Память. Инструкция по применению
7 сентября 2019

Авторы – магистранты Тольяттинского государственного университета Анастасия Артёменко и Артём Абушик

Многие студенты часто задаются вопросом о том, как же всё-таки запомнить такую кучу информации, да ещё и так, чтобы это всё можно было вспомнить в назначенный час? На этот вопрос мы сейчас и постараемся ответить.

Память – это явление запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания человеком информации, которую он усваивает в течение всей своей жизни. Память необходима человеку. Она позволяет ему накапливать, сохранять и впоследствии использовать личный жизненный опыт, в ней хранятся знания и навыки. А как это работает? Всё то, что человек воспринял, не исчезает бесследно: вся полученная информация хранится в коре больших полушарий мозга, которую возможно поднять на поверхность даже после забывания, допустим, с помощью цепи ассоциаций. На этой основе человек может запомнить и сохранить, а впоследствии воспроизвести образ отсутствующего предмета или усвоенные ранее знания. Каждый из процессов памяти имеет свои особенности.

Первоначальная стадия запоминания – так называемое непреднамеренное или непроизвольное запоминание, т.е. запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов. Для того чтобы тот или иной материал закрепился в памяти, человек должен соответствующим образом его переработать. Этот процесс переживается как отзвук только что происшедшего события: на какое-то мгновение мы как бы продолжаем видеть, слышать и т.д. то, что уже непосредственно не воспринимаем (стоит перед глазами, звучит в ушах и т.д.). Эти процессы получили название кратковременной памяти. В отличие от долговременной памяти, для которой характерно длительное сохранение материала после многократного его повторения и воспроизведения, кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением.

Непроизвольно запоминается многое из того, с чем человек встречается в жизни: окружающие предметы, явления, события повседневной жизни, поступки людей, содержание книг, прочитанных без всякой учебной цели.

От непроизвольного запоминания надо отличать произвольное запоминание, характеризующееся тем, что человек ставит перед собой определённую цель – запомнить то, что намечено, и использует специальные приёмы запоминания.

То, что человек запомнил, мозг хранит более или менее длительное время. Таким образом, когда человек получает новую информацию, она отправляется в своеобразный «банк информации», где и хранится. Именно этот «банк» и представляет собой опыт человека.

Извлечение материала из памяти осуществляется с помощью процесса воспроизведения. Это можно представить в виде процесса извлечения нужной книги из огромной библиотеки. Воспроизведённая информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

Процесс забывания выражается в невозможности восстановить ранее воспринятую информацию. Наиболее часто забываем то, что незначимо.

Забывание может быть естественным процессом, и тогда забывается прежде всего то, о чём мы не думаем, и то, что плохо запомнили. Как правило, забывается всё то, о чём думаем перед сном. Поэтому важные мысли, пришедшие перед засыпанием, куда-нибудь запишите. С другой стороны, сон хорошо стирает плохие воспоминания: легли, поспали, утром вечерних неприятностей как будто и нет: «Утро вечера мудренее».

Забывание также может быть следствием психологических проблем, в том числе следствием вытеснения неприятных событий: у большинства людей неприятные события забываются скорее, чем приятные. Оно протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идёт медленнее.

 

Законы – в помощь!

Как любое психическое явление, у памяти есть ряд законов и закономерностей, по которым она работает. Зная и применяя их, можно легко овладевать даже большими объёмами информации. Итак, к законам относятся:

• Закон интереса. Интересное запоминается легче.

• Закон осмысления. Чем глубже осознаётся запоминаемая информация, тем лучше она запоминается.

• Закон установки. Если человек сам себе дал установку запомнить информацию, то запоминание произойдёт легче.

• Закон действия. Информация, участвующая в деятельности (то есть если происходит применение знаний на практике), запоминается лучше.

• Закон контекста. При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше.

• Закон торможения. При изучении похожих понятий наблюдается эффект «перекрытия» старой информации новой.

• Закон незавершённости. Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т. д. Этот закон получил название «Эффект Зейгарник».

Важные закономерности

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее.

С увеличением повторений скорость заучивания уменьшается. То есть разница между 15 повторами и 10 будет невелика.

Учить информацию целиком будет эффективнее, чем учить её по частям. Если необходимо выучить стихотворение, то лучше учить его сразу всё, а не по четверостишиям.

«Эффект края» – явление, которое состоит в том, что элементы, находившиеся в начале и конце, запоминаются быстрее и лучше, чем элементы, находящиеся в середине.

 

А что делать-то?

Самый распространённый приём – повторение. Понятно, что необходимый материал лучше учить заранее, но мало кто из студентов учит с первого же дня, предпочитая оставлять всё на последние дни. Поэтому ниже предлагается режим повторения материала для наилучшего запоминания.

 

Если у вас скоро сессия и есть всего два дня:

1. Первое повторение – сразу по окончании чтения;

2. Второе повторение – через 20 минут после первого повторения;

3. Третье повторение – через 8 часов после второго;

4. Четвёртое повторение – через 24 часа после третьего.

 

Если нужно помнить очень долго и вы решили учить с первого дня:

1. Первое повторение – сразу по окончании чтения;

2. Второе повторение – через 20–30 минут после первого повторения;

3. Третье повторение – через 1 день после второго;

4. Четвёртое повторение – через 2–3 недели после третьего;

5. Пятое повторение – через 2–3 месяца после четвёртого повторения.

 

И пусть семестр ещё только начался – попробуйте уже сейчас использовать те способы, которые описаны выше. Мы уверены, что результат вас приятно удивит.

 

Материал впервые опубликован в газете «Speechka» № 6 (84) от 06.04.2017 г.

Просмотров: 1308
Читайте также:
Поделиться с друзьями
Назад к списку статей