Осовременили классику. В театре «Дилижанс» поставили трагический стендап по роману «Братья Карамазовы»

В театре юного зрителя «Дилижанс» состоялась премьера спектакля «Карамазовы» по роману Фёдора Достоевского «Братья Карамазовы». Эскизная версия постановки стала победителем XI фестиваля «Премьера одной репетиции». Режиссёром выступила Евгения Колесниченко – девушка из родного города автора романа – Санкт-Петербурга. Это не первая постановка «Дилижанса», представляющая актуальную интерпретацию классики.

Кстати, две последние постановки по классическим произведениям у «Дилижанса» – по романам Достоевского: «Карамазовы» и «Преступление и наказание». Ставили их режиссёры из Санкт-Петербурга. О том, что получилось у режиссёра Евгения Зимина, «Есть talk!» уже писал. Новый спектакль тоже обещал быть интересным – в афише жанр был определён как трагический стендап. Поколение, приученное к Comedy Club, привыкло воспринимать стендап как исключительно юмористический жанр. Что вполне понятно, но всё же не совсем верно. Изначально у этого слова был несколько другой смысл: оно означало живое сольное выступление перед аудиторией. Поэтому спектаклю «Дилижанса» вполне подходит такое определение жанра, да и нет никакого противоречия в использовании его в сочетании с определением «трагический».

Спектакль построен на монологах героев. Все слова, которые проговаривали персонажи, написаны Достоевским в книге от лица автора. Можно сказать, текст романа трансформировался в пьесу. В такой форме подать материал со сцены получилось эмоционально и образно. Инсценировками и стендапами занимались сама Евгения Колесниченко и Артём Казюханов.

В основе сценария постановки – лишь фрагмент романа «Братья Карамазовы». Длится спектакль около часа. Режиссёр сосредоточился на том фрагменте сюжета, когда братья приезжают домой к своему отцу, которого, мягко говоря, не очень любят. Евгения Колесниченко старалась не отходить от классических образов главных героев произведения, когда переносила их со страниц книги на сцену театра. Поэтому эмоции порой доходили до точки кипения, превращаясь в ядовитый коктейль.

Роль отца семейства исполнил Олег Андюшкин. Он сыграл одного из самых ярких персонажей постановки – богохульника, пьяницу, лжеца Фёдора Карамазова. Он – словно болезнь, захватившая каждого из его сыновей. Не менее ярко исполнил свою роль и Пётр Зубарев, сыграв одного из братьев – Дмитрия Карамазова. Его роль была очень экспрессивной, противоречивой, и в этом он особенно напоминал отца. Константин Ткаченко исполнил роль умного, но чересчур высокомерного Ивана. А Максим Никлус сыграл младшего – Алексея – самого набожного и доброго из всех Карамазовых. Но даже в его душе нашлось место для «карамазовской червоточины». Роль Смердякова, внебрачного сына Фёдора Карамазова, исполнил Александр Кудрявкин.

Татьяна Сундукова (Грушенька) несколько раз появлялась на сцене в разных фрагментах спектакля. В её образе можно увидеть всех замученных этим семейством женщин, почувствовать, что это сама совесть, напоминающая героям о себе. За всю постановку Грушенька не сказала ни слова, «общаясь» со зрителями жестами или движениями, что добавило глубины её образу. Режиссёр не только постаралась предельно точно передать образы, созданные писателем, и сохранить сюжетную линию, но и перенести на сцену глубокий психологизм Достоевского.

Часто Грушенька, как и все остальные персонажи, взаимодействовала с символичным предметом – белой тканью, которую она принесла на сцену в начале спектакля. Евгения Колесниченко отказалась давать чёткий ответ на вопрос о том, что в её понимании символизирует ткань. По мнению режиссёра, зрителя не стоит ограничивать, когда речь идёт об интерпретации спектакля. Но эта белая ткань заменила собой жизнь персонажам. Актёры часто взаимодействовали с ней, то закручиваясь в неё, то пряча что-то под ней. Все переживания героев, их сомнения, ненависть, любовь – всё это нашло в ней своё отражение.

– «Дилижанс» по своему творчеству очень отличается от других театров. У каждого тетра в городе свой «характер». И новая постановка вышла в духе «Дилижанса». Классика в любом случае бессмертна. Но, по моему мнению, когда кому-то знакомое, кому-то незнакомое произведение подают, с одной стороны, в современной обработке, с другой – очень уважительно к оригиналу, – это прекрасно. Спектакль идёт около часа, но актёры и режиссёр держат зрителей за душу, сжимая в кулак или давай вздохнуть. Мне кажется, это очень здорово! – поделилась впечатлениями Марина Козлова, руководитель департамента культуры администрации г. о. Тольятти.

Основная тема постановки – ценность человека, его души. Опираясь на произведение Достоевского, режиссёр не могла не затронуть его рассуждений о жизни человека. Персонажи на сцене неоднократно задаются вопросом: «Так зачем живёт на свете такой человек? Который скандалит, пьёт как свинья, сношает кликуш и стяжает деньги, как Гарпагон?» Режиссёр, завершая постановку мрачным музыкальным фрагментом, предлагает зрителю самому ответить на этот вопрос.

 

Благодарим Елену Кабилову за предоставленные фотографии

Просмотров: 50
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей