Неразгаданная тайна. В «Дилижансе» прошла премьера спектакля «Пикник на обочине»

Поставить фантастическую повесть на сцене непросто. А если произведение наполнено философским смыслом, задача может казаться практически невыполнимой. Однако театру «Дилижанс» удалось с ней справиться. В ноябре здесь состоялась премьера спектакля «Пикник на обочине» по одноимённой повести братьев Стругацких. Режиссёром-постановщиком выступил Виктор Мартынов.

Тайны вселенной

В зрительном зале погас свет – всё внимание зрителей обращено на экран над сценой. Ведущий телепередачи «Тайны вселенной» (Антон Шибанов) берёт интервью у доктора Пильмана (Константин Федосеев) из маленького городка Хармонт. Тема их беседы – необычные явления, происходящие в мире, а именно появление «зон». В ходе интервью становится понятно: так жители Земли стали называть территории, которые, вероятнее всего, возникли после таинственных посещений из космоса. Эти места смертельно опасны, а те, кто решаются проникнуть в них, часто подвергаются мутациям (либо такая участь ожидает их потомство). Однако это не останавливает сталкеров – людей, которые поняли, как выжить в «зоне». Они продолжают посещать её в поисках необычных безделушек для продажи.

Периодические включения телепередачи сопровождают всё действие спектакля, помогая зрителю интерпретировать происходящее на сцене. Благодаря этому приёму режиссёра сюжет приобретает глубину, а фантастические теории становятся новой реальностью.

Примечательно, что никто из учёных не может ответить на вопросы, почему после контактов с людьми из «зон посещения» одни умирают при странных обстоятельствах, другие мутируют, а покойники превращаются в живых мертвецов. У науки нет ответов, только гипотезы.

В спектакле показан вечный конфликт между жаждой человека к изучению мира и его познавательными возможностями на определённом этапе развития цивилизации. Ещё Гёте затрагивал эту тему в «Фаусте», рассказывая историю о человеке, желающем познать саму суть вещей и принести пользу миру. В итоге цель была достигнута, но ценой человеческих жизней. То же мы видим и в спектакле. Все попытки людей приблизиться к неизведанному влекут за собой лишь новые потери. Какова же природа «зоны»? Это площадка для контакта с пришельцами или просто пикник на обочине крошечной планеты под названием Земля?

В спектакле поднимается и тема взаимодействия природы и людей. Когда-то человек возомнил себя «царём природы», а теперь умирает из-за неизвестного науке мусора – подобно морским существам, которые погибают из-за пластиковых пакетов или случайно разлитой в океане нефти. Но животные погибают по вине человека, а люди – из-за собственной смещённой системы ценностей и нездоровых представлений о человеческом счастье.

Тайны души

Со сталкером Рэдриком Шухартом (Пётр Зубарев) зритель знакомится уже в основном сценическом действии. Его жизнь переполнена противоречиями. Он не слишком дорожит деньгами, но ради них рискует всем, что у него есть. Любит жену, но изменяет ей с любовницей, которую презирает. Лучшим другом считает доносчика и лгуна. Упрекает бармена в торговле алкоголем, но сам продолжает приходить в бар и употреблять спиртное. Осуждает сталкера Барбриджа (Олег Андюшкин) за то, что тот отправляет молодых и неопытных на смерть, при этом сам приносит в жертву сына Барбриджа Артура (Дмитрий Дёмин) ради исцеления собственной дочери.

Противоречивость персонажа, по большому счёту, связана с его неумением сопротивляться искушениям. Сам Рэд признаётся: «Как, помнится, пуговицы на кофте у матери – янтарные такие, полупрозрачные, золотистые, так и хочется сунуть в рот и сосать в ожидании какой-то необычайной сладости. И я брал их в рот и сосал, и каждый раз страшно разочаровывался, и каждый раз забывал об этом разочаровании – даже не то чтобы забывал, а просто отказывался верить собственной памяти, стоило мне их снова увидеть».

Связь Рэда с «зоной» пугающе сильна. Предупреждения специалистов для него лишь помехи на пути к деньгам. Он не собирается бросать свою работу сталкера и даже уговаривает учёного по имени Кирилл (Павел Зотов) посетить «зону», то есть нарушить закон и, возможно, рискнуть жизнью.

Судьбу его жены Гуты (Ирина Храмкова) тоже нельзя назвать лёгкой. Выйдя замуж за сталкера, она превратила собственную жизнь в настоящий поток проблем. Женщина поссорилась с родственниками, приютила «живого мертвеца» (отца Рэда) и всю жизнь посвятила глубоко больной дочери Марии (Татьяна Сундукова), пока любимый муж лавировал между домом, зоной и тюрьмой... Они с Рэдом называют девочку Мартышкой. Она – ребёнок, изуродованный «зоной». С каждым днём девочка всё больше теряет и разум, и человеческое обличие.

В мире как будто не осталось практически ничего человеческого. Полиция в лице Капитана Квоттерблада (Максим Никлус) гоняется за Рэдом. И для представителя закона он просто обезличенный преступник. По другую сторону закона находится скупщик артефактов Фил (Илья Домбровский). Именно он занимается перепродажей находок из зоны. Рэд для него не более, чем очередная возможность обрести богатство. Друзья из бара, как правило, больше заняты своими проблемами. Только с женой Гутой сталкер действительно может говорить на равных.

«Тайны» визуализации

Виктор Мартынов работал над спектаклем в команде с художником-постановщиком Ольгой Зарубиной и художником по костюмам Ириной Шугаевой.

Сценический свет в спектакле выстраивал Тарас Бортник. Те фрагменты, которые знакомят нас с мыслями главного героя, художник по свету отметил белым свечением, как бы подсказывая, что, несмотря на все ошибки, Рэд чист душой. В то же время сцены, в которых герой подвергается различным искушениям, отмечены розовыми оттенками. Поэтому в постановке этот цвет можно считать символом поверхностных, ложных радостей.

«Зона» всегда покрыта туманом и встречает героев тёмными холодными тонами. Город, как правило, немного теплее и светлее: здесь любят и ждут, здесь всегда есть надежда.

– Мне всё очень понравилась! Ну, конечно, главный герой, Зубарев – это что-то с чем-то! Это было великолепно! – восторженно прокомментировала постановку зрительница Наталья.

– Мне очень понравилась актёрская игра. Если честно, я не люблю ходить в театр, потому что, как правило, актёры переигрывают. В «Дилижанс» я пришла в первый раз. И увидела, что в постановке всё было в тему, особенно у главного героя. Мне понравился его голос. Все интонации он передал просто отлично – без переигрывания. Сюжет мне не особо понравился, потому что я люблю более простые истории, романтичные, светлые. Но, по-моему, актёрами всё было сыграно просто отлично, – высказалась зрительница Анастасия.

«Пикник на обочине» – история-загадка. Она не отвечает на экзистенциальные вопросы, которые возникают при просмотре. Это задача зрителя – осмыслить границы добра и зла, понять выбор жизненного пути главного героя и причины катастроф.

Попытаться ответить на эти вопросы можно на следующем показе спектакля. Он состоится 3 февраля 2024 года.

Благодарим Елену Кабилову за предоставленные фотографии

Просмотров: 1220
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей