица в руке...», Владимира Маяковского «А вы могли бы?» и Осипа Мандельштама «Батюшков».

Традиционно игра была разделена на четыре тура. В первом туре произведения комментировали эксперты, в число которых, помимо ведущего Сергея Сумина, вошли библиотекарь Ирина Андреева и учитель русского языка и литературы Надежда Каут. По их словам, подборка произведений действительно позволяет рассмотреть три главных направления модернизма в России: символизм (Блок, Сологуб, Брюсов), акмеизм (Мандельштам) и футуризм (Маяковский).

Во втором туре право слова перешло участникам. Многие особо отметили «Белую собаку» Фёдора Сологуба: в тексте с помощью гротеска показано, как люди превращаются в животных, которыми себя ощущают. Одни увидели в рассказе глубокий подтекст, другим он показался поверхностным, а кто-то уловил в нём зачатки постмодернизма.

Детальное обсуждение произведений состоялось в третьем туре. Наиболее сложным для восприятия оказался «Балаганчик» Александра Блока. Некоторые участники отметили, что пьеса о странном представлении, сюжет которого обращён к необычной печальной любовной истории, создаёт ощущение «отсутствия власти писателя» над собственным текстом. «Будто всем актёрам в этом театре дали волю играть, как они хотят, а у каждого из них это получается очень по-своему. В итоге всё это создаёт тот самый „Балаганчик“», – подметил участник Александр Тененбаум.

Неоднозначные трактовки получило и стихотворение Марины Цветаевой «Имя твоё – птица в руке...». Прежде всего, обсуждение вызвало признание поэтессы в чувствах к поэзии Блока, а не к самому автору. Было высказано предположение, что строчка «Имя твоё – пять букв» предполагает написание фамилии поэта с буквой «ъ» (еръ). Другие вспомнили немецкие корни писателя, отметив, что на этом языке фамилия будет писаться при помощи пяти букв (Block). Многие участники склонились ко второй трактовке, поскольку поэтесса изучала немецкий язык, занималась переводом немецких текстов на русский и, предположительно, могла опереться на свои знания и родословную Блока.

Подводя итоги, Сергей Сумин отметил, что экспертам и участникам сообща удалось интересно интерпретировать творчество поэтов и писателей. «Я даже для себя сегодня вынес несколько новых вещей, например, разные трактовки строчек стихотворения Цветаевой мне очень понравились», – резюмировал ведущий петанка.

– Среди сегодняшних текстов «Грядущие гунны» мне очень понравились, – рассказал участник петанка Константин Медведовский. – Очень актуально для России даже сейчас: колебание между Западом и Востоком, но всё-таки постоянное возвращение к восточному пути развития... Остальные тексты вызвали меньше впечатлений. Блок, наоборот, удивил в негативном смысле. А в общем подборка получилась неоднозначная. Я бы у тех же авторов выбрал совершенно другие произведения. Но сегодня я открыл для себя что-то новое.

Следующий петанк состоится 20 марта в 15:00 в библиотеке культурного центра «Автоград». Тема обсуждения – «Русский метафизический рассказ 10–30-х годов XX века». Вход свободный. 12+

Просмотров: 605
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей