Музыкальная сказка без слов

20 октября в ДК Тольятти с новой концертной программой «Музыка мира» выступал музыкант Валерий Дидюля. Гитарист уже не первый раз приезжает в наш город, но посетить его концерт удалось лишь сейчас, спустя десять лет после того, как я впервые услышал и увидел виртуозные исполнения Дидюли по телевизору. Для меня послушать живой звук было не просто заданием редактора, а желанием увидеть своими глазами, как лучший инструменталист мира создаёт яркие и неповторимые музыкальные мотивы.

Помню, как в моём беззаботном детстве по каналу НТВ показывали концерт группы «ДиДюЛя». Это было время, когда интернет ещё не охватил каждый дом, и молодёжь по большей части получала информацию из телевизора, а не смартфона. В тот день я переключал каналы в поисках мультиков, и случайно наткнулся на концерт «ДиДюЛи». До его просмотра я ничего не знал ни о самом коллективе, ни об их творчестве. Лёгкая, умиротворяющая музыка, она захватила меня с первых минут и не отпускала до ближайшей рекламной паузы. Да и после неё тоже. У композиций не было слов, их не представлял конферансье, музыканты не общались с аудиторией – просто звучала музыка, и ничего лишнего. Композитор и лидер коллектива – Валерий Дидюля – настолько мастерски обращался с гитарами, что весь концерт я гипнотически наблюдал за ним, словно змея, двигающаяся под звуки дудки индийского заклинателя.

С тех пор я постоянно слушаю музыку Дидюли. Для меня это эффективная терапия от разговоров и лишних слов. Впускаешь мелодию в голову и представляешь сказочные миры, погружаешься в себя, в свои размышления… Конечно, я мечтал послушать Дидюлю вживую. Не только из эстетической потребности – хотелось самому убедиться в магической силе живого звука и правдивости игры на музыкальных инструментах.

dedyulya.jpg

И вот, концертный зал ДК Тольятти. Я сажусь на своё место и вижу сцену, которая обставлена как в телевизионной версии концерте. Шесть видов акустических гитар, барабанная установка, скрипки, виолончель, одна бас-гитара, саксофон, флейта, синтезатор, а ещё зелёный свет, тёмный фон и дымок над полом – всё словно говорило, что тебя ожидает грандиозное зрелище. Ещё ничего не началось, но один лишь вид безлюдной сцены пробирает до мурашек. А когда за инструменты взялись Валерий Дидюля и члены его коллектива, ощущение – словно попал в другую реальность. Зал стал мистическим пространством, где нет никого, кроме выступающих, и нет ничего, кроме музыки.

Дидюля - гений! Его виртуозное обращение с гитарой как поражало, так и поражает сейчас. Ещё он отличный артист. Его поведение, движение на сцене добавляют композиции сюжета. Он может настроить гитару во время исполнения и изящно это обыграть. Как только номер заканчивается, гитарист с улыбкой на лице грациозно указывает на коллег, будто говорит слушателям: «Это не только моя заслуга. Для вас играют и мои товарищи». Другие участники группы бесценно дополняют гитарный мотив своими инструментами. Весь коллектив – это слаженный организм, который получает удовольствие от того, что вытворяет на сцене.

Перед началом концерта были опасения, что маэстро не сыграет любимые композиции. А в итоге он сразу начал с «Легенды» - медитативной мелодии, навеянной японскими мотивами. После неё коллектив представил «Сатиновые берега», «Один день в сентябре», «Полёт на Меркурий», «Арабику»… То, за что когда-то я полюбил творчество Дидюли. Только это были обновлённые версии. Концерт сопровождал камерный оркестр, а скрипки и виолончель придали старым композициям новые смыслы.

За два с лишним часа на сцене переплелись такие стили как нью-эйдж (музыка расслабляющего и лёгкого звучания), фолк-рок (объединение народной музыки и рока), фьюжн (совокупность джаза и музыки других стилей) и акустические баллады. У композиций нет слов, зато в каждой из них есть история, образ, который слушатель рисует сам. Лично я во время концерта побывал в лесу, космосе, на горных равнинах, погулял по острову, в пустыне, Испании, японских садах, на индийском рынке и даже стал героем скандинавской саги. На каждую мелодию своя ассоциация. По сути, концерт Дидюли – это музыкальная сказка, и коллектив тщательно старается воссоздать её. Свет, подача, местами даже юмористические номера, когда музыканты без слов с помощью нотной дуэли выясняют, какой инструмент лучше – всё это выстраивается в некий разрозненный, но понятный любому сюжет. Чтобы говорить о вечном, не обязательно использовать слова, достаточно просто послушать хорошую инструментальную музыку. Именно за этим люди ходят на концерты Дидюли: за музыкальной сказкой и за возможность подумать о вечном.

Просмотров: 1073
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей