Нюансы мотивации

В рамках Дней науки в опорном Тольяттинском государственном университете (ТГУ) прошли психологические тренинги, мастер-классы и дискуссии о мотивах человеческого поведения. Программу мероприятия разработали и воплотили преподаватели и студенты кафедры «Теоретическая и прикладная психология».

Терапия для души

В рамках программы бакалавры-психологи в своих докладах рассказали о психологических особенностях общения в интернете, о том, как можно использовать песок (техники Sandplay) в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Студентка Екатерина Белякова провела «сеанс» песочной терапии. Участники с помощью песка моделировали жизненное пространство, работали с границами и символическими метафорами. Главная задача – построить город будущего и отстоять свои позиции. «Эта терапия помогает осознать потенциальные возможности на будущее и осознать личностные ресурсы, которые помогут в реализации определённых достижений. Терапия снимает внутреннее напряжение и повышает уверенность в себе, открывая новые пути развития», – отметила Екатерина Белякова.

Магистранты-психологи показали результаты серьёзных исследований – как обеспечивать информационно-психологическую безопасность подростков в сети интернет, каковые жизненные ценности подростков с девиантным поведением, особенности телесного «Я» студентов-музыкантов. Причём в этом году три доклада на секции были посвящены вопросам построения жизненной перспективы, что отражает серьёзное отношение молодёжи к своему будущему.

Что нами движет?

Чем обусловлено наше поведение? Что движет нашими поступками? Зомбированные людей – это миф или правда? Такие вопросы обсудили студенты и преподаватели в дискуссионном клубе. Ведущими мероприятия были магистр первого курса Татьяна Юдина и выпускник ТГУ Артём Абушик. Тему дискуссии «Мотивы человеческого поведения» разработали профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Эльвира Николаева, преподаватели кафедры Светлана Николаева и Ирина Малышева. В дискуссионном клубе приняли участие 30 человек.

Анализ мотивации поведения – это объяснение того, почему и как мы поступаем в какой-либо ситуации, чем аргументируем поступки и как эта мотивация помогает отрегулировать поведение. Участники дискуссии в течение двух часов в спорной и нелёгкой атмосфере выясняли эти вопросы. В ходе общения выяснилось, что мотивы могут быть осознаваемы и не осознаваемы. О примерах такого поведения рассказали психологи, которые работают в школах и в наркологических диспансерах: «Девочку поймали на воровстве. Когда начали разбирать ситуацию и анализировать поведение школьницы, выяснилось, что она крадёт только у одного мальчика и ни у кого больше. Оказалось, что этот мальчик её публично высмеивал, и она в ответ ему мстила. Отсюда и мотив, а ведь многие её стали считать квалифицированной воровкой».

– Успешность дискуссии – в её обратной связи. Люди задумались о неосознаваемых мотивах, которые нами управляют. Мы пытаемся подросткам с девиантным поведением навязать социальные мотивы, когда на самом деле ими движет что-то другое. Необходимо это учитывать при воспитании детей. Важно чтобы студенты развивали публичную социальную активность – и помогали друг другу найти ответы на вопросы мотивации в психологическом аспекте, – подчеркнула профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Эльвира Николаева.

 

Метод нейрографики

Ученики тольяттинских школ показали свои психологические знания на «вертушке» «ГТО по психологии», которую проводили студенты и магистранты кафедры «Теоретическая и прикладная психология». Маршрут проходил по кабинетам одного из учебных корпусов университета. Успешно пройти квесты ученикам помогала их сообразительность и поведенческие особенности.

– Мы наблюдали, как современные школьники ориентируются в жизненных ситуациях и попадают в поле новых знаний. Трудней всего «вертушку» проходили те дети, которые привыкли к шаблонному мышлению, – заметила старший преподаватель кафедры психологии Ирина Малышева.

Ещё одна психологическая проблема – в том, что не только студенты, но и школьники ночами не спят перед экзаменами. Как побороть страхи и сконцентрироваться на самом главном перед сдачей тестов? С этими вопросами помог разобраться тренинг «Экзамен без стресса: метод нейрографики». Мастер-класс проводила психолог, инструктор нейрографики Наталья Воробьёва. Тренинг связан с воздействием рисования на эмоциональное состояние. Ребята, изображая кружочки и линии, учились успокаивать себя перед экзаменами, концентрироваться, настраиваться на положительный результат и плодотворную подготовку. Метод нейрографики изобретён Павлом Пискарёвым – и сейчас этот метод помогает работать с тревожным состоянием человека и настраивать его на позитивный лад.

– Мне очень понравился мастер-класс. Мы рисовали рисунки, которые в дальнейшем нам помогут сдать экзамен без стресса. Я поняла, что важно концентрироваться на чём-то одном – и тогда это даст положительный результат. Теперь я знаю, как грамотно выражать свои эмоции, – поделилась своим впечатлением школьница Валерия Вамурина.

Далее студент Александр Бязин провёл мастер-класс по технике биологической обратной связи в развитии навыков саморегуляции. Ученики выполняли упражнения на основе компьютерных психопрофилактических программ «Волна» и «Экватор».

 

Найти себя в игре

Сомнение в выборе профессий присуще каждому человеку. На тренинге «Настольная трансформация-игра «Ты нужен планете» старшеклассники определяли профессиональный тип личности, чтобы понять, в каком направлении им развиваться. Игру разработала специалист по профориентации, бизнес-тренер Марина Ковалёва, которая рассказала следующее: «Тренинг помогает понять, в каких условиях человек хотел бы работать, каких ценностей он придерживается, что готов отстаивать, а чем он может пожертвовать. Мы разбираемся с критериями профессий и с ресурсами, которые люди готовы потратить для достижения целей. Может так случиться, что человек вложился в профессию, потратил много времени, денег и сил, а потом понял, что это не то, о чём он мечтал».

– Я учусь на четвёртом курсе, но иногда я чувствую себя школьником – выпускником, который не знает – в каком направлении идти. Предугадать своё будущее невозможно, но эта игра помогла мне разобраться во многих аспектах, – поделилась студентка 4-го курса Анна Хромина.

– Игра помогла мне с самопрезентацией. У меня были с этим трудности, потому что обычно я стараюсь находиться в своей зоне комфорта. Но в этой ситуации – благодаря тренингу – смогла перебороть себя, – рассказала школьница Анастасия Скачкова.

За три дня в психологических тренингах, дискуссиях и мастер-классах приняли участие 156 человек (из них 113 учащихся и студентов колледжей) и 26 преподавателей от ТГУ и других образовательных учреждений.

Просмотров: 1038
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей